Определение Верховного Суда РФ от 20 января 2022 г. N 309-ЭС21-18138 по делу N А71-7634/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2020 по делу N А71-7634/2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2021 по тому же делу
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" (далее - СПК "Луч", кооператив) о взыскании с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - министерство) 1 151 418,21 руб. убытков за счет казны Удмуртской Республики.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Минфин УР,
установила:
в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также в рамках возложенных полномочий министерство как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики".
Утвержденные Законом о бюджете Удмуртской Республики бюджетные ассигнования подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 (далее - Положение о предоставлении субсидии, Положение).
Абзацем первым пункта 1 Положения о предоставлении субсидии (в ред. от 15.05.2017) предусматривалось возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 25 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 13 Положения (в ред. от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителем, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 Положения.
СПК "Луч" 31.07.2017 и 10.08.2017 приобрел сельскохозяйственную технику на общую сумму 11 514 182 руб. 10 коп., оплату за которую произвел 06.08.2017.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном сайте Правительства Удмуртской Республики 18.07.2018, внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120, в том числе в пункты 10 - 13 Положения о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 10 Положения о предоставлении субсидии (в ред. от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется в размере 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
Пунктом 12 Положения о предоставлении субсидии (в ред. от 16.07.2018) установлены максимальные размеры субсидии на технику и субсидии по лизингу.
Пункт 13 Положения о предоставлении субсидии (в ред. от 16.07.2018) изменен, изложен в следующей редакции: для заявителей, являющихся плательщиком налога на добавленную стоимость, к возмещению за счет субсидии принимаются соответствующие затраты заявителя без учета налога на добавленную стоимость.
Кооператив 26.07.2018 подал в министерство заявки о возмещении части затрат на приобретение техники на общую сумму 2 302 836 руб. 42 коп., произведя расчет суммы субсидии в соответствии с Положением в редакции от 16.07.2018, исходя из 20 процентов понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи.
Министерство, рассмотрев заявки СПК "Луч", приняло решение о предоставлении указанному лицу субсидий, заключило с ним договор о предоставлении субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса от 25.09.2018 N 960, в соответствии с условиями которого размер предоставляемой получателю субсидии составил 2 302 836 руб. 42 коп., то есть в размере 20 процентов возмещения затрат на приобретение техники.
Денежные средства в размере 2 302 836 руб. 42 коп. министерство перечислило СПК "Луч", что подтверждается платежным поручением от 03.10.2018 N 104897.
Впоследствии истец посчитал, что расчет размера субсидии следовало производить в соответствии с условиями Положения в редакции от 15.05.2017, поскольку постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 вступило в законную силу 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018.
Сельскохозяйственная техника была приобретена СПК "Луч" в 2017 году, в связи с чем, по его мнению, в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией Положения (от 15.05.2017) он имел право обратиться за субсидией в общей сумме 3 454 254 руб. 63 коп., исходя из условий расчета субсидии, установленных пунктом 13 Положения указанной редакции.
Субсидия получена в меньшем размере - 2 302 836 руб. 42 коп. Исходя из изложенного, истец полагает, что размер недополученной субсидии составил 1 151 418 руб. 21 коп., что является для него убытками.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения СПК "Луч" в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2021 с Удмуртской Республики в лице министерства за счет казны Удмуртской Республики в пользу СПК "Луч" взыскано 1 151 418 руб. 21 коп. убытков.
Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом суды ссылались на следующее.
Поскольку сельскохозяйственная техника была приобретена истцом в 2017 году, следовало применять условия Положения о предоставлении субсидии в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017.
Конституция Российской Федерации ограничивает возможность придания закону обратной силы, что гарантирует право на защиту от придания обратной силу закону, ухудшающему положение налогоплательщика.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени, поэтому по аналогии следует применять нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Новые Правила о предоставлении субсидии в редакции от 16.07.2018 не имеют обратной силы и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до издания этой редакции.
Кроме того, суды сочли возможным применить к настоящему спору по аналогии толкование пункта 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, сделанное Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13, согласно которому приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Также суды пришли к выводу о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения: неправомерности действий Министерства и наличия у истца убытков в результате таких действий. Суды указали, что экономическая целесообразность деятельности истца не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о его праве на предоставление субсидии в установленном размере.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минфин УР просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов Минфин УР указывает следующее.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств рассчитывается только на финансовый год (ограничены во времени) и исключительно исходя из доходной базы бюджета.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2018 году в рамках постановления Правительства УР N 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2018 год.
Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований.
Предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики со стороны государства, правом, а не обязанностью государства.
Решение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение, модернизацию техники и оборудования может быть принято министерством только при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики N 120, в том числе в части соответствия заявителя всем предъявляемым к нему требованиям. Сам факт приобретения техники или оборудования не свидетельствует о том, что выплата субсидии является гарантированной выплатой со стороны государства.
Истцом в 2018 году заявки на предоставление субсидии поданы и рассмотрены министерством в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Удмуртской Республики N 120 в редакции постановления от 16.07.2018 N 291, действовавшей на момент подачи заявки истцом. Сторонами заключен договор на предоставление субсидии, обязательства по которому выполнены министерством в полном объеме.
Возмещение убытков различного рода хозяйствующим субъектам не должно приводить к неосновательному их обогащению за счет средств соответствующего бюджета. Оставление постановления Арбитражного суда Уральского округа в силе повлечет дополнительные расходы бюджета Удмуртской Республики, потенциальный объем которых невозможно просчитать, а также риск предоставления субсидий юридическим лицам, не соответствующим установленным законодательством требованиям к получателям таких субсидий.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные Минфином УР доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 20 января 2022 г. N 309-ЭС21-18138 по делу N А71-7634/2020
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 118-ПЭК22
19.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1694/2021
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3609/2021
09.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1694/2021
27.12.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-7634/20