Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минэкологии РС (Я)
от 14 декабря 2021 г. N 01-05/1-850
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) окружающей среде по региональному государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) окружающей среде по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на 2022 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, описание текущего развития профилактической деятельности Минэкологии PC (Я), характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа профилактики устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий на 2022 год, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Республики Саха (Якутия).
1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
- соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
- режима особо охраняемой природной территории;
- особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
- режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий организуется и осуществляется в отношении зданий, помещений, сооружений, линейных объектов, территорий, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, к которым предъявляются обязательные требования.
Учет объектов контроля, подлежащих региональному государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обеспечивается при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев, которые утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 и от 30 июня 2021 г. N 1096.
За 1 полугодие 2021 г. должностными лицами Минэкологии PC (Я) проведено 1531 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:
- 220 внеплановых проверок, административных расследований в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 8 административных расследований, 25 участий в прокурорской проверке;
- 726 рейдовых контрольных мероприятий (ГЭН) в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных и земельных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления;
- 585 рейдовых контрольных мероприятий в области охраны животного мира и среды их обитания, охраны ООПТ.
В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий:
- выявлено 960 нарушений природоохранного законодательства;
- выдано 163 предписаний, из них выполнено по состоянию на 01.07.2021 г. 66 предписаний (40%);
- предъявлено 647 административных штрафа на сумму 5839,5 тыс. рублей, из них по состоянию на 01.07.2021 г. взыскано 405 административных штрафа (62%) на сумму 2014,5 тыс. рублей;
- предъявлено 7 исков о возмещении вреда окружающей среде на сумму 622,6 тыс. рублей, из них взыскано 5 исков (71%) на сумму 620,1 тыс. рублей;
- передано дел по подведомственности 93 дел;
В таблице представлена информация по результатам контрольно-надзорной деятельности территориальных подразделений Минэкологии PC (Я) за 2015 - 2021 гг.
Результаты контрольно-надзорной деятельности территориальных подразделений Минэкологии PC (Я) за 2015 - 2021 гг.
Показатели |
Годы (по состоянию на 01 января) |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
За 1 полугодие 2021 |
|
Всего проведено контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. |
4600 |
4605 |
4475 |
3864 |
3225 |
687 |
1531 |
Плановые проверки |
830 |
469 |
568 |
123 |
86 |
20 |
0 |
Внеплановые проверки |
1165 |
1149 |
1164 |
1311 |
815 |
279 |
220 |
Рейды, в т.ч. по направлениям |
2605 |
2887 |
2566 |
2430 |
2324 |
388 |
1311 |
Охрана атмосферного воздуха, водных, земельных ресурсов, обращения с отходами |
1974 |
1834 |
1230 |
1235 |
1182 |
182 |
726 |
В области охраны животного мира, ООПТ |
631 |
1053 |
1336 |
1195 |
1142 |
206 |
585 |
Выявлено нарушений |
2043 |
2422 |
3288 |
3152 |
2906 |
583 |
960 |
Выдано предписаний |
1184 |
983 |
780 |
411 |
416 |
144 |
163 |
Выполнено предписаний шт. /(%) |
683/ 57,7% |
573 /58,3% |
413 /52,9% |
287 /69,8% |
235 /56,4% |
17 /11,8% |
66 /40% |
Предъявлено: кол-во штрафов, шт. |
1247 |
1712 |
2563 |
2704 |
2438 |
566 |
647 |
Предъявлено штрафов, тыс. руб. |
14684,9 |
16710, 0 |
17313,8 |
13039,1 |
15585,9 |
3770,3 |
5839,5 |
Взыскано: кол-во штрафов, шт. /% |
957 /76,7% |
1293 /75,5% |
2030 /79,2% |
2192 /81,0% |
1831 /75,1% |
300 /53,0% |
405/ 62% |
Взыскано штрафов, тыс. руб. /% |
11808,6 |
10149, 5 |
10986,2 |
9113,1 |
9897,6 |
998,0 |
2014,5 |
Предъявлено, кол-во исков, шт. |
15 |
33 |
91 |
65 |
75 |
4 |
7 |
Наложено исков, тыс. руб. |
978,24 |
3126,5 4 |
38649,9 |
90998,9 |
10091,1 |
708,9 |
622,6 |
Взыскано исков, шт. /% |
14 |
25 |
72 |
42 |
55 |
2 |
5 |
Взыскано исков на тыс. руб. /% |
2390,71 |
1548,77 |
4775,78 |
9252,18 |
4012,30 |
46 |
620,1 |
Передано дел по подведомственности |
495 |
294 |
356 |
333 |
305 |
35 |
93 |
В целом необходимо отметить, что показатели контрольно-надзорной деятельности уменьшились за прошедшие годы: в связи с выходом постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. N 1969 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ограничительными мерами согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 г. N 1055 "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
По итогам контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что основными нарушениями в области охраны окружающей среды являются:
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при посещении особо охраняемых природных территорий.
Среди типовых нарушений в области охраны окружающей среды можно выделить:
- нахождение на особо охраняемых природных территориях без разрешительных документов;
- охота с нарушением срока охоты и без разрешительных документов;
- осуществление деятельности, противоречащей целям и задачам создания особо охраняемых природных территорий;
- нарушение режима особо охраняемых природных территорий
2. Описание текущего развития профилактической деятельности Минэкологии PC (Я)
Во исполнение статьи 8.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Минэкологии PC (Я) осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений.
Приказом Минэкологии PC (Я) от 23 ноября 2020 г. N 01-05/1-713 утверждена Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны окружающей среды на 2021 год.
Приказом Минэкологии PC (Я) от 21 января 2021 г. N 01-05/1-32 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного надзора, и порядка его ведения.
Разработано и утверждено приказом Минэкологии PC (Я) от 22 января 2021 г. N 01-05/1-38 Руководство по соблюдению обязательных требований по осуществлению регионального государственного экологического надзора.
Данные приказы размещены и поддерживаются в актуальном состоянии в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Минэкологии PC (Я).
На постоянной основе проводилась разъяснительная работа с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований путем личного общения, телефонных переговоров, электронной почты, проведения публичных обсуждений, проведения семинаров по обязательным требованиям природоохранного законодательства.
Ежеквартально министерством проводились публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, одно ив которых проведено в формате "конференцсвязи". Доклады о проведенных публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики по осуществлению государственного экологического надзора на официальном сайте министерства в разделе в разделе "Деятельность" подразделе "Региональный экологический надзор" "Реформа КНД".
Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора Минэкологии PC (Я) за отчетный период, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, размещены в разделе "Деятельность" подразделе "Информационные и аналитические материалы" и "Региональный экологический надзор".
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об итогах регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в 2021 году проведено путем:
- еженедельного размещения результатов проверочных мероприятий на официальном сайте Министерства;
- размещения докладов о результатах осуществления государственного надзора области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за соблюдением требований природоохранного законодательства и об эффективности такого надзора в системе ГАС Управление за 1 полугодие 2021 года и за 2020 год;
- размещения форм статистического наблюдения (N 1-контроль) "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" за 1 полугодие 2021 года и за 2020 год в системе ГАС Управление и на официальном сайте Министерства;
- размещения информации о проводимых проверках и их результатах в государственной информационной системе "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий".
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Недостаточный уровень знания подконтрольных субъектов в части обязательных требований, предъявляемых к ним законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в связи с их изменениями.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
- обязательные требования - требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
- подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора);
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Министерством и его подведомственными учреждениями в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и отвечающее следующим признакам:
- реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных субъектов;
- отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия субъектов;
- отсутствие неблагоприятных последствий (выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
- направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
- отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
Цели проведения профилактических мероприятий:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, включая устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи проведения профилактических мероприятий:
- подготовка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, определению видов и форм профилактических мероприятий, оценки эффективности и результативности данных мероприятий;
- предупреждение нарушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению
Должностными лицами Минэкологии PC(Я) и его подведомственных учреждений проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения на 2022 год
N |
Вид профилактического мероприятия |
Формы профилактического мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Дополнительная информация |
1 |
Консультирование |
Проведение консультаций, семинаров для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному контролю (надзору) по вопросам обязательных требований законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
Постоянно |
Департамент охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий (Дьяконов Д.М.); ГБУ PC (Я) "Дирекция биологических ресурсов, ООПТ и ПП" (Сивцев Я.С.) |
Осуществляется по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия |
Размещение на официальном сайте Минэкологии PC (Я) письменного разъяснения по однотипным обращениям |
При поступлении 5 и более однотипных обращений |
||||
Осуществление учета консультаций |
Постоянно |
|
|||
2 |
Информирование |
Размещение перечня нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, на официальном сайте Минэкологии PC (Я) |
Январь |
Департамент охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий (Дьяконов Д.М.); ГБУ PC (Я) "Дирекция биологических ресурсов, ООПТ и ПП" (Сивцев Я.С.) |
|
Опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требований", на официальном сайте в сети "Интернет" |
Январь |
|
|||
Размещение на официальном сайте "Интернет" Программы профилактики |
Январь |
|
|||
Размещение на официальном сайте Минэкологии PC (Я) утвержденных проверочных листов |
1 квартал |
|
|||
Размещение на официальном сайте Минэкологии PC (Я) перечня объектов контроля, с указанием категории риска |
1 раз в полугодие |
|
|||
Размещение Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в электронной форме на официальном сайте в сети "Интернет" |
Апрель |
|
|||
Внесение изменений (актуализация) в разработанные ранее нормативно-правовые акты |
По мере необходимости |
|
|||
Информирование об изменениях законодательства в области охраны окружающей среды |
По мере необходимости |
|
|||
3 |
Обобщение правоприменительной практики |
Подготовка Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа. |
Апрель |
Департамент охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территории (Дьяконов Д.М.); ГБУ РС (Я) "Дирекция биологических ресурсов, ООПТ и ПП" (Сивцев Я.С.) |
|
4 |
Объявление предостережения |
Внесение информации об объявлении предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в государственную информационную систему "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий" |
В момент вынесения предостережения |
Департамент охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий (Дьяконов Д.М.); ГБУ PC (Я) "Дирекция биологических ресурсов, ООПТ и ПП" (Сивцев Я.С.) |
|
Объявление и направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
По мере поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
|
|||
| |||||
5 |
Профилактический визит |
Проведение профилактического визита в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах |
Не позднее 6 месяцев с момента присвоения объекту контроля категории значительного риска |
|
|
Внесение информации о профилактическом визите в государственную информационную систему "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий" |
Не менее чем за 5 рабочих дней до начала проведения мероприятия |
|
|
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Перечень показателей результативности и эффект
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2021 г. N 01-05/1-850... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.