Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налоговых льготах для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Комитет) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на предоставление новым организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов, при соблюдении определенных условий, налоговых льгот.
В частности, положениями законопроекта предусматривается, что указанные организации в течение 20 лет с момента регистрации на территории Курильских островов не будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций. Также они в течение указанного периода будут иметь право применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента.
Кроме того, законопроектом устанавливается возможность применения на территории Курильских островов таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом операции с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, внутри Курильских островов (например, при ввозе из третьих стран, переработке) будут освобождены от налога на добавленную стоимость.
Комитет поддерживает законодательные инициативы, направленные на инвестиционную привлекательность территорий Дальнего Востока.
В тоже время следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что определить дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета не представляется возможным. В пояснительной записке к законопроекту не указывается сколько новых организаций планируется привлечь на территорию Курильских островов и какой социально-экономический эффект для Курильских островов ожидается от принятия данного законопроекта.
Ранее Комитет подчеркивал в своем заключении на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", что объём бюджетных средств на ФЦП "Курилы" на 2022-2024 снижен по сравнению с действующей редакцией ФЦП "Курилы" в 13 раз, в результате это может привести к существенным рискам сбалансированного развития Курильских островов, как стратегически значимой территории Российской Федерации для реализации геостратегических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В связи с этим, Комитет отмечает особую важность законодательного обеспечения благоприятных условий для инвестиционной привлекательности Дальнего Востока.
Комитет обращает внимание на то, что согласно проектируемым нормам законопроекта, рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, расчетного периода по страховым взносам.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. По мнению Комитета, в целях привлечения потенциальных инвесторов на Курильские острова уже с 1 января 2022 года, следует распространить проектируемые льготы на правоотношения возникшие с 1 января 2022 года.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает представленную концепцию законопроекта.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.