Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
города Лангепаса
от 18 января 2022 г. N 57
Положение
о системе мониторинга состояния межнациональных, межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в городе Лангепасе
1. Общие положения
1.1. Положение о системе мониторинга состояния межнациональных, межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в городе Лангепасе (далее соответственно - Мониторинг, Система мониторинга) определяет порядок действий при выявлении конфликтных ситуаций в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений и дальнейшего их разрешения на территории города Лангепаса.
1.2. Целями Мониторинга являются:
а) предупреждение и ликвидация конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
б) принятие эффективных управленческих решений в области реализации государственной национальной политики Российской Федерации и профилактики экстремизма.
1.3. Основными задачами Мониторинга являются:
а) сбор и анализ данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями;
б) определение источников распространения идей дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, оценка масштаба их деструктивной деятельности, уровня возможной или действительной угрозы межнациональному или межконфессиональному миру и согласию;
в) выявление и своевременное оповещение об угрозе возникновения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений;
г) обеспечение эффективного взаимодействия субъектов Мониторинга, указанных в п. 1.4 настоящего Положения;
д) определение мер оперативного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
е) обеспечение своевременной реализации мер профилактики экстремизма, проявлений национальной, расовой и религиозной нетерпимости, противодействия этнической дискриминации;
ж) совершенствование форм и методов работы в сфере профилактики экстремизма, проявлений национальной, расовой и религиозной нетерпимости, противодействия этнической дискриминации.
1.4. Субъекты Мониторинга.
К субъектам Мониторинга относятся руководители и специалисты администрации города Лангепаса, руководители и педагоги муниципальных образовательных учреждений, муниципальных учреждений культуры и спорта, руководители и журналисты городской общественно-политической газеты "Звезда Лангепаса", осуществляющие функции по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, поддержке и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Лангепаса, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов:
- управление общественной безопасности администрации города Лангепаса (далее по тексту - Управление);
- управление информационной политики и общественных связей администрации города Лангепаса;
- департамент образования и молодежной политики администрации города Лангепаса;
- управление культуры и туризма администрации города Лангепаса;
- управление физической культуры и спорта администрации города Лангепаса;
- Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение "Центр по работе с детьми и молодежью "Фортуна";
- Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение "Центр культуры "Нефтяник";
- Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение "Пресс-Информ";
- Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение "Спортивный комплекс";
- Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа";
- Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1";
- Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2";
- Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3";
- Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 4";
- Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 5";
- Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 6";
- Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр спортивной и военно-патриотической подготовки детей и молодежи";
- Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств".
При поступлении к субъектам Мониторинга информации по дестабилизации оперативной обстановки в части, касающейся вопросов террористической и экстремистской деятельности, возникновения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе информации, требующей дополнительной проверки, незамедлительно и без предварительных запросов из администрации города Лангепаса направляют имеющуюся информацию в Управление посредством мессенджеров, по телефону или по электронной почте.
1.5. Объекты Мониторинга.
Под объектами Мониторинга рассматриваются:
1.5.1. Влияющая на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений деятельность:
- органов местного самоуправления;
- учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования, молодежной политики, культуры, спорта и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;
- средств массовой информации (далее - СМИ);
- некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
- хуторских казачьих обществ;
- религиозных организаций;
- групп лиц, представляющих интересы этнических общностей;
- отдельных лиц, распространяющих информацию по вопросам межнациональных, межконфессиональных отношений.
1.5.2. Результаты социологических исследований о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Лангепасе.
1.6. К предмету Мониторинга относятся процессы и обстоятельства, возникающие в ходе деятельности, определенной пунктом 1.5.1 настоящего Положения, способные повлиять на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений:
- экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности, вопросы взаимодействия между одной или несколькими этническими общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения);
- политические (участие представителей различных этнических общностей в координационных, совещательных органах, образованных при органах местного самоуправления города Лангепаса; публичные выступления, публикации, комментарии, предвыборная агитация в печатных изданиях, в теле-, радиопередачах, в интернете на сайтах, блогах, форумах и т.д., способные привести к оскорблению национальных чувств, формированию негативных стереотипов и враждебного отношения к представителям отдельных этнических общностей и конфессиональных групп);
- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой, соблюдение принципа равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, в том числе при приеме на работу, при замещении должностей муниципальной службы, при формировании кадрового резерва муниципальной службы);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- а также иные процессы, которые оказывают отрицательное воздействие на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений (противоправные проявления экстремистской и террористической направленности).
1.7. В настоящем Мониторинге используются следующие понятия:
- государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
- предконфликтная ситуация, в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений - совокупность скрытых противоречий и социальной напряженности, основанная на столкновении интересов, потребностей и ценностей граждан Российской Федерации и (или) иностранных граждан (или представляющих их интересы некоммерческих организаций) либо на искаженной информации и неадекватном восприятии происходящих в обществе или в отдельных социальных группах социокультурных изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву и создающих риски ухудшения межнациональных и межконфессиональных отношений (далее - предконфликтная ситуация);
- конфликтная ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений - это накопившиеся противоречия, перешедшие в открытое их выражение, основанные на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву (далее - конфликтная ситуация);
- межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий.
К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны субъектов Мониторинга относятся:
- конфликты бытового, имущественного и иного характера с участием представителей двух и более национальностей, в которых этническая принадлежность может, как являться, так и не являться первопричиной их возникновения, но последствия которых привели (или могут привести) к росту межнациональной или религиозной напряженности;
- санкционированные и несанкционированные публичные акции протеста, в отношении спорных вопросов, связанных с деятельностью промышленных компаний в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- открытые противостояния, связанные с противоречиями, основанными на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей внутри одной или между несколькими религиозными организациями, этническими общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает этнокультурные интересы населения;
- публичные акции протеста на национальной или религиозной почве, публичные проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе с использованием средств массовой информации, способствующие разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни.
2. Порядок проведения Мониторинга
2.1. Субъекты Мониторинга во взаимодействии друг с другом осуществляют постоянный Мониторинг путем поиска, обобщения и анализа информации об объектах Мониторинга, в том числе при:
2.1.1. Выявлении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (СМИ, блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных ситуаций.
2.1.2. Сборе, автоматической и автоматизированной обработке данных, в том числе с использованием возможностей регионального сегмента Системы Мониторинга, включая отслеживание нарастания аудитории по выделенным информационным поводам.
2.1.3. Изучении результатов социологических исследований о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений проводимых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (Всероссийским центром изучения общественного мнения, г. Москва; Распределенным научным центром межнациональных и религиозных проблем Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, г. Москва; автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Открытый регион", г. Ханты-Мансийск; и другими независимыми экспертами по заказу Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), в том числе в городе Лангепасе.
2.1.4. Анализе оценок независимых экспертов о ситуации в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений.
2.1.5. Создании и обеспечении деятельности горячей линии по приему информации о конфликтных и предконфликтных ситуациях.
2.1.6. Анализе динамики показателей, характеризующих этноконфессиональную ситуацию в городе Лангепасе (этноконфессиональный паспорт), в том числе оценки и прогнозирования возникновения угроз межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Иными методами, способствующими выявлению конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений, применяемыми исполнительными органами власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления города Лангепаса.
3. Порядок действий при выявлении конфликтных и предконфликтных ситуаций
3.1. Информация о дестабилизации оперативной обстановки на территории города Лангепаса, полученная в результате Мониторинга, требует принятия неотложных мер по выработке необходимого перечня мер оперативного реагирования для ее урегулирования.
3.2. При определении мер оперативного реагирования специалисты Управления руководствуются перечнем следующих действий:
3.2.1. При выявлении конфликтной ситуации информируют (незамедлительно после получения информации и установления обстоятельств происшествия) главу города Лангепаса, заместителя главы города Лангепаса, курирующего работу Управления.
После рассмотрения полученной информации руководителями администрации города Лангепаса и в соответствии с принятым решением, специалисты Управления посредством телефонной связи не позднее 1 часа, с момента получения информации о возникновении ситуации, информируют сотрудников Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о происшествии и принимаемых мерах оперативного реагирования.
3.1.2. Специалисты Управления осуществляют информационный обмен с сотрудниками Департамента внутренней политики ХМАО - Югры на основании Регламента информационного обмена (приложение N 2 к постановлению).
3.1.3. Глава города Лангепаса по согласованию с Департаментом внутренней политики ХМАО - Югры утверждает План первоочередных мер по обеспечению правопорядка и сохранению стабильности на территории города Лангепаса (приложение N 4 к постановлению), подготовленный специалистами Управления.
3.1.4. Специалисты Управления во взаимодействии с сотрудниками Департамента внутренней политики ХМАО - Югры организуют постоянный мониторинг освещения данной ситуации в печатных, электронных СМИ, сети "Интернет" (в том числе с использованием возможностей Системы мониторинга в целях отслеживания нарастания внимания аудитории по выделенным информационным поводам) для принятия мер оперативного реагирования.
3.1.5. Специалисты Управления организуют постоянное рабочее взаимодействие:
- с городскими национальными общественными организациями в целях мониторинга имеющихся в национальной среде оценок развития ситуации, возможного роста тревожности и радикализации настроений, а также своевременного выявления попыток деструктивных действий, организации протестных акций, публичных мероприятий;
- с Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Лангепасу (далее - ОМВД России по городу Лангепасу), Лангепасским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Лангепасский межрайонный следственный отдел), прокуратурой города Лангепаса в целях мониторинга и анализа ситуации, а также информирования населения и представителей городских национальных общественных организаций о необходимой степени вовлеченности и информированности администрации города Лангепаса о развитии ситуации.
3.1.6. Специалисты Управления осуществляют связь с редакциями и корреспондентами региональных печатных СМИ, телерадиокомпании "Лангепас+" ООО "Медиа-холдинг "Западная Сибирь", городской общественно-политической газеты "Звезда Лангепаса" в целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации с учетом Алгоритма взаимодействия уполномоченного органа города Лангепаса со средствами массовой информации (приложение N 3 к постановлению).
3.2. Для реализации мер по разрешению конфликтной ситуации по решению главы города Лангепаса и по согласованию с сотрудниками Департамента внутренней политики ХМАО - Югры создается рабочая группа:
3.2.1. В состав рабочей группы включаются члены Межведомственной комиссии города Лангепаса по противодействию экстремизму (далее - Межведомственная комиссия), Координационного совета по взаимодействию с городскими общественными национальными и религиозными объединениями, национально-культурными автономиями при администрации города Лангепаса (далее - Координационный совет) (по согласованию), представители Департамента внутренней политики ХМАО - Югры (по согласованию), ОМВД России по городу Лангепасу (по согласованию), Лангепасского межрайонного следственного отдела (по согласованию), прокуратуры города Лангепаса (по согласованию).
3.2.2. По итогам деятельности рабочая группа вырабатывает предложения по профилактике и предотвращению возникновения аналогичной конфликтной ситуации.
Информация рабочей группы по решению главы города Лангепаса рассматривается на внеочередном заседании Межведомственной комиссии. Протокол заседания Межведомственной комиссии направляется в Департамент внутренней политики ХМАО - Югры.
Последующие действия по снижению межнациональной (межконфессиональной) напряженности, а также достаточность принятых мер либо принятие дополнительных мер по ликвидации негативных последствий и неразрешенных проблемных вопросов принимаются главой города Лангепаса совместно с представителями Департамента внутренней политики ХМАО - Югры, руководством ОМВД России по городу Лангепасу, Лангепасского межрайонного следственного отдела и прокуратуры города Лангепаса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.