Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 января 2022 г. N 7
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан"
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан.
2. Определить Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2021 г. N 260 "Об утверждений Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в Республике Дагестан в сфере социального обслуживания граждан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 1 октября, N 05002007723).
Временно исполняющий обязанности |
А. Абдулмуслимов |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 24 января 2022 г. N 7
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан (далее - государственный контроль) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, а также оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования).
3. Государственный контроль осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан (далее - Министерство).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются:
а) министр труда и социального развития Республики Дагестан (далее - министр);
б) заместитель министра труда и социального развития Республики Дагестан, должностным регламентом которого установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (далее - заместитель министра);
в) должностные лица Министерства, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр или заместитель министра.
II. Объекты государственного контроля
6. Министерство осуществляет государственный контроль в отношении:
а) негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания;
б) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
7. Объектами государственного контроля являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
8. Министерством в рамках осуществления государственного контроля ведется учет объектов государственного контроля и связанных с ними контролируемых лиц с использованием информационной системы Министерства.
9. В целях учета объектов государственного контроля и связанных с ними контролируемых лиц в информационной системе Министерства содержатся следующие сведения:
а) наименование контролируемого лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) наименование объекта государственного контроля;
г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска);
д) сведения о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях;
е) сведения о количестве получателей социальных услуг по формам социального обслуживания.
10. Информация об объектах государственного контроля и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
11. При осуществлении учета объектов государственного контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
12. При осуществлении государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.
13. Министерство при осуществлении государственного контроля относит поднадзорные объекты к одной из следующих категорий риска:
высокий риск;
средний риск;
низкий риск.
14. Критериями отнесения объектов государственного контроля к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
а) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
б) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
15. Объект государственного контроля относится к категории высокого риска, если:
а) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
16. Объект государственного контроля относится к категории среднего риска, если:
а) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
17. При отсутствии факта, указанного в подпункте "б" пункта 14 настоящего Положения, объект государственного контроля (надзора) относится к категории низкого риска.
18. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории высокого риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка 1 раз в 2 года.
19. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории среднего риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка 1 раз в 3 года.
20. В отношении объектов государственного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
21. Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
22. Министерством могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
23. Министерством осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
24. Министерство ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления государственного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства) в срок, не превышающий 10 дней со дня утверждения доклада о правоприменительной практике.
25. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
26. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней после получения предостережения подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
27. В возражении указываются:
а) наименование контролируемого лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
28. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
29. Министерство рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
30. Консультирование контролируемых лиц осуществляется Министерством в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в устной форме в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
31. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
б) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
в) порядок осуществления государственного контроля;
г) порядок обжалования решений Министерства;
д) иные вопросы, касающиеся осуществления государственного контроля.
32. Должностные лица Министерства осуществляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным пунктом 31 настоящего Положения.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц и их представителей, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
33. Перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих личный прием, и время осуществления ими личного приема устанавливаются министром (заместителем министра). Указанная информация размещается в помещениях Министерства в общедоступном месте и на официальном сайте Министерства.
34. Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
35. В случае поступления в Министерство 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменных разъяснений, подписанных министром, заместителем министра.
36. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного контроля, исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
37. Обязательные профилактические визиты проводятся Министерством в отношении:
а) объектов государственного контроля, отнесенных к категории высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
38. Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям устанавливается график проведения профилактических визитов.
39. Профилактический визит проводится с предварительным информированием контролируемого лица. Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
40. Министерство обязано предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
41. Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить Министерство об отказе не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения обязательного профилактического визита.
V. Осуществление государственного контроля
42. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Министерством и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
43. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
44. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подписывается уполномоченным должностным лицом Министерства, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
45. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля.
46. Государственный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
д) выездное обследование.
47. В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
48. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать один рабочий день.
49. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
50. Внеплановый инспекционный визит при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
51. В ходе документарной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
52. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
53. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
55. В ходе выездной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
56. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
57. Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
58. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов. Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению контролируемого лица, в пределах 10 рабочих дней.
59. Должностными лицами Министерства производится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
60. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Министерством могут быть приняты следующие решения:
а) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
б) решение об объявлении предостережения.
61. Выездное обследование проводится должностными лицами Министерства по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
62. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
63. В ходе выездного обследования должностными лицами Министерства может осуществляться осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контролируемого лица.
64. Срок проведения выездного обследования одного контролируемого лица не может превышать один рабочий день.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
65. Должностными лицами Министерства по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
66. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
67. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
68. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
69. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
70. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований должностные лица Министерства после оформления акта выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
VII. Ключевые и индикативные показатели вида контроля и их целевые значения для государственного контроля
71. Ключевым показателем государственного контроля является доля социальных услуг, предоставленных в соответствии с требованиями стандартов качества предоставления социальных услуг, установленных планом. Целевое значение ключевого показателя - не менее 91 процента.
72. При осуществлении государственного контроля устанавливаются следующие индикативные показатели:
а) эффективность государственного контроля. Целевое значение индикативного показателя принимается равным нулю;
б) доля предупреждений в общем количестве административных наказаний. Целевое значение индикативного показателя - не более 100 процентов;
в) доля проверок, результаты которых признаны недействительными. Целевое значение индикативного показателя принимается равным нулю.
73. Индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада о государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, осуществляемого в соответствии с постановлением Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
VIII. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля
74. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контроля (надзора) мероприятия устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
а) наличие обращений от получателей социальных услуг, а также граждан и организаций о нарушении обязательных требований;
б) наличие информации (в том числе в средствах массовой информации) о предоставлении организацией социального обслуживания социальных услуг в стационарной форме;
в) непредставление в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
г) наличие в уведомлении об исполнении предостережения сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
75. Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Министерством без взаимодействия с контролируемыми лицами.
76. Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Министерством в ходе анализа и учета сведений, характеризующих уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Дагестан, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах, и иных сведений об объектах контроля.
IX. Досудебный порядок подачи жалобы
77. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
78. При обжаловании решений, принятых должностными лицами Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства жалоба рассматривается министром.
79. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлен порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.
Проверки будут проводиться в целях соблюдения поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований законодательства.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Отнесение объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется на основании установленных критериев.
Частота плановых контрольных (надзорных) мероприятий зависит от присвоенной категории риска.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 января 2022 г. N 7 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Республике Дагестан"
Вступает в силу с 24 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 26 января 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 февраля 2022 г. N 0500202202010009, на Портале "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-search.minjust.ru) 18 сентября 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 18 сентября 2023 г. N 370
Изменения вступают в силу с 22 сентября 2023 г.