Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации округа Муром
от 9 ноября 2021 г. N 599
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении на территории округа Муром
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними семьями, находящимися в социально-опасном положении на территории округа Муром (далее - Порядок), разработан в целях регулирования отношений, возникающих в процессе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с осуществлением деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и формированию единого учета и учетных материалов по несовершеннолетним и семьями, находящихся в социально опасном положении
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Владимирской области от 02.10.2017 N 80-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав во Владимирской области", Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" (редакция от 08.02.2021), постановления областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав N 3 06.09.2019, постановления Главы округа Муром от 19.04.2006 N 835 "О создании единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях в округе Муром".
1.3. Основными задачами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики) по выявлению, учету и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
- выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, семейного неблагополучия;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, девиантного поведения несовершеннолетних;
- создание системы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по выявлению и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- систематизация действий органов системы профилактики по оказанию своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении;
- развития системы социально сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении и их эффективной реабилитации.
2. Основные понятия
2.1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации округа Муром;
- управление образования администрации округа Муром и учреждения образования;
- ГКУ ВО "Центр занятости населения города Мурома";
- управление культуры администрации округа Муром и учреждения культуры;
- государственное казенное учреждение Владимирской области "Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району";
- ГКУСО ВО "Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних";
- комитет по делам молодежи администрации округа Муром;
- комитет по физической культуре и спорту администрации округа Муром;
- комитет территориального самоуправления администрации округа Муром;
- отделение по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ММ ОМВД России "Муромский";
- учреждения здравоохранения;
- другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Координатором организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории округа Муром является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.2. Настоящий Порядок использует следующие понятия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, тяжелое заболевание, конфликтные отношения с близкими, друзьями, сиротство, безнадзорность, тяжелое материальное положение, безработица, отсутствие определенного места жительства, ситуация, образовавшаяся в результате стихийного бедствия (пожары, наводнение и т.д.), уход ребенка из дома), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Законные представители - лица, заменяющие родителей, на которых действующим законодательством возложены обязанности по защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Куратор случая - (далее-куратор) - член межведомственной рабочей группы, специалист, сопровождающий несовершеннолетнего и (или) его семью (далее-подопечный) с целью вывода из социально опасного положения.
Межведомственная рабочая группа - это группа специалистов из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объединенная общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность. Деятельность направлена на организацию индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи (далее МИПСР) - форма ведения документации об осуществлении индивидуальной профилактической работы. Содержит подробные записи о семье, ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи, с указанием сроков и ответственных за исполнение каждого пункта программы; сведения о происходящих в семье изменениях. Ее единая форма (бланк) разрабатывается и утверждается областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основными критериями отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении являются:
Неисполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетних своих обязанностей по жизнеобеспечению детей:
- непринятие родителями длительное время мер по трудоустройству, что влечет отсутствие доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка;
- ненадлежащее исполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по воспитанию детей:
- отрицательный личный пример поведения со стороны родителей: пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;
- непринятие мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних (формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры);
- поощрение родителями противоправного поведения детей, в том числе допущение несовершеннолетнего до управления транспортным средством при отсутствии права управления транспортным средством;
- приобретение для несовершеннолетних алкогольной продукции и табачных изделий.
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по обучению детей:
- отсутствие контроля за обучением детей: невнимание родителей к успеваемости ребенка, посещаемости образовательной организации ребенком;
- длительное отсутствие связи со школой;
- непринятие мер по созданию для успешного обучения (рабочего места, школьных принадлежностей) при имеющейся возможности создания таких условий.
- принятие органами и учреждениями системы профилактики решения о помещении несовершеннолетнего в учреждение социального обслуживания.
Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку):
- эмоционально-психологическое насилие над детьми (оскорбление, унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка, негативный психологический климат в семье (конфликтные отношения между членами семьи);
- физическое насилие над детьми (побои, нанесение физических травм и телесных повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям здоровья);
- покушение на половую неприкосновенность детей (в том числе неприятие мер родителями при совершении действий сексуального характера в отношении детей третьими лицами (отчима (мачехи), сожителя (сожительницы));
Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция, подстрекательство к совершению правонарушения (преступления) и т.д.)
Наличие в семье ребенка, относящегося к категории "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении"
- наличие в семье несовершеннолетних, совершивших преступления, правонарушения, антиобщественные действия, по причине неисполнения родителями своих обязанностей в отношении детей;
- наличие в семье несовершеннолетних, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные и токсические вещества;
- наличие в семье ребенка, совершающего суицидальные действия, неоднократные самовольные уходы;
- выявление условий, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних (наличие заболеваний родителей, препятствующих нормальному функционированию семьи; непринятие родителями мер по обеспечению несовершеннолетнего необходимым медицинским обслуживанием (в том числе при наличии у ребенка заболевания, угрожающего его жизни и дальнейшему развитию); бродяжничество родителей (отсутствие места жительства семьи и (или) места пребывания); наличие в семье осужденных за жестокое обращение с несовершеннолетними к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; проживание несовершеннолетних с родителям (иными лицами), вернувшимися из мест лишения свободы после отбывания наказания за совершение преступлений против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности; против несовершеннолетних); проживание несовершеннолетних с родителем, лишенным родительских прав; проживание несовершеннолетних с родителями, лишенными родительских прав в отношении иных детей (братьев, сестер несовершеннолетнего).
Семья и несовершеннолетний признаются находящимися в социально опасном положении при наличии одного из критериев, способствующих созданию угрозы жизни и здоровья ребенка.
Статус несовершеннолетнего (семьи), находящего(ей)ся в социально опасном положении присваивается постановлением муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Участники межведомственного взаимодействия
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории округа Муром, обозначенные пунктом 2 настоящего Порядка.
4. Принципы работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Основными принципами межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории округа Муром, по выявлению и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
- работа с несовершеннолетними, попавшими в социально опасное положение, в рамках работы с его семьей;
- правовым основанием для начала индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, является постановление Комиссии;
- межведомственное взаимодействие, определяющее порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
- распределение сфер ответственности, предполагающее назначение конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
- индивидуальный подход, реализующийся путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
- комплексный подход, реализующийся путем осуществления реабилитационного процесса органами и учреждениями системы профилактики с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических аспектов в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- законность, предусматривающая соблюдение требований действующей законодательной базы Российской Федерации и Владимирской области в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
5. Формы и этапы работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
5.1. Основными формами межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории муниципального образования, по выявлению и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
- разработка и утверждение МИПСР с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- совместное планирование работы;
- издание межведомственных приказов, подписание двух-трех-четырехсторонних соглашений;
- организация проверок работы органов и учреждений системы профилактики с участием рабочих групп из числа членов комиссии и представителей заинтересованных ведомств;
- проведение межведомственных рейдов по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- проведение заседаний Комиссии;
- организация работы группы экстренного реагирования;
- информационный обмен между участниками межведомственного взаимодействия;
- проведение совещаний, конференций, семинаров, заседаний круглых столов по повышению профессиональных компетенций специалистов органов и учреждений системы профилактики.
5.2. Основными этапами организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
- выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- сбор и систематизация информации о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- анализ собранной информации, оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью;
- принятие решения на заседании Комиссии об отнесении несовершеннолетнего (семьи) к категории "находящийся в социально опасном положении", о постановке на учет;
- принятие решения на заседании Комиссии о составе межведомственной рабочей группы и назначении "куратора случая" по контролю за ситуацией в семье;
- формирование учетных материалов по несовершеннолетнему и семье, находящимся в социально опасном положении, органом (учреждением), ответственным за ведение учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории округа Муром;
- разработка МИПСР ГКУСО ВО "Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" с учетом предложений органов и учреждений исполнителей мероприятий;
- утверждение решением Комиссии индивидуальной межведомственной программы реабилитации несовершеннолетнего (семьи), находящего(ей)ся в социально опасном положении;
- реализация мероприятий программ реабилитации органами и учреждениями системы профилактики, заинтересованными учреждениями и ведомствами;
- контроль за проведением работы с несовершеннолетними (семьей), анализ результатов с целью актуализации МИПСР (прогнозирования ситуации, дальнейшего планирования деятельности участников реабилитационного процесса);
- принятие решения на заседании Комиссии о снятии несовершеннолетнего с учета как находящегося в социально опасном положении.
6. Выявление и учет несовершеннолетних (семей), находящихся в социально опасном положении
6.1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей осуществляется в процессе выполнения специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих должностных обязанностей:
- специалистами учреждений социальной защиты населения - в ходе проведения рейдов, патронатных выходов в семьи, во время приема граждан;
- работниками образовательных учреждений - во время приема детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения и учреждения среднего профессионального образования, в ходе проведения воспитательного и образовательного процесса и посещения учащихся на дому;
- специалистами отдела опеки и попечительства управления образования - по заявлениям граждан и сообщениям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организаций, общественности;
- медицинскими работниками - во время проведения патронажа новорожденных детей, посещения больных на дому, вызова скорой помощи, обращения больных в поликлинику или больницу;
- сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних МО МВД России "Муромский" - в ходе проведения рейдов, операций, оперативных действий, при доставлении граждан в отделение полиции, по информации других служб и ведомств, при обращении несовершеннолетних, родителей и других граждан;
- специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - в ходе рассмотрения материалов (дел) на несовершеннолетних, устных, письменных сообщений в произвольной форме от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, граждан, общественных объединений, организаций независимо от формы собственности;
- специалистами комитетов общественного самоуправления и отделов сельских округов - во время проведения рейдов, посещения семей, обращения несовершеннолетних, родителей и других граждан.
Орган системы профилактики, выявивший несовершеннолетнего, права которого на нормальную жизнедеятельность нарушены, вследствие чего он находится в социально опасном положении, в течение трех суток передает соответствующую информацию с приложением акта ЖБУ в Комиссию.
6.2. В случае выявления факта жестокого обращения с детьми или выявления детей, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, информация незамедлительно сообщается в органы прокуратуры, внутренних дел, отдел опеки и попечительства управления образования, Комиссию.
6.3. В случае выявления факта, указывающего на возможное совершение в отношении несовершеннолетнего преступления против половой свободы и половой неприкосновенности (ст.ст. 131 - 135 УК РФ), информация незамедлительно сообщается в следственные органы Следственного комитета России. При проверке информации следователю оказывается сопровождение по предоставлению специалистов, необходимых для выполнения проверочных мероприятий и (или) следственных действий.
6.4. Учреждения, получившие информацию на детский телефон доверия о случаях жестокого обращения с детьми, иных случаях, связанных с решением проблем детского и семейного неблагополучия, незамедлительно передают данную информацию в органы внутренних дел, опеки и попечительства и учреждения социальной защиты населения.
Учреждения социальной защиты населения в день приема информации совместно с органами внутренних дел, опеки и попечительства осуществляют проверку указанных фактов, в случае их подтверждения организуют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
7. Организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
7.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- осуществляет меры по координации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по выявлению, учету и организации индивидуально-профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
- рассматривает информацию, поступившую от органов (учреждений) о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, вследствие которых они находятся в социально опасном положении;
- принимает решение об отнесении несовершеннолетнего (семьи) к категории "находящийся в социально опасном положении", постановке на учет в единый банк данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее ЕБД ДЕСОП);
- формирует межведомственную рабочую группу и утверждает ее состав;
- назначает куратора случая;
- определяет сроки предоставления предложений в МИПСР органами (учреждениями), ответственными за составление и реализацию МИПСР несовершеннолетнего (семьи), находящего(
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.