Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росгидромета
от 20.12.2021 N 438
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы на 2022 год (далее - Программа профилактики)
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, описание текущего развития профилактической деятельности Росгидромета и его территориальных органов, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1. Росгидромет согласно части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", пункту 5.3.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", пункту 4 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1072 (далее - Положение о государственном надзоре) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - надзор).
2. В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном надзоре предметом надзора является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к работам по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - АВ), включая:
соблюдение федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по организации и проведению работ по АВ;
соблюдение порядка приобретения, хранения и использования средств АВ;
соблюдение при осуществлении работ по АВ требований, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по проведению работ по АВ.
3. Объектом надзора согласно пункту 3 Положения о государственном надзоре является деятельность юридических лиц по проведению работ по АВ, осуществляемая на основании лицензии.
4. Пунктом 17 Положения о государственном надзоре установлены следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
5. В соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила подготовки ежегодных планов), ежегодные планы, утвержденные территориальными органами Росгидромета, представляются ими до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в Росгидромет.
Росгидрометом, с учетом вышеуказанных планов, утверждается сводный ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Росгидромета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В настоящее время в соответствии с пунктом 6 Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 (далее - постановление N 2428), проект ежегодного плана формируется на основе перечней объектов надзора по видам государственного контроля (надзора), содержащимся в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), положением о виде надзора для категорий риска, к которым отнесены объекты надзора.
Пунктом 5 Правил формирования и ведения единого реестра учета лицензий и присвоения лицензиям регистрационных номеров с использованием указанного реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 N 1559 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вносится изменение в постановление N 2428. В соответствии с указанным изменением постановление N 2428 дополняется пунктом 2(1) следующего содержания: "Формирование планов проведения плановых проверок на 2022 год в отношении видов лицензионного контроля, регулирование которых с 1 марта 2022 г. осуществляется на основании Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", производится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации"
Статьей 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено применение риск-ориентированного подхода, в соответствии с которым деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемые ими при осуществлении такой деятельности производственные объекты относят к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Согласно части 6.3 статьи 9 Федерального закона N 248-ФЗ порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его предоставления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правилами подготовки ежегодных планов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федерального закона N 294-ФЗ"
Подпунктом а) пункта 3 Правил подготовки ежегодных планов при разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти предусматривается включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены, в том числе положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр), при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами N 294-ФЗ и 248-ФЗ, в 2022 году не проводятся.
6. В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 248-ФЗ, Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, территориальные органы Росгидромета с 1 июля 2015 года осуществляют внесение информации в Единый реестр проверок с помощью автоматизированной системы (далее - АС ЕРП). Управление делопроизводства, правового обеспечения и кадров (УДПК) Росгидромета обеспечивает мониторинг достоверности и полноты сведений о проверках, внесенных в АС ЕРП, а также соответствие сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
7. В целях обеспечения единства практики применения Росгидрометом и его территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Росгидромет проводит работу по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета в соответствии с приказом Росгидромета от 16.09.2016 N 422 "Об утверждении Порядка по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета".
По состоянию на 01.10.2021 лицензию на осуществление работ по АВ имеют 24 юридических лица.
Ежегодно Росгидрометом разрабатывается и утверждается в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору), и Плана-графика профилактических мероприятий Росгидромета, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, на отчетный год.
По результатам его реализации на официальном сайте Росгидромета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается Доклад Росгидромета об итогах профилактической работы, направленной на предупреждение нарушения обязательных требований, за отчетный год.
Настоящая Программа профилактики направлена на повышение уровня безопасности проведения работ по АВ и на минимизацию количества нарушений юридическими лицами обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также учитывает категории риска, к которым отнесены объекты надзора согласно пункту 9 Положения о государственном надзоре.
Росгидромет ежегодно готовит доклад об итогах профилактической работы за предыдущий год в срок до 1 февраля года, следующего за годом реализации Программы профилактики.
Информация об итогах профилактической работы за год представляется в материалах итоговой коллегии Росгидромета.
Цели и задачи реализации Программы профилактики
Настоящая Программа профилактики разработана в целях:
- стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;#
- устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Задачами Программы профилактики являются:
- выявление факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям и нарушению обязательных требований;
- повышение уровня информированности юридических лиц по части законодательства Российской Федерации в сфере проведения работ по АВ.
Срок реализации настоящей Программы - 2022 год.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения приведены в таблице 1.
При наличии юридических лиц, приступающих к осуществлению деятельности по АВ (вновь получившим лицензию на осуществление указанных работ) Росгидромет (территориальный орган Росгидромета) обязан предложить проведение обязательного профилактического визита, не позднее чем в течение 1 года с момента начала указанной деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) Росгидромета может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Росгидромет (территориальный орган Росгидромета) не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Проведение профилактического визита для объектов надзора, отнесенных к высокому уровню риска проводится в следующие сроки:
- для лицензиатов, осуществляющих деятельность по виду работ "защита сельскохозяйственных растений от градобития" - II квартал 2022 года;
- для лицензиатов, осуществляющих деятельность по видам работ "рассеивание туманов" и "регулирование осадков" - II квартал 2022 года;
- для лицензиатов, осуществляющих деятельность по виду работ "предупредительный спуск снежных лавин" - III квартал 2022 года;
- для лицензиатов, осуществляющих деятельность по нескольким видам работ - II квартал 2022 года.
Таблица 1. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Наименование профилактического мероприятия |
Срок реализации |
Ответственное подразделение (должностное лицо) |
Информирование
| ||
1. Информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере проведения работ по АВ в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе: |
|
|
1.1. Актуализация и размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно-коммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках надзора |
Постоянно, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
УГСН Росгидромета (К.Ц. Литовченко), территориальные органы Росгидромета |
1.2. Актуализация и размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно-коммуникационной сети "Интернет" текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление надзора |
Постоянно, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
УГСН Росгидромета (К.Ц. Литовченко), территориальные органы Росгидромета |
1.3. Актуализация и размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно-коммуникационной сети "Интернет" перечня объектов контроля с указанием категории риска |
Постоянно, по мере изменений категорий риска объектов контроля, а также изменения количества объектов контроля |
УГСН Росгидромета (К.Ц. Литовченко), территориальные органы Росгидромета |
1.4. Актуализация и размещение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2022 год |
Постоянно, по мере внесения изменений в План |
УДПК (Э.С. Шустова), территориальные органы Росгидромета |
1.5. Размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доклада об осуществлении Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы и о его эффективности за 2021 год |
Конец I квартала - начало II квартала 2022 года |
УГСН (К.Ц. Литовченко) |
Обобщение правоприменительной практики
| ||
2. Обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета и размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно-коммуникационной сети "Интернет" доклада о правоприменительной практике |
До 1 апреля 2022 года |
УДПК (Э.С. Шустова), УГСН (К.Ц. Литовченко) |
Объявление предостережения
| ||
3. Внесение юридическим лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении работ по АВ в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ |
При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Территориальные органы Росгидромета |
Консультирование
| ||
4. Осуществление консультирования по вопросам, касающимся порядка осуществления надзора, в том числе: предмета надзора; порядка отнесения объектов надзора к категориям риска; периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов надзора в зависимости от категории риска; состава и порядка осуществления профилактических мероприятий; видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; порядка обжалования решений органа государственного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц. |
На регулярной основе |
УГСН (К.Ц. Литовченко), территориальные органы Росгидромета |
Консультирование осуществляется: а) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные руководителем Росгидромета (территориального органа Росгидромета), либо в ходе проведения профилактического мероприятия; |
|
|
б) письменно, в случае направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования; |
При поступлении соответствующих обращений в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" |
|
в) размещение на официальном сайте Росгидромета (территориального органа Росгидромета) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Росгидромета (территориального органа Росгидромета). |
При поступлении 10 и более однотипных обращений от контролируемых лиц и их представителей |
|
Профилактический визит
| ||
5. Проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ: |
|
Территориальные органы Росгидромета |
а) для объектов надзора, отнесенных к низкому уровню риска (не является обязательным); |
По мере необходимости |
|
б) для объектов надзора, отнесенных к умеренному уровню риска (не является обязательным); |
По мере необходимости |
|
в) для объектов надзора, отнесенных к высокому уровню риска (обязательно); |
В течение года |
|
г) для юридических лиц, приступающих к осуществлению деятельности по АВ (вновь получивших лицензию на осуществление указанных работ) (обязательно) |
В течение 1 года с момента начала такой деятельности |
Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Показатели результативности и эффективности настоящей Программы профилактики приводятся в таблице 2.
Таблица 2. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Показатель |
Единица измерения показателя |
Формула для вычисления показателя |
Количество проведенных профилактических мероприятий, |
Единица |
- |
Нагрузка на одного инспектора по надзору, |
Процент |
,
где: - количество инспекторов по надзору, чел. |
Нагрузка на юридическое лицо в части осуществления в его отношении профилактических мероприятий по линии надзора, |
Процент |
,
где: - количество юридических лиц, чел. |
Доля проведенных профилактических визитов, |
Процент |
,
где: - количество проведенных профилактических визитов, шт.; - количество запланированных к проведению профилактических визитов в соответствии с направленными уведомлениями юридическим лицам, шт. |
Доля согласованных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении работ по АВ, |
Процент |
,
где: - количество согласованных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении работ по АВ по результатам их рассмотрения после получения возражений от юридических лиц, шт.; - общее количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении работ по АВ, шт. |
Доля проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц по результатам проведения профилактических визитов, * |
Процент |
,
где: - количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий по результатам проведения профилактических визитов, шт. |
Отношение количества выявленных нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отчетном году к количеству выявленных нарушений обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за предшествующий год, Q |
Безразмерная величина |
,
где - количество выявленных нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отчетном году, шт.; - количество выявленных нарушений обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за предшествующий год, шт. |
______________________________
Примечание:
* В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, а также абзацем 6 пункта 30 Положения о государственном надзоре, в случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор по надзору незамедлительно направляет информацию об этом руководителю или заместителю руководителя Росгидромета, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 20 декабря 2021 г. N 438 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.