Решение Алтайского краевого суда от 15 июня 2021 г. N 3а-579/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.И.В., П.П.И. к районному Собранию депутатов Калманского района Алтайского края о признании приложения к решению районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 20 июня 2017 года N 25 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков и порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Калманский район, государственная собственность на который не разграничена" недействующим в части, установил:
Б.И.В., П.П.И. обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к районному Собранию депутатов Калманского района Алтайского края, в котором просили признать приложение к решению районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 20 июня 2017 года N 25 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков и порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Калманский район, государственная собственность на который не разграничена" недействующим в части установления коэффициента, применяемого для определения арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства, в размере 0,05 со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований указано, что истцы являются арендаторами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства дома сезонного проживания, государственная собственность на который не разграничена. Считают, что установленный коэффициент в размере 0,05 не соответствует принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, поскольку отсутствует какое-либо экономическое обоснование установления коэффициента в оспариваемом размере. Кроме того, в отношении земель аналогичной категории, находящихся в собственности Алтайского края, согласно постановлению администрации Алтайского края от 12 апреля 2017 года N 147 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края", коэффициент "К" предусмотрен в размере 0,003, что в 16,66 раз ниже оспариваемого коэффициента.
Административные истцы в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о судебном заседании надлежащим образом.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 20 июня 2017 года N 25 (далее по тексту - Решение) утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Калманский район Алтайского края и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаемые в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, согласно приложению (для земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки - 0,05).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из материалов дела между администрацией Калманского района Алтайского края (арендодатель) и Б.В.А. (арендатор) 24 июля 2013 года был заключен договор ***п о предоставлении участка с кадастровым номером *** категории земель - земли населенных пунктов, для строительства дома сезонного проживания на условиях аренды сроком до 24 июля 2023 года. Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 31 июля 2013 года (***).
23 марта 2017 года между Б.В.А. (арендатор) и Б.И.В., П.П.И. (новые арендаторы) заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды вышеуказанного земельного участка. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 29 марта 2017 года (***).
При таких обстоятельствах административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым решением, и поскольку истцы полагают, что указанным актом будут нарушены или нарушаются их права и законные интересы, суд находит, что Б.И.В. и П.П.И. вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Решения в части, затрагивающей их права и законные интересы.
Анализ указанного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Калманского района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, Решение может быть оспорено истцами в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с пунктами "в" и "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 1 и пунктом 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно пункту 2.2 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого правового акта) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы, руб.;
- площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Законом Алтайского края от 10 сентября 2007 года N 84-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Калманского района Алтайского края" (статья 1) и ранее действовавшим Уставом муниципального образования Калманский район Алтайского края от 29 июня 2016 года (статья 1) муниципальное образование Калманский район Алтайского края было наделено статусом муниципального района. Представительным органом муниципального района являлось районное Собрание депутатов (статья 21 Устава).
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края.
Из представленных в суд материалов следует, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуют форме, в которой представительный орган вправе был его принимать. При этом порядок принятия решения соблюден, так как требования Устава муниципального района, Регламента районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, к составу, численности, кворуму и процедуре принятия подобных актов были соблюдены.
Решение было официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке в районной газете "Заря Приобья" (т. 1 л.д. 223).
Проверяя соответствие оспариваемых положений положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Из сведений публичной кадастровой карты, находящихся в открытом доступе, а также пояснений представителя административного ответчика следует, что государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером *** не разграничена.
В приложении к оспариваемому Решению в строке "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" административным ответчиком был определен коэффициент "К", применяемый при расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Калманского района Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков в размере 0,05.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно письму администрации Калманского района Алтайского края от 24 ноября 2020 года (том 1 л.д. 16) арендная плата в отношении спорного земельного участка рассчитывается с учетом коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель (земли населенных пунктов, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства). Так, с учетом общей площади земельного участка (1500), удельного показателя кадастровой стоимости (62,69), коэффициента, устанавливаемого от вида разрешенного использования земельного участка (0,05), коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относится арендатор (1), размер арендной платы составляет в год 4701,75 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, исходя из принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое значение коэффициента, приведенное в приложении к Решению, установлено с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Так, в подтверждение экономической обоснованности установленных органом местного самоуправления коэффициентов, используемых при определении размера арендной платы, административным ответчиком представлено экономическое обоснование размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Калманский район Алтайского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, изготовленное ООО " <данные изъяты>" 10 апреля 2017 года на основании заключенного 28 февраля 2017 года между указанным обществом и администрацией Калманского района Алтайского края муниципального контракта на выполнение работ по экономическому обоснованию размеров коэффициентов (т. 1 л.д. 224-228).
Указано, что в ходе исследования исполнителем определялись максимальные, имеющие экономическое обоснование, коэффициенты, отражающие сложившийся на рынке недвижимости уровень арендной платы. Проведена детализация видов разрешенного использования с учетом доходности земельных участков в зависимости от конструктивных особенностей объектов, расположенных на участках, или особенностей видов экономической деятельности, связанных с типовыми характеристиками земельных участков, необходимых для обеспечения данного вида деятельности.
Исполнителем определены имеющие экономическое обоснование коэффициенты, отражающие сложившийся на рынке недвижимости уровень отношения арендной платы и кадастровой стоимости. Кроме того отмечено, что исполнитель работ не имеет достаточно полномочий для решения задач по определению социально значимых видов деятельности и групп населения, нуждающихся в поддержке путем предоставления льготных условий по аренде земли, величина льгот носит не экономическую, а социальную природу и не может быть определена путем анализа рыночных данных.
Таким образом, из представленных документов следует, что при утверждении оспариваемого коэффициента административным ответчиком расчеты, показывающие доходность земельных участков, не производились, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, не анализировались, оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, не осуществлялась. Для изучения всех необходимых параметров ответчиком специалисты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, налоговой сфере и службы статистики не привлекались, доказательств обратному не представлено.
Установление арендной платы исходя из уровня отношения арендной платы и кадастровой стоимости земельных участков не свидетельствует об экономической обоснованности дифференциации данной платы при использовании спорного коэффициента.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленное экономическое обоснование к Решению не может служить доказательством экономической обоснованности оспариваемого коэффициента.
Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный коэффициент, влияющий на размер арендной платы, установлен в соответствии с основными принципами определения арендной платы, предусмотренными Правительством Российской Федерации, в частности, является экономически обоснованными и не предполагает необоснованных предпочтений при исчислении размера арендной платы за пользование земельными участками указанной категории.
Допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик Г, непосредственно составивший экономическое обоснование пояснил, что для расчетов применялись две составляющие: рыночная и кадастровая, соотношение арендной платы и кадастровой стоимости. Иные составляющие во внимание не принимались.
Кроме того, из материалов дела следует, что 03 августа 2016 года приказом Федерального агентства водных ресурсов Верхне-обское бассейновое водное управление ***-пр определены границы зон затопления, в том числе в <адрес>. По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером *** находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, вместе с тем, для земель, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и попавших в зону затопления, коэффициент определения размера арендной платы не дифференцирован.
Следовательно, Решение в оспариваемой части противоречит основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Между тем, доводы административного истца о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений во внимание не принимаются, поскольку данный принцип предусматривает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Административный истец считает, что оспариваемый коэффициент отличается от аналогичного коэффициента, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 года N 147 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, условий и сроков ее внесения", который составляет для данной категории земель - 0,003.
В данном случае, порядок расчета размера арендной платы, за использование указанных выше земельных участков, находящихся на территории Калманского района Алтайского края, и земельных участков, находящихся в собственности Алтайского края, одинаков.
При этом законодательство не содержит указания на обязательное соответствие показателя рассматриваемого коэффициента коэффициенту, установленному для земель, находящихся в собственности Алтайского края.
С учетом изложенного решение представительного органа муниципального района в части установления коэффициента "К", применяемого для определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Калманского района Алтайского края, отнесенных к категории "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", в размере 0,05 следует признать недействующим.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку приложение к оспариваемому решению в части установления коэффициента, применяемого для определения размеров арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на территории Калманского района Алтайского края и отнесенных к категории "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", в размере 0,05 в настоящий момент не прекратило свое действие, Решение следует признать недействующим в указанной части с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно статье 58 Устава муниципального района Калманский район Алтайского края от 29 июня 2016 года официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете "Заря Приобья".
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Б.И.В., П.П.И. удовлетворить.
Признать приложение к решению районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 20 июня 2017 года N 25 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков и порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Калманский район, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента, применяемого для определения арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства, в размере 0,05 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Заря Приобья" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 15 июня 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 15 июня 2021 г. N 3а-579/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании