I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена настоящая Программа
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется ФССП России и ее территориальными органами в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее контролируемые лица, государственный реестр соответственно).
На протяжении 2021 года наблюдался стабильный рост числа юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр. За период с января по октябрь их количество увеличилось более чем на 10%.
Большая часть таких организаций зарегистрирована и функционирует на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Свердловской, Новосибирской и Нижегородской областей, Пермского края. На указанные субъекты Российской Федерации приходится более половины всех юридических лиц, включенных в государственный реестр.
При этом наибольшее количество обращений граждан по вопросам деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности граждан, в том числе содержащих информацию о нарушениях прав и законных интересов должников, в 2021 году принято к рассмотрению главными управлениями ФССП России по г. Москве, г. Санкт-Петербургу и Московской области.
По сравнению с 2020 годом в 2021 году наблюдался рост количества обращений по вопросам деятельности по возврату просроченной задолженности (количество обращений выросло на 24%).
По нашедшим подтверждение фактам нарушения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) должностными лицами ФССП России в отношении контролируемых лиц осуществлялись полномочия административной юрисдикции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в рамках осуществления контрольных (надзорных) полномочий в 2021 году проводились плановые и внеплановые проверки деятельности контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В рамках проводимой профилактической работы ФССП России и ее территориальные органы ориентируют контролируемых лиц на неукоснительное соблюдение положений Федерального закона N 230-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ (часть 1 статьи 8) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В целях профилактики возникновения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган в рамках предоставленных законом полномочий использует правовой и практический инструментарий.
Так, в 2021 году территориальными органами ФССП России на регулярной основе организовывались горячие линии и проводились консультации контролируемых лиц по вопросам осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, содержания обязательных требований, порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
Разъяснительная работа активно велась также в средствах массовой информации.
Актуальные материалы по практике применения законодательства в соответствующей сфере деятельности регулярно размещались на официальном сайте ФССП России, а также на официальных сайтах территориальных органов ФССП России.
При наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, территориальными органами ФССП России осуществлялось объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Наряду с этим ФССП России осуществлялся постоянный контроль за поддержанием в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр, размещенного на официальном сайте ФССП России во вкладке "Перечень обязательных требований".
В 2022 году ФССП России и ее территориальные органы продолжат активно проводить профилактическую работу для достижения целей, обозначенных в разделе II настоящей Программы.
II. Цели и задачи реализации настоящей Программы
Основными целями проведения профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами;
устранение причин, факторов и условий, способных привести к нарушениям обязательных требований (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения и снижения рисков их возникновения;
оценка состояния подконтрольной среды;
взаимосвязь видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий с характеристиками контролируемых лиц, в том числе присвоенной им категорией риска причинения вреда (ущерба).
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью контролируемых лиц, а также сроки (периодичность) их проведения, содержатся в приложении к настоящей Программе.
IV. Показатели результативности и эффективности
Основными показателями результативности и эффективности настоящей Программы являются:
1. Полнота информации, размещенной на официальном интернет-сайте контрольного органа в сети "Интернет" в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
2. Количество проведенных профилактических мероприятий.
3. Количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
4. Доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц).
5. Доля исполнения (предотвращения правонарушений) контролируемыми лицами предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Директор Федеральной службы |
Д.В. Аристов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФССП спланировала на 2022 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) коллекторами.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2022 год (утв. Федеральной службой судебных приставов 20 декабря 2021 г.)
Текст программы опубликован не был