Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2021 г. N 24/221-7
Информация
о рассмотрении избирательных споров в судебном и административном порядке при подготовке и проведении выборов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2021 году
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в 2021 году состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборы депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и пять избирательных кампаний в органы местного самоуправления в автономном округе, в том числе выборы Главы муниципального образования Мужевское Шурышкарского района.
По результатам проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва судами общей юрисдикции в автономном округе было рассмотрено три административных исковых заявления о защите избирательных прав граждан Российской Федерации (приложения N 1, 2). Административные дела об обжаловании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, а также по иным вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления в автономном округе в 2021 году, в судах автономного округа не рассматривались.
Рассмотрение административного искового заявления, связанного с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" на Избирательную комиссию автономного округа возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225".
Постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года N 17/167-7 "О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225":
утвержден протокол N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" и сводная таблица N 1;
выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными;
избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" признан зарегистрированный кандидат Погорелый Дмитрий Викторович, выдвинутый Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Кроме того, решением Избирательной комиссии автономного округа (выписка из протокола заседания Избирательной комиссии автономного округа от 21 сентября 2021 года N 17-24-4-7):
утвержден протокол N 2 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" об итогах голосования по федеральному избирательному округу по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории одномандатного избирательного округа "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225";
итоги голосования по федеральному избирательному округу по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории одномандатного избирательного округа "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" признаны действительными.
Будучи несогласной с вышеуказанными решениями Избирательной комиссии автономного округа, Кукушкина Елена Михайловна, являвшаяся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу N 225 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, обратилась в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением об отмене решений Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа об итогах голосования и результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории автономного округа, мотивируя это тем, что многочисленные нарушения на избирательных участках, по мнению Кукушкиной Е.М., не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Рассмотрев требования административного истца, заслушав доводы и пояснения сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу, что отсутствуют какие-либо существенные нарушения избирательного процесса, которые могли повлиять на результаты выборов, при этом надлежащих доказательств, вследствие которых не были обеспечены условия подлинно свободного волеизъявления избирателей либо привели к искажению их воли и воспрепятствовали действительному отражению в итогах голосования, суду не представлено.
26 октября 2021 года решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа административное исковое заявление Кукушкиной Е.М. об отмене постановления Избирательной комиссии автономного округа от 21 сентября 2021 года N 17/167-7 "О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" оставлено без удовлетворения, а в части отмены решения Избирательной комиссии автономного округа об итогах голосования по федеральному избирательному округу по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории одномандатного избирательного округа "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" - прекращено.
Апелляционная жалоба Патрикеевой Н.Е., поданная в интересах Кукушкиной Е.М. на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2021 года, определением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхловой Ю.А. от 8 ноября 2021 года возвращена истцу в связи с истечением срока на апелляционное обжалование. Частная жалоба на данное определение была предметом рассмотрения Второго апелляционного суда общей юрисдикции. Решением судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А. от 2 декабря 2021 года по административному делу N 66а-1459/2021 определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхловой Ю.А. от 8 ноября 2021 года оставлено без изменения.
Правомерность вывода суда Ямало-Ненецкого автономного округа о прекращении производства по административному делу в части отмены решения Избирательной комиссии автономного округа об итогах голосования по федеральному избирательному округу по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на территории одномандатного избирательного округа "Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямало-Ненецкий одномандатный избирательный округ N 225" была подтверждена решением судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А. от 14 декабря 2021 года по административному делу N 66а-1451/2021, которым определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхловой Ю.А. от 26 октября 2021 года о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению Кукушкиной Е.М. к Избирательной комиссии автономного округа в части оспаривания итогов голосования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу оставлено без изменения.
Рассмотрение административных исковых заявлений, связанных с проведением выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
О результатах рассмотрения административного искового заявления Рамазанова Ефрата Нибиюллаховича, зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский)
В соответствии с решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2021 года N 138/690-6 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва на соответствующие территориальные избирательные комиссии" на Территориальную избирательную комиссию города Муравленко возложены полномочия окружной избирательной комиссии Муравленковского одномандатного избирательного округа N 3.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Муравленко от 20 сентября 2021 года N 34/125 "О результатах выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский)":
утверждены протокол N 1 от 20 сентября 2021 года и сводная таблица о результатах выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский);
выборы депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский) признаны действительными и состоявшимися;
избранным депутатом Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский) признан зарегистрированный кандидат Пушкарев Владимир Александрович, выдвинутый Тюменским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Кроме того, решением Территориальной избирательной комиссии города Муравленко от 20 сентября 2021 года N 34/125 "Об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" утверждены протокол от 20 сентября 2021 года и сводная таблица от 20 сентября 2021 года об итогах голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа N 3 (Муравленковский).
Будучи несогласным с вышеуказанными решениями Территориальной избирательной комиссии города Муравленко, Рамазанов Ефрат Нибиюллахович, являвшийся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский) на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и участвовавший в указанных выборах, обратился в Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Муравленко от 20 сентября 2021 года N 33/125 "О результатах выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (Муравленковский)" и решения Территориальной избирательной комиссии города Муравленко от 20 сентября 2021 года N 33/126 "Об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу", мотивируя это тем, что данные решения нарушают его избирательные права, а многочисленные, по мнению Рамазанова Е.Н., нарушения на избирательных участках на территории одномандатного избирательного округа N 3 (Муравленковский) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Принимая во внимание позицию Территориальной избирательной комиссии города Муравленко и Избирательной комиссии автономного округа, а также прокурора города Муравленко, с учетом того, что рассмотрение административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа N 3 (Муравленковский) подсудно Тюменскому областному суду, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 20, пунктом 5 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 и частью 1 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 21-ФЗ (далее - КАС РФ), Муравленковским городским судом производство по административному делу N 2а-274/2021 по административному исковому заявлению Рамазанова Е.Н. прекращено 12 ноября 2021 года.
О результатах рассмотрения административного искового заявления Шмаля Александра Александровича, зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский)
В соответствии с решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2021 года N 138/690-6 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва на соответствующие территориальные избирательные комиссии" на Территориальную избирательную комиссию Надымского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии Надымского одномандатного избирательного округа N 2.
Решением Территориальной избирательной комиссии Надымского района от 20 сентября 2021 года N 23/121 "О результатах выборов депутата Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2":
утверждены протокол N 1 от 20 сентября 2021 года и сводная таблица N 1 о результатах выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский);
выборы депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский) признаны действительными и состоявшимися;
избранным депутатом Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский) признан зарегистрированный кандидат Пацевич Михаил Сергеевич, выдвинутый Тюменским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Кроме того, решением Территориальной избирательной комиссии Надымского района от 20 сентября 2021 года N 23/122 "Об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу" утверждены протокол N 2 от 20 сентября 2021 года и сводная таблица N 2 от 20 сентября 2021 года об итогах голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа N 2 (Надымский).
Будучи несогласным с вышеуказанными решениями Территориальной избирательной комиссии Надымского района, Шмаль Александр Александрович, являвшийся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский) на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и участвовавший в указанных выборах, обратился в Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением об отмене итогов голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский), мотивируя это тем, что, по его мнению, итоги подсчета голосов являются недействительными в связи с многочисленными нарушениями на избирательных участках на территории одномандатного избирательного округа N 2 (Надымский) и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и установить действительное количество голосов, отданных конкретному кандидату либо избирательному объединению.
Кроме того, в судебном заседании Шмаль А.А. уточнил, что им обжалуются решения, которыми утверждены результаты выборов на территории Надымского района и города Нового Уренгоя, то есть результаты выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 (Надымский), а также итоги голосования по единому избирательному округу.
Принимая во внимание позицию Территориальной избирательной комиссии Надымского района, позицию заинтересованных лиц - Избирательной комиссии автономного округа, Избирательной комиссии Тюменской области и Территориальной избирательной комиссии города Нового Уренгоя, а также прокурора Надымского района, полагавшего производство по административному делу подлежащим прекращению в полном объеме, с учетом того, что рассмотрение административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа N 2 (Надымский) подсудно Тюменскому областному суду, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 20, пунктом 5 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 и частью 1 статьи 242 КАС РФ, Надымским городским судом производство по административному делу N 2а-1468/2021 по административному исковому заявлению Шмаля А.А. прекращено 15 ноября 2021 года.
Информация о рассмотрении избирательных споров в административном порядке
Как показала практика, наиболее распространенными нарушениями законодательства о выборах являются нарушения правил проведения предвыборной агитации, а также умышленное уничтожение или повреждение агитационных материалов. Подобные нарушения являлись частым предметом рассмотрения на заседаниях рабочих групп избирательных комиссий по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при подготовке и проведении выборов в 2021 году. Кроме того, по сведениям, поступающим в Избирательную комиссию автономного округа из УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, обращения о нарушениях при проведении предвыборной агитации поступали в органы внутренних дел, минуя избирательные комиссии, однако в действиях лиц не всегда содержались признаки административного правонарушения.
Вместе с тем после установления наличия нарушения законодательства о выборах в части предвыборной агитации органами внутренних дел не всегда удавалось установить лиц, причастных к совершению административных правонарушений, что влекло за собой вынесение должностными лицами органов внутренних дел определений об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении.
В период подготовки и проведения выборов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года, был составлен 1 протокол об административном правонарушении (приложение N 3). Данный протокол составлен сотрудниками органов внутренних дел за административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, - умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.