Решение Алтайского краевого суда от 27 июля 2021 г. N 3а-585/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "П." к Егорьевскому районному Совету депутатов Алтайского края о признании нормативного правого акта не действующим в части, установил:
АО "П." обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Егорьевскому районному Совету депутатов Алтайского края о признании, с учетом уточнения требований, пункт 1.2.11 пункта 2 приложения к решению N 122 "Об утверждении коэффициентов для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах территории Егорьевского района, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Егорьевский района Алтайского края и государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) предоставляемых без проведения торгов" в редакции решения N 39 от 28 мая 2021 года "О внесении изменения в решение Егорьевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 декабря 2020 года N 122 (далее - Решение) недействующим со дня его принятия.
В обоснование административных исковых требований указано, что между истцом и администрацией Егорьевского района Алтайского края 27 декабря 2018 года заключен договора аренды земельного участка, расположенного по адрес: <адрес> для размещения объектов связи. Пунктом 1.2.11 пункта 2 приложения к Решению в редакции решения N 39 от 28 мая 2021 года установлен коэффициент для земельных участков, предназначенных для размещения в том числе объектов связи в размере 11,44. Между тем арендная плата, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, должна определяться исходя из единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, а также из принципа экономической обоснованности, то есть в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, на основании экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о судебном заседании надлежащим образом.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Егорьевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 декабря 2020 года N 122 утверждены коэффициенты для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах территории Егорьевского района, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края и государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), предоставляемых без проведения торгов.
Коэффициенты утверждены для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах территории Егорьевского района Алтайского края и государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), предоставляемых без проведения торгов: К - в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, К1 - в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы, согласно приложению.
Приложением к вышеуказанному Решению утверждены коэффициенты для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков. Так, для земельных участков, предназначенных для размещения объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением случаев, указанных в подп. 1.1, 1.2.11.1 утвержден коэффициент - 12,50.
Решением от 28 мая 2021 года N 39 в Решение внесены изменения, в пункт 1.2.11 приложения к Решению, установлен коэффициент - 11,44.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Исходя из положений части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из договора аренды земельного участка от 27 декабря 2018 года N 16, арендодатель (администрация Егорьевского района Алтайского края) предоставляет, а арендатор (АО "П.") принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, являющийся государственной собственностью с кадастровым номером ***, общей площадью 0,0225 га (225 кв. м), расположенный по адресу: <адрес> с целью размещения объектов связи сроком на 49 лет.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых Решением, и поскольку он полагает, что этим актом будут нарушены или нарушаются его права и законные интересы, то суд находит, что АО "П." вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Решения в части, затрагивающей его права и законные интересы.
Анализ указанного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Егорьевского района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности.
Следовательно, Решение может быть оспорено АО "П." в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с пунктами "в" и "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 1 и пунктом 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно пункту 2.2 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого правового акта) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы, руб.;
- площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, а также средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Алтайского края, расчет арендной платы до момента установления кадастровой стоимости производится на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам Алтайского края;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Законом Алтайского края от 05.10.2007 N 93-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Егорьевского района Алтайского края" (статья 1) и Уставом муниципального образования Егорьевский район Алтайского края от 28 мая 2019 года (статья 1) муниципальное образование Егорьевский район Алтайского края Алтайского края было наделено статусом муниципального района. Представительным органом муниципального района является Районный Совет депутатов (статья 21 Устава).
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям Районного Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края.
Из представленных в суд материалов следует, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуют форме, в которой представительный орган вправе был его принимать. При этом порядок принятия решения соблюден, так как требования Устава муниципального образования Егорьевский район Алтайского края, Регламента Егорьевского района Алтайского края к составу, численности, кворуму и процедуре принятия подобных актов были соблюдены.
Решение в оспариваемой редакции было официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке в Сборнике муниципальных правовых актов Егорьевского района Алтайского края N 138, а также на официальном сайте администрации Егорьевского района Алтайского края.
Кроме того, по данному основанию нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, исходя из принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое значение коэффициента "К", установлено с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Как следует из представленных документов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта какой-либо расчет установленного коэффициента не производился. В протоколе сессии Рубцовского районного Собрания от 25 декабря 2020 года не указано о наличии таких расчетов.
Таким образом, установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент К в размере 11,44, используемый при расчете арендной платы за земельные участки под объектами сотовой связи, не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно Уставу муниципального образования муниципального образования Егорьевского района Алтайского края является газета "Колос".
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Егорьевского районного Совета депутатов, обладающего согласно части 8 статьи 21 Устава муниципального образования Егорьевского района Алтайского края правами юридического лица, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования акционерного общества "П." удовлетворить.
Признать подпункт 1.2.11 пункта 2 приложения к решению N 122 "Об утверждении коэффициентов для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах территории Егорьевского района, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края и государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) предоставляемых без проведения торгов" в редакции решения от 28 мая 2021 года N 39 "О внесении изменения в решение Егорьевского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 декабря 2020 года N 122" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Колос" Егорьевского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Егорьевского районного Совета депутатов в пользу акционерного общества "П." судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 27 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 27 июля 2021 г. N 3а-585/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании