Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Положению об организации учетной
политики в Финансово-казначейском
управлении Администрации
города Смоленска
Порядок
проведения инвентаризации имущества и обязательств в Финансово-казначейском управлении Администрации города Смоленска
1. Настоящий порядок разработан в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" ";
- Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению";
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
2. Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего Управлению, но числящегося в бухгалтерском учете;
- сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете имущества, финансовых активов и обязательств (выявление неучтенных объектов, недостач);
- документальное подтверждение наличия имущества, финансовых активов и обязательств;
- определение фактического состояния имущества и его оценка;
- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов. А также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств;
- выявление признаков обесценения активов.
Проведение инвентаризации обязательно:
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
- в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);
- при реорганизации, изменении типа учреждения или его ликвидации;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
3. Общий порядок и сроки проведения инвентаризации.
3.1. Для проведения инвентаризации в Управлении созданы постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых и финансовых активов, а также по проведению инвентаризации имущества и обязательств и комиссия для проведения внезапной ревизии кассы (далее - инвентаризационная комиссия).
3.2. Сроки проведения плановых инвентаризаций установлены в графике проведения инвентаризации. Кроме плановых инвентаризаций, Управление может проводить внеплановые инвентаризации на основании приказа начальника Управления.
3.3. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные и не учтенные бухгалтерией на момент проведения инвентаризации.
3.4. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета.
3.5. Для оформления инвентаризации комиссия применяет следующие формы, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н: ф. 0504083, ф. 0504087, ф. 0504088, ф. 0504089, ф. 0309014, ф. 0504092, ф. 0504835.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения активов.
При обнаружении ошибок после инвентаризации - инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
4. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, активов и обязательств.
4.1. Инвентаризация основных средств проводится один раз в год, перед составлением годовой бюджетной отчетности.
4.2. Инвентаризации подлежат основные средства на балансовых счетах 101.00 "Основные средства", на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". Основные средства, которые временно отсутствуют (например, находятся на ремонте), инвентаризируются по документам и регистрам до момента выбытия.
Перед началом проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия проверяет:
- наличие инвентарных карточек на основные средства, полноту их заполнения;
- документы о государственной регистрации объектов;
- документы на основные средства, которые приняли или сдали в аренду.
При отсутствии документов инвентаризационная комиссия должна обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации следует внести соответствующие уточнения или исправления.
В ходе инвентаризации инвентаризационная комиссия проверяет:
- фактическое наличие объектов основных средств, и правила их эксплуатации;
- физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, износ, порча и т.д., а также возможность их дальнейшего использования. Данные об эксплуатации и физическом состоянии инвентаризационная комиссия указывает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА инвентаризационная комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
Э - в эксплуатации;
ТРм - требуется ремонт;
НК - находится на консервации;
ТМ - требуется модернизация;
ТРк - требуется реконструкция;
НСТЭ - не соответствует требованиям эксплуатации;
НВЭ - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
ПЭ - продолжить эксплуатацию;
Р - ремонт;
К - консервация;
МД - модернизация, дооснащение (дооборудование);
Рк - реконструкция;
С - списание;
У - утилизация.
4.3. При инвентаризации нематериальных активов инвентаризационная комиссия проверяет:
- есть ли свидетельства, патенты и лицензионные договоры, которые подтверждают исключительные права Управления на активы;
- учтены ли активы на забалансе и нет ли ошибок в учете.
Результаты инвентаризации заносят в инвентаризационную опись (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА инвентаризационная комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
Э - в эксплуатации;
ТМ - требуется модернизация;
НСТЭ - не соответствует требованиям эксплуатации;
НВЭ - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
ПЭ - продолжить эксплуатацию;
МД - модернизация, дооснащение (дооборудование);
С - списание.
5. Материальные запасы инвентаризационная комиссия проверяет по каждому материально-ответственному лицу и по местам хранения. Отдельные инвентаризационные описи (ф. 0504087) составляются на материальные запасы, которые:
- находятся в Управлении и распределены по материально-ответственным лицам;
- отгружены, но не оплачены.
Результаты инвентаризации инвентаризационная комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА заполняются следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
Зис - в запасе для использования;
Зхр - в запасе для хранения;
Ннк - ненадлежащего качества;
Пвр - поврежден;
ИСхр - истек срок хранения.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
Ис - использовать;
Пхр - продолжить хранение;
С - списать;
Отр - отремонтировать.
6. Инвентаризация кассы может быть плановая и внеплановая (внезапная):
- плановая инвентаризация проводится ежегодно перед составлением годовой отчетности;
- внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится ежеквартально, а также по требованию начальника Управления или контролирующих органов.
При проверке кассы инвентаризации подлежат:
- наличные деньги;
- бланки строгой отчетности;
- денежные документы.
Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности производится путем полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности инвентаризационная комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.
В ходе инвентаризации кассы инвентаризационная комиссия:
- проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал операций по счету "Касса" и другие документы кассовой дисциплины;
- сверяет суммы, оприходованные в кассу, с суммами, списанными с лицевого счета;
- проверяет соблюдение кассиром лимита остатка наличных денежных средств, своевременность депонирования невыплаченных сумм заработной платы.
Результаты инвентаризации кассы оформляются:
- актом инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0309014) ежеквартально, инвентаризационной описью наличных денежных средств (ф. 0504088) ежегодно;
- инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) ежегодно.
7. Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами инвентаризационная комиссия проводит с учетом следующих особенностей:
- определяет сроки возникновения задолженности;
- выявляет суммы невыплаченной заработной платы (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам;
- сверяет данные бухгалтерского учета с суммами в актах сверки с поставщиками (подрядчиками), а также с внебюджетными фондами - по налогам и взносам;
- проверяет обоснованность задолженности по недостачам, хищениям и ущербам.
8. При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационная комиссия проверяет:
- суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов;
- правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
9. При инвентаризации доходов будущих периодов инвентаризационная комиссия проверяет суммы дотаций на выравнивание. Также проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов и обоснованность наличия остатков.
10. При инвентаризации по внутренним долговым обязательствам и муниципальным гарантиям инвентаризационная комиссия проверяет:
- расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам;
- расчеты с иными кредиторами по муниципальному долгу.
Оформление результатов инвентаризации
Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами и материально-ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости), акты о результатах инвентаризации передаются в бухгалтерию для выверки данных фактического наличия имущества и материальных ценностей, финансовых активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.
При установлении расхождений фактических данных с данными бюджетного учета в процессе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092, в которой фиксируются расхождения: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении. Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации ф. 0504835.
После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бухгалтерском учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца. В котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с материально-ответственного лица по причинам расхождений с данными бухгалтерского учета. Приказом начальника Управления создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение несохранности доверенных ему материальных ценностей.
График
проведения инвентаризации
N |
Наименование объектов инвентаризации |
Сроки проведения инвентаризации |
Период проведения инвентаризации |
1 |
Нефинансовые активы (основные средства, материальные запасы, нематериальные активы) |
Ежегодно на 01 января |
Год |
2 |
Финансовые активы (финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская задолженность) |
Ежегодно на 01 января |
Год |
3 |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций. Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности |
Ежеквартально |
Квартал |
4 |
Обязательства (кредиторская задолженность): - с подотчетными лицами - с организациями и учреждениями |
Ежегодно на 01 января |
Год |
6 |
Внезапные инвентаризации нефинансовых и финансовых активов, всех видов имущества и обязательств |
- |
При необходимости, в соответствии с приказом начальника Управления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.