Решение Калининградского областного суда от 28 октября 2021 г. N 3а-247/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." к городскому совету депутатов Калининграда об оспаривании в части правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, установил:
ООО "С." обратилось в суд 28 августа 2021 года с административным иском к городскому совету депутатов Калининграда об оспаривании правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения на карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны с особыми условиями использования территорий II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения (Н-3) в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 4 192 кв. м, местоположение: <адрес>.
Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании заключенного на срок до 19 марта 2070 года договора от 19 марта 2021 года N 35/2021-А аренды земельного участка ООО "С." принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером N площадью 4 381 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительств театра.
Договор аренды на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрирован в установленном порядке 2 июня 2021 года.
На основании проекта планировки с проектом межевания в его составе в границах <адрес> в Центральном районе г. Калининграда, утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 11 декабря 2015 года N 2072, в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 4 381 кв. м предусмотрено образование земельного участка с кадастровым номером N площадью 4 192 кв. м, который поставлен на кадастровый учет 10 ноября 2017 года.
Принимая во внимание, что в границах участка с кадастровым номером N расположен принадлежащее ООО "С." с 18 ноября 2020 года на праве собственности нежилое здание театра площадью 3 916,8 кв. м с кадастровым номером N, Общество при переоформлении земельных отношений в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером N в границах арендованного земельного участка с кадастровым номером N обратилось 5 июля 2021 года в администрацию городского округа "Город Калининград" с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером N на основании статьи 39.20 ЗК РФ.
В удовлетворении такого заявления письмом начальника управления земельных отношений администрации городского округа "Город Калининград" от 28 июля 2021 года отказано по мотиву расположения испрашиваемого в собственность земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (индекс зоны Н-3 согласно карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны с особыми условиями использования территорий в составе правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339).
По мнению административного истца, правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" нарушают право ООО "С." на выкуп земельного участка и противоречат закону при том, что границы и режим зон санитарной охраны источников водоснабжения в порядке, предусмотренном законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не установлены.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Калининградской области, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, государственное предприятие Калининградской области "Водоканал".
В судебном заседании представитель административного истца - Т.А.Г. требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель городского совета депутатов Калининграда - Я.Ю.А. не возражала против удовлетворения административного иска с учетом сложившейся судебной практики по рассмотрению аналогичных дел.
Представитель Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области - Ж.И.Ю. поддержала ранее поданный Агентством отзыв на административное исковое заявление, который приобщен к материалам дела.
Представитель государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" - Я.Д.Т. подтвердил факт отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения Калининграда санитарно-эпидемиологического заключения и решения уполномоченного органа об установлении границ и режима зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения Калининграда.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области и Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в судебное заседание не явились, названные заинтересованные лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, равно как и возражений по существу спора.
На основании части 5 статьи 213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Город Калининград является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 1 Закона Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397 "О наделении муниципального образования "Город Калининград" статусом городского округа").
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Статьей 2 названного Закона предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Разработка оспариваемых в части правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" была начата до 1 января 2017 года, правила землепользования и застройки утверждены решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 и в оспариваемой части действуют до настоящего времени.
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" официально опубликованы в газете "Гражданин" (выпуск от 9 января 2018 года) и размещены на официальном сайте органа местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемые в части правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, что административным истцом не оспаривается.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, а также могут отображаться на отдельных картах в составе правил землепользования и застройки.
По сведениям, предоставленным ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости", испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в зоне Н-3 "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса" согласно карте зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия в составе правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339.
В силу части 3 статьи 4 ГрК РФ в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
В соответствии с общими нормами, содержащимися в части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при разработке генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при строительстве жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ч. 5 ст. 18 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, действовавшей на момент принятия решения городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 об утверждении правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград") границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В силу ч. 5 ст. 18 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ, подлежащей применению на момент рассмотрения дела) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10.
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Разделом 2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 определен порядок определения границ второго и третьего поясов ЗСО.
Так, в силу пункта 2.2.2.1 при определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:
типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
Пунктом 2.2.2.2 определено, что граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм).
Участвующие в деле лица, в том числе государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", указали, что до настоящего времени работы по разработке проектов организации зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения города Калининграда не завершены.
Факт отсутствия до настоящего времени санитарно-эпидемиологического заключения и решения уполномоченного органа об установлении границ и режима зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения Калининграда не оспаривается.
На основании пункта 1 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации ..." до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
В соответствии с частью 9 этой же статьи в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В нарушение части 9 статьи 213 КАС РФ городским советом депутатов, принявшим оспариваемые в части правила землепользования и застройки, не представлены доказательства установления зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения в соответствии с вышеописанной процедурой, предусмотренной законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также сведения об установлении описания границ охранной зоны либо об ее обозначении на местности применительно к территории земельного участка с кадастровым номером N.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии каких-либо ограничений в использовании упомянутого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отображение в правилах землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" II пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения Калининграда на территории земельного участка с кадастровым номером N, противоречит законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Кроме того, в этой части правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" с 22 августа 2021 года вступили в противоречие с генеральным планом городского округа "Город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград"), в материалах по обоснованию которого зоны санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс, в границах земельного участка с кадастровым номером N, не отображены.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Однако до настоящего времени правила землепользования и застройки в оспариваемой части не приведены в соответствие с генеральным планом муниципального образования.
Как утверждает представитель Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, во исполнение названных норм градостроительного законодательства разработан проект новой редакции правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", которые в оспариваемой части приводятся в соответствие с генеральным планом.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, отображением на карте зон с особыми условиями использования территорий в составе правил землепользования и застройки городского округа II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения созданы препятствия к приобретению в собственность земельного участка с кадастровым номером N.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой оспариваемый правовой акт подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению, суд принимает во внимание, что правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининграда" применялись в течение длительного периода времени и полагает необходимым признать не действующими и не подлежащими применению правила землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "С." удовлетворить.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения на карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны с особыми условиями использования территорий II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения (индекс Н-3) в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 4 192 кв. м, местоположение: г. Калининград, Советский проспект.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 28 октября 2021 г. N 3а-247/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании