Минэкономразвития России направляет информационные материалы по разработке комплексного плана по обеспечению поэтапною доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, разработанные в соответствии с подпунктом 61 пункта 5 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 11826п-П44.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
Т.А. Илюшникова |
Информационные материалы
по разработке комплексного плана по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы
I. Общие положения
Настоящие информационные материалы разработаны в соответствии с подпунктом 61 пункта 5 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 11826п-П44 (далее - Комплекс мер).
Комплекс мер направлен на модернизацию социальной сферы посредством поэтапного расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам через достижение следующих результатов:
увеличение доступности и качества услуг в социальной сфере, предоставляемых населению;
расширение возможностей для потребителей выбора поставщика услуг в социальной сфере, а также их вариативности;
повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в социальной сфере;
повышение прозрачности системы предоставления населению услуг в социальной сфере.
В этом контексте основными задачами комплексных планов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, являются:
- создание условий для упрощения доступа негосударственных организаций к предоставлению населению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников;
- повышение потенциала негосударственных организаций в предоставлении населению услуг в социальной сфере;
- развитие конкуренции в сфере предоставления услуг в социальной сфере.
Для достижения поставленных задач при разработке комплексного плана субъектам Российской Федерации необходимо:
обеспечить участие в разработке документа заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных палат, ресурсных центров для некоммерческих организаций, негосударственных поставщиков социальных услуг, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров инноваций социальной сферы;
предусмотреть выполнение мероприятий по развитию негосударственных организаций и их стимулированию к участию в предоставлении населению услуг в социальной сфере в субъекте Российской Федерации, в том числе в части синхронизации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в одной отрасли;
провести анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере (Методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия социально ориентированных некоммерческих организаций и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, письмо Минэкономразвития России от 2 июля 2019 г. N 21398-ИТ/Д01и);
принять нормативные акты и внести изменения в действующие нормативные акты в целях устранения барьеров для участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере и стимулирования их участия в предоставлении данных услуг (Методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия социально ориентированных некоммерческих организаций и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, письмо Минэкономразвития России от 2 июля 2019 г. N 21398-ИТ/Д01и);
предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий и показателей в национальных проектах и государственных программах субъектов Российской Федерации в социальной сфере (социальной защиты граждан, образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры) и планах по их реализации;
включить вопросы предоставления поддержки негосударственных поставщиков, взаимодействия с ними и привлечения к предоставлению населению услуг в социальной сфере в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных гражданских служащих;
обобщать лучшие практики в части реализации мер по обеспечению доступа негосударственных поставщиков к предоставлению населению услуг в социальной сфере, механизмов их государственной поддержки на региональном уровне и внедрения конкурентных способов оказания соответствующих государственных и муниципальных услуг;
обеспечить координацию действий в сфере расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных палат, ресурсных центров для некоммерческих организаций, в том числе через работу единого координационного органа по реализации Комплекса мер, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров инноваций социальной сферы;
проводить исследования состояния рынка услуг в социальной сфере в части изучения, прогнозирования, мониторинга и оценки состояния конкуренции на рынке социальных услуг;
готовить ежегодный отчет о ходе реализации Комплекса мер, организовывать его размещение в открытом доступе и публичное обсуждение на расширенном заседании единого координационного органа по реализации Комплекса мер.
Важно отметить, что комплекс мер реализуется в содержательной и организационной увязке со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р, что необходимо учитывать при разработке документа.
Также, учитывая необходимость гармонизации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в одной отрасли, целесообразно усиление непосредственного участия и потенциальной координационной роли в реализации деятельности по доступу негосударственных организаций к оказанию социальных услуг органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за экономическое развитие.
В части развития негосударственных организаций и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг в субъекте Российской Федерации целесообразно предусмотреть:
развитие эффективных механизмов финансовой поддержки;
предоставление СОНКО и юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО, налоговых льгот;
предоставление негосударственным поставщикам имущественной поддержки, в том числе в виде возможности вести деятельность, приносящую доход, на базе недвижимого имущества, предоставленного в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, предоставление компенсаций на аренду помещений в случае отсутствия свободных помещений, в т.ч. на конкурсной основе;
оказание негосударственным поставщикам информационной поддержки, в том числе в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы, а также в виде создания информационных ресурсов и баз данных о существующих мерах поддержки для негосударственных поставщиков;
поддержка деятельности инфраструктурных организаций, оказывающих информационно-консультационную поддержку негосударственным поставщикам, осуществляющим предоставление услуг в социальной сфере (ресурсных центров некоммерческих организаций, центров инноваций социальной сферы и т.д.);
содействие развитию кадрового потенциала негосударственных организаций, в том числе оказание им поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев;
содействие развитию прозрачности, подотчетности и устойчивого партнерства негосударственных поставщиков;
проведение с участием негосударственных организаций общественной экспертизы проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке негосударственных организаций на территориях муниципальных образований, включая конкурсную поддержку муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
При определении мер по развитию негосударственных организаций и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг важно предусмотреть, чтобы для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход, не было установлено ограничений в части получения государственной поддержки по сравнению с некоммерческими организациями, не осуществляющими такую деятельность.
При формировании регионального комплексного плана может быть взята за основу структура подразделов, предложенная в Комплексе мер.
При организации работы единого координационного совета необходимо обеспечить регулярность встреч совета, предложить прозрачную процедуру инициирования совещаний совета негосударственными поставщиками и формирования повестки очередного совещания, реализовать проведение совещаний в формате дискуссий (вместо заслушивания докладов), организовать обязательное ежегодное открытое обсуждение итогов реализации регионального комплексного плана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 марта 2021 г. N 8218-ТИ/Д04и "О направлении информационных материалов"
Текст письма опубликован не был