1. Общие положения
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Методические рекомендации), рекомендовано использовать должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Методические рекомендации определяют основные принципы создания формирований охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава формирований, а также организацию проведения и обеспечения мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Методические рекомендации согласованы с МВД России (исх. от 14.12.2021 N 1/14171) и Росгвардией (исх. от 27.12.2021 N 5/1-2999).
2. Задачи, принципы, перечень мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка
Задача по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, определена Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и организации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
создание сил охраны общественного порядка, их подготовка, а также оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией 1), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
При этом задачи по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, подлежащих обязательной охране национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра, возложены на МВД России и войска национальной гвардии Российской Федерации (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
В целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями могут создаваться нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка) 2.
Команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - команды и группы ООП) выполняют свои функции во взаимодействии с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации 3 к участию в обеспечении правопорядка могут также привлекаться:
военная полиция;
российское казачество;
представители общественных объединений правоохранительной направленности;
работники частных охранных организаций, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, не являющихся федеральными органами исполнительной власти;
граждане Российской Федерации.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов 4.
Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается 4.
Основными принципами деятельности команд и групп ООП при выполнении задач в соответствии с предназначением являются:
соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (личному составу формирований запрещается прибегать к насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению);
законность (всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации);
взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также недопустимость подмены полномочий этих органов.
3. Цель создания команд и групп ООП и основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Команды и группы ООП создаются в целях решения задачи в области охраны общественного порядка и предназначены для проведения мероприятий по ее реализации, а также всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в военное время.
Команды и группы ООП входят в состав сил гражданской обороны и по решению руководителей гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в соответствии с предложениями соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут привлекаться к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.
4. Порядок создания команд и групп ООП, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны
Команды и группы ООП создаются на нештатной основе:
в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления;
в организациях - по решению руководителя организации.
Команды и группы ООП субъекта Российской Федерации и муниципального образования применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов.
Команды и группы ООП организации являются объектовыми и предназначены для выполнения мероприятий на территории организации, которая их создает.
Территориальные и объектовые команды и группы ООП осуществляют свою деятельность во взаимодействии с силами гражданской обороны МВД России (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и силы охраны общественного порядка) 5.
Количество команд и групп ООП, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) 6.
К организациям, создающим команды и группы ООП, относятся организации, отнесенные в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 N 804.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий самостоятельно определяют организации, создающие команды и группы ООП 7.
Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, в состав команд и групп ООП рекомендуется включение управленческого звена - командиров команд (групп). В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей.
Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав уместно включить автотранспортные средства.
Количество команд и групп ООП определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования.
Количество команд и групп ООП, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.
5. Порядок взаимодействия команд и групп ООП с правоохранительными органами при выполнении задач
При проведении мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, осуществляется взаимодействие команд и групп ООП с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка по вопросам:
выделения сил и средств для совместной охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;
определения зон опасностей (возможных опасностей) и сроков завершения эвакуации из указанных зон;
использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;
взаимного информирования об изменениях в обстановке и решаемых задачах.
6. Порядок комплектования команд и групп ООП
Личный состав команд и групп ООП комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в военное время, не подлежащих мобилизации.
В состав формирований рекомендуются к зачислению граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин или мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем или опекуном для ребенка, лиц, состоящих на учёте в психоневрологическом медицинском учреждении.
7. Порядок обеспечения и оснащения команд и групп ООП материально-техническими средствами
Финансирование команд и групп ООП общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения команд и групп ООП, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и их применению осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.
Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.
Основными видами специального имущества команд и групп ООП являются:
средства индивидуальной защиты;
медицинские средства индивидуальной защиты;
средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
средства связи и оповещения.
Примерное оснащение команд и групп ООП представлено в таблице 1.
Таблица 1
Примерное оснащение команд и групп ООП специальным имуществом
N п/п |
Наименование имущества |
Ед. изм. |
Норма отпуска |
Кому положено |
Примечания |
Средства индивидуальной защиты | |||||
1 |
Противогаз фильтрующий |
компл. |
1 на чел. |
На штатную численность формирования |
10% запас для подгонки |
2 |
Респиратор |
шт. |
1 на чел. |
На штатную численность формирования |
|
3 |
Легкий защитный костюм |
компл. |
1 на чел. |
На штатную численность формирования |
15% запас для подгонки |
4 |
Сапоги резиновые |
пар |
1 |
На каждый легкий защитный костюм |
|
5 |
Мешок прорезиненный для зараженной одежды |
шт. |
1 |
На 20 легких защитных костюмов |
|
Медицинское имущество | |||||
6 |
КИМГЗ |
компл. |
1 на чел. |
На штатную численность формирования |
|
Средства радиационного и химического контроля (в случае включения в состав формирований групп радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля*) | |||||
7 |
Дозиметр-радиометр |
шт. |
1 |
Каждому химику-разведчику |
* |
8 |
Универсальный прибор газового контроля с комплектом индикаторных трубок |
компл. |
1 |
Каждому химику-разведчику |
* |
9 |
Метеорологический комплект |
компл. |
1 |
Каждому химику-разведчику |
* |
10 |
Комплект отбора проб |
компл. |
1 |
Каждому химику-разведчику |
* |
11 |
Индивидуальный дозиметр |
шт. |
1 |
Руководящему составу формирований |
* |
Средства связи | |||||
12 |
Радиостанция УКВ носимая |
компл. |
2 |
Каждому звену связи Каждой команде охраны общественного порядка |
|
13 |
Электромегафон |
шт. |
1 |
Каждой команде охраны общественного порядка |
|
8. Порядок подготовки и обучения команд и групп ООП в области гражданской обороны
Подготовка и обучение руководящего и личного состава команд и групп ООП осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 8.
Подготовка личного состава команд и групп ООП проводится по Примерной программе курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны, утвержденной МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-26-11, с учетом организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Дополнительно в целях подготовки рекомендуется привлекать создаваемые команды и группы ООП на учения и тренировки по гражданской обороне.
Заместитель Министра |
В.Н. Яцуценко |
------------------------------
1Пункт 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
2Приложение N 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701.
3Пункты 21.18, 21.31, 37.7 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации; статья 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьи 2, 3 и 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статья 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункты 18 статьи 21, 31 статьи 21, 7 статьи 37 Устава, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161"
4Федеральный закон от 2 апреля 2004 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 44-ФЗ следует читать как "2 апреля 2014 г."
5Приказ МВД России от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".
6Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
7Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".
8Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
Представленные методические рекомендации содержат:
- порядок выполнения мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при природных и техногенных ЧС;
- правила создания формирований охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава формирований.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (утв. МЧС России 30 декабря 2021 г. )
Текст методических рекомендаций опубликован не был