Решение Алтайского краевого суда от 18 августа 2021 г. N 3а-1122/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "М." к Быстроистокскому районному Собранию депутатов о признании не действующим в части решения от 29 апреля 2016 года N 22 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края", установил:
решением районного Собрания депутатов Быстроистокского района Алтайского края от 29 апреля 2016 года N 22 утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края (далее по тексту также - Порядок).
В таблице "Коэффициенты (К1) за использование земельных участков, находящихся на территории Быстроистокского района, государственная собственность на которые не разграничена, установленные в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы" пункта 2.1 Порядка установлены коэффициенты в зависимости от категории арендаторов земельного участка, в том числе в отношении земельных участков для предприятий сотовой связи в размере 40.
Решением Быстроистокского районного Собрания депутатов от 28 февраля 2017 года N 5 "О внесении изменений и дополнения в решение "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края", принятое решением Быстроистокского районного Собрания депутатов N 22 от 29.04.2016 г." коэффициент К1 за использование земельных участков, находящихся на территории Быстроистокского района, государственная собственность на которые не разграничена, для операторов сотовой связи также установлен в размере 40,0.
Решение от 29 апреля 2016 года N 22, решение от 28 февраля 2017 года N 3 размещены на официальном сайте администрации Быстроистокского района 03 мая 2016 года и 01 марта 2017 года соответственно.
Публичное акционерное общество "М." (далее - ПАО "М.") является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, предоставленного для размещения линии электропередач к базовой станции сотовой связи, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ ***, заключенного с администрацией Быстроистокского района Алтайского края, арендная плата по которому исчисляется с применением коэффициента К1-40, установленного вышеуказанным Порядком в редакции решения от 28 февраля 2017 года N 5.
ПАО "М." (с учетом уточнения требований) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Быстроистокского районного Собрания депутатов от 29 апреля 2016 года N 22 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края" (в редакции решения от 28 февраля 2017 года N 5) в части коэффициента К1 40,0, установленного для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Быстроистокского района, государственная собственность на которые не разграничена для операторов сотовой связи.
В обоснование требований Общество ссылается на противоречие нормативного правового акта принципам определения арендной платы, закрепленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и на нарушение своих прав применением экономически необоснованного коэффициента.
Представитель административного истца Г.Р.Р., участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, поддержал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Быстроистокского районного Собрания депутатов в судебное заседание не явилась в письменных возражениях указала на соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта. В заявлении, поступившем в Алтайский краевой суд 02 июля 2021 года, указала на признание заявленных требований с момента вступления решения суда в законную силу.
Заинтересованное лицо администрация Быстроистокского района Алтайского края своего представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом, не ходатайствовала об отложении судебного заседания, в связи с чем административное дело с учетом положений статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Алтайского края порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
Оспариваемое решение в первоначальной редакции, а также в редакции решения от 28 февраля 2017 года, приняты представительным органом местного самоуправления Быстроистокского района Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края, а также пунктом 6 статьи 26 Устава муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края, принятого решением Быстроистокского районного Собрания депутатов от 16 марта 2015 года N 15.
Требования Устава муниципального образования, Регламента Быстроистокского районного Собрания депутатов Алтайского края, утвержденного решением Быстроистокского районного Собрания депутатов от 23 октября 2012 года N 49, к форме, порядку принятия и обнародования нормативного правового акта соблюдены. Решение от 29 апреля 2016 года принято на сессии представительного органа местного самоуправления, на которой присутствовали 17 депутатов (из 19 избранных и установленной численности депутатов согласно Уставу 2015 года), из которых 14 депутатов проголосовали "за" принятие нормативного правового акта, 3 депутатов "воздержались" проголосовали (л.д. 109-110).
Решение от 28 февраля 2017 года принято 17 депутатами присутствовавшими на сессии (л.д. 111).
Решение от 29 апреля 2016 года N 22, решение от 28 февраля 2017 года N 3 размещены на официальном сайте администрации Быстроистокского района 03 мая 2016 года и 01 марта 2017 года соответственно, сведений о размещении полных текстов решений в газете "Ударник труда" и (или) "Сборнике муниципальных правовых актов Быстроистокского района Алтайского края" административным ответчиком в материалы дела не представлено.
На дату разрешения административного дела в части оспариваемого коэффициента К1 решение от 29 апреля 2016 года N 22 действует в редакции решения от 28 февраля 2017 года N 5.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое применяется в части основных принципов и к отношениям по определению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В судебном заседании 29 июня 2021 года представитель административного ответчика пояснила, что при принятии оспариваемого коэффициента требования постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части экономического обоснования не выполнены.
Таким образом, установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент К1 в размере 40,0, используемый при расчете арендной платы за земельные участки под объектами связи не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно статье 58 Устава муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края, принятого решением Быстроистокского районного Собрания депутатов Алтайского края от 03 марта 2020 года N 2, является газета "Ударник труда".
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Быстроистокского районного Собрания депутатов, обладающего согласно части 8 статьи 21 Устава муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края, принятого решением Быстроистокского районного Собрания депутатов Алтайского края от 03 марта 2020 года N 2, правами юридического лица, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования публичного акционерного общества "М." удовлетворить.
Признать решение Быстроистокского районного Собрания депутатов Быстроистокского района Алтайского края от 29 апреля 2016 года N 22 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края" (в редакции решения Быстроистокского районного Собрания депутатов от 28 февраля 2017 года N 5 "О внесении изменений и дополнения в решение "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края") не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части коэффициента в размере 40,0, установленного для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Быстроистокского района, государственная собственность на которые не разграничена для операторов сотовой связи.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Ударник труда" Быстроистокского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Быстроистокского районного Совета депутатов в пользу публичного акционерного общества "М."судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 20 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 18 августа 2021 г. N 3а-1122/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании