1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346, Стратегией научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации), и Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва), а также в целях достижения результата "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", и направлены на обеспечение организационного, аналитического и методического сопровождения мероприятий по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - региональные центры), созданных с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" (далее - Фонд), создаваемых за счет средств софинансирования из федерального бюджета.
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", включенного в национальный проект "Образование", к 2024 году региональные центры будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации с охватом не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в конкретном регионе. Численность детей, охваченных мероприятиями регионального центра, будут рассчитывать относительно данных численности детей (контингента), обучающихся по общеобразовательным программам 5-11 классов в общеобразовательных организациях, расположенных на территории региона, на отчетный год, предшествующий отчетной дате.
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Образовательная деятельность региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для реализации национальной цели развития Российской Федерации по возможности для самореализации и развития талантов, принципы которой определены:
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (далее - Стратегия развития воспитания);
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики);
Стратегией научно-технического развития Российской Федерации.
Деятельность региональных центров по направлению "Спорт" осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой, определяющей порядок работы со спортивно одаренными детьми и направленной на формирование в Российской Федерации единой системы подготовки спортивного резерва:
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва);
приказ Минспорта России от 30 октября 2015 года N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
федеральные стандарты спортивной подготовки.
Деятельность региональных центров направлена на:
выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов и спортивных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, уровня результатов и достижений в избранном виде спорта*, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
разработка и реализация программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт"** для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики субъекта Российской Федерации в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития субъекта Российской Федерации;
информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в субъекте Российской Федерации.
В процессе деятельности региональных центров осуществляются:
консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организация мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;
реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ и модулей программ спортивной подготовки;
разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт", в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия), программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
участие в формировании региональной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;
взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
реализация дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров по методикам и практикам работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;
анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра "Сириус";
создание инфраструктуры для реализации развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ на территории субъекта Российской Федерации;
мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.
Основными видами деятельности регионального центра могут стать:
реализация дополнительных общеобразовательных программ, в том числе интенсивных профильных образовательных программ по направлениям "Наука" и "Искусство", а также профильных интенсивных программ по направлению "Спорт" для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи (далее - программы по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт");
организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, культуры и спорта.
Региональным центром также могут быть реализованы другие виды деятельности, в том числе: реализация дополнительных образовательных программ для взрослых; основных образовательных программ (в том числе в качестве партнера при сетевой форме реализации), программ спортивной подготовки или их модулей; проведение исследований, в том числе научных, и другие.
При разработке программ регионального центра по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" рекомендуется использовать имеющийся региональный опыт реализации образовательных и спортивных программ и мероприятий с детьми, проявившими выдающиеся способности, опыт Фонда и других ведущих образовательных организаций, организаций культуры и спорта. К разработке образовательных программ и интенсивных спортивных программ рекомендуется привлечение экспертного совета регионального центра, а также могут привлекаться ведущие образовательные и научные организации, в том числе образовательные организации высшего образования, организации культуры и спорта.
Методические рекомендации включают:
типовую форму соглашения между руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Фондом о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации, включая создание регионального центра (приложение 1);
типовой проект плана ("дорожной карты") создания регионального центра (приложение 2);
таблицу базовых индикаторов эффективности деятельности региональных центров (приложение 3);
примерный перечень категорий и должностей регионального центра (приложение 4);
примерный перечень средств обучения по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" (приложение 5).
2. Формирование плана ("дорожной карты") создания регионального центра
В целях реализации мероприятий по созданию регионального центра высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагается заключение соглашения о сотрудничестве между субъектом Российской Федерации и Фондом в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение).
План ("дорожная карта"), соответствующий типовой форме согласно приложению 3 к настоящим рекомендациям, рекомендуется разработать и утвердить актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 30 календарных дней с момента заключения Соглашения, в том числе путем внесения изменений в дорожную карту создания и открытия регионального центра, утвержденную в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание регионального центра.
В случае включения в план ("дорожную карту") мероприятий, не включенных в типовую форму согласно приложению 3 к настоящим рекомендациям, и (или) в случае существенных изменений плана относительно типовой формы план ("дорожная карта") согласовывается с Фондом путем обмена официальными письмами.
Субъектам Российской Федерации рекомендуется открыть региональный центр в том финансовом году, который является годом предоставления соответствующей субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
3. Коллегиальные органы управления регионального центра
В целях сопровождения процесса создания и функционирования регионального центра субъекту Российской Федерации рекомендуется сформировать не менее двух коллегиальных органов управления:
попечительский совет регионального центра;
экспертный совет регионального центра.
Попечительский совет регионального центра - ключевой орган управления развитием регионального центра. В этой связи руководителем попечительского совета предполагается руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации).
Персональный состав попечительского совета регионального центра рекомендуется утвердить распорядительным актом руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации). Наличие и полномочия попечительского совета отражаются в уставе регионального центра или в уставе организации, на базе которой создается региональный центр.
В состав попечительского совета могут входить:
представители федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
ведущие ученые, педагоги, спортсмены и спортивные тренеры, деятели культуры и спорта, руководители научных и образовательных организаций различных типов, а также учреждений культуры и спорта;
руководители ведущих индустриальных и технологических компаний субъекта Российской Федерации;
руководители спортивных федераций субъекта Российской Федерации;
руководители ведущих культурных центров субъекта Российской Федерации;
представители федеральных экспертных организаций в области работы с одаренными детьми, в том числе представители Фонда.
К основными функциям попечительского совета относятся:
определение приоритетных направлений образовательной и спортивной деятельности регионального центра, в том числе направленностей (тематик) реализуемых программ по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство" с учетом приоритетных направлений, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегией пространственного развития, Концепцией подготовки спортивного резерва, а также планами социально-экономического, культурного и спортивного развития субъекта Российской Федерации;
назначение (одобрение) руководителя регионального центра и досрочное прекращение (представление о прекращении) его полномочий;
формирование и утверждение состава постоянно действующего экспертного совета;
согласование (по представлению руководителя регионального центра) основных параметров организационной структуры регионального центра;
определение основных направлений организационного, управленческого и финансового развития и функционирования регионального центра;
формирование рекомендаций и установочных задач руководителю регионального центра в рамках деятельности регионального центра;
содействие привлечению дополнительных средств для обеспечения деятельности и развития регионального центра, совершенствованию его материально-технической базы и организации и улучшению условий труда работников регионального центра;
контроль за целевым и рациональным использованием внебюджетных средств, выделенных региональному центру для развития и образовательной деятельности.
Возложение функций попечительского совета на иные органы управления региональным центром или органы государственной власти субъекта Российской Федерации не рекомендуется.
Экспертный совет - коллегиальный орган, к основными функциями которого относятся содержательное, программное и научно-методическое обеспечение деятельности регионального центра, в том числе содержательное и методическое обеспечение разработки и реализации программ по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" и иных мероприятий.
Состав экспертного совета регионального центра может состоять из:
выдающихся педагогов, ученых, спортсменов и спортивных тренеров, деятелей спорта, культуры и искусства;
представителей ведущих школ и центров дополнительного образования;
представителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
представителей индустриальных и технологических компаний;
представителей спортивных клубов, федераций, региональных центров спортивной подготовки и других организаций в области спорта;
представителей культурных центров субъектов Российской Федерации, ведущих учреждений культуры.
В экспертный совет регионального центра могут входить, в том числе, представители из других субъектов Российской Федерации, готовые принимать активное участие в работе регионального центра.
Персональный состав экспертного совета рекомендуется утвердить на заседании попечительского совета регионального центра и отобразить в протоколе заседания.
К основным задачам экспертного совета относятся:
разработка и отбор мероприятий и образовательных программ регионального центра по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт";
участие в поиске, отборе и привлечении экспертных организаций, специалистов в области науки, искусства и спорта, преподавателей для реализации программ по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт" и проведения иных мероприятий регионального центра;
утверждение критериев отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям образовательной и спортивной деятельности регионального центра;
анализ потребностей, формирование предложений по ресурсному, материально-техническому, инфраструктурному и кадровому обеспечению программ регионального центра, а также по развитию образовательной и спортивной инфраструктуры регионального центра для создания оптимальной среды по работе с детьми в области науки, искусства, спорта;
анализ результативности и эффективности реализации программ регионального центра по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство";
организация дальнейшей поддержки и сопровождения наиболее успешных и мотивированных обучающихся регионального центра, определение форм и механизмов их взаимодействия с ведущими педагогами, учеными, деятелями в области искусства и культуры, представителями спортивной отрасли и организаций-партнеров с целью их дальнейшего профессионального развития;
участие в формировании и экспертизе перечня мероприятий и образовательных программ регионального центра;
участие в формировании программ дополнительного профессионального образования педагогических, тренерских и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью.
Возложение функций экспертного совета на иные органы управления региональным центром или органы государственной власти субъекта Российской Федерации не рекомендуется.
Состав попечительского совета и экспертного совета рекомендуется опубликовать на сайте регионального центра.
4. Формирование инфраструктуры регионального центра
Региональный центр может быть создан в виде отдельного юридического лица или структурного подразделения существующего юридического лица. Организационно-правовую форма регионального центра определяется Концепцией создания и развития регионального центра в субъекте Российской Федерации, утвержденной распорядительным актом высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.
Рекомендуется, чтобы инфраструктура регионального центра соответствовала направлениям работы, утвержденным его Попечительским советом. Имущественный комплекс регионального центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности и использоваться центром на праве собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования и/или долгосрочной аренды.
Имущественный комплекс регионального центра предполагает в себе инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе: кампус (доступную инфраструктуру) для проживания детей (от 60 человек), коворкинг (от 30 рабочих мест), лекторий (от 60 человек), зону для проектной деятельности (вместимостью не менее 10-12 человек), кабинеты для аудиторных занятий, лаборатории, спортивные и хореографические залы и другие специализированные помещения (например, сцену, художественную мастерскую и т.д.) по направлениям деятельности регионального центра (не менее 400 мест суммарно), административно-хозяйственные зоны (серверную, зону ресепшн, медиатеку и т.д.), общественные пространства.
Рекомендуется предусмотреть в инфраструктуре регионального центра доступ к Интернету не менее 3 мб/с на одного обучающегося, оборудование для видео-конференц-связи и для видеоконтента.
Составной частью имущественного комплекса регионального центра может являться мобильная платформа с лабораторией естественно-научного и технического блока для работы с талантливыми детьми в муниципальных образованиях.
Рекомендовано, чтобы помещения и создаваемая инфраструктура регионального центра соответствовала следующим нормативным актам:
санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
своды Правил межгосударственных стандартов, национальных стандартов, своды правил в области безопасности зданий и сооружений, утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 г. N 687;
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006.
Спортивные программы регионального центра также могут проводиться на инфраструктурных объектах, включенных во Всероссийский реестр объектов спорта (за исключением спортивных программ по шахматам, шашкам, но и другим интеллектуальным видам спорта). Крупные спортивные инфраструктурные объекты (футбольные поля, ледовые катки, гребные каналы, велотреки, бассейны и т.п.) могут использоваться для реализации спортивных программ регионального центра на основе кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки.
Инфраструктура регионального центра предполагает доступность для всех целевых аудиторий (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), эргономичность, трансформируемость (мультифункциональность) помещений, надлежащую звукоизоляцию.
Перечень средств обучения и подготовки (включая высокотехнологичное оборудование), которыми могут быть оснащены региональные центры, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, определяется Экспертным советом регионального центра. К формированию перечня средств обучения и подготовки, включая высокотехнологичное оборудование, по согласованию Экспертного совета могут привлекаться иные экспертные организации, а именно: ведущие образовательные и научные организации субъекта Российской Федерации, организации культуры и спорта.
Перечень средств обучения и подготовки рекомендуется формировать с учетом выбранных приоритетных направлений образовательной деятельности регионального центра, основываясь на современных и актуальных моделях оборудования, спортивного инвентаря и экипировки и в соответствии с содержанием запланированных и согласованных Экспертным советом к реализации программ и мероприятий по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт".
При проведении закупок оборудования и средств обучения для оснащения региональных центров рекомендуется руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.
При формировании в региональном центре перечня средств обучения и воспитания по программам направления "Наука" можно использовать соответствующие перечни средств обучения, разработанные для наиболее родственных видов деятельности той же направленности, в частности определенных приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 465 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
При формировании в региональном центре перечня спортивного оборудования и экипировки рекомендуется руководствоваться распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 1188-р "Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года". Минимальный перечень спортивного оборудования, инвентаря и экипировки определяется на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, программы по которым реализуются в региональном центре.
Примерный перечень средств обучения и воспитания, рекомендуемых для реализации образовательных программ по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" в региональном центре представлены в Приложении N 5. Примерный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер.
При оснащении региональных центров музыкальными инструментами, звуковым оборудованием и материалами рекомендуется учитывать опыт реализации национального проекта "Культура" по обеспечению качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры, созданию культурной среды, а также требования российского законодательства в части ограничений на закупку музыкальных инструментов и звукового оборудования иностранного производства.
В случае реализации мероприятий по созданию регионального центра, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, средства субсидии направляются на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации на приобретение средств обучения, спортивного инвентаря и экипировки, в том числе мебели и высокотехнологичного оборудования для регионального центра, оборудования, не относящегося к средствам обучения, но необходимого для функционирования регионального центра, а также обновление инфраструктурного комплекса в соответствии с настоящими методическими рекомендациями (не более 10% от общего объема расходного обязательства), за исключением капитальных вложений в объекты.
Порядок, цели и условия предоставления субсидии, требования к исполнению результатов субсидии определяются отдельным соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
5. Формирование организационной структуры регионального центра
5.1. Формирование штатного расписания регионального центра
Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования регионального центра рекомендуется осуществлять в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях и организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность регионального центра, в том числе:
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";
приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи";
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
приказом Минздрава России от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях";
приказом Минспорта России от 30 октября 2015 года N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
федеральными стандартами спортивной подготовки;
профессиональными стандартами.
К работе в центре могут привлекаться специалисты как на основе трудовых договоров, так и на основе договоров гражданско-правового характера, которые предусматривают выполнение работ или оказание услуг.
Региональный центр вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование.
Примерный перечень должностей, рекомендуемых для реализации целей и задач, приведен в Приложении 4 к настоящим методическим рекомендациям.
5.2. Финансовое обеспечение деятельности регионального центра
Финансовое обеспечение деятельности регионального центра осуществляется за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетных средств и (или) собственных средств организации. Определение объемов финансового обеспечения регионального центра может производиться, в частности, на основе Методики определения размера финансового обеспечения деятельности нетиповых образовательных организаций, реализующих программы выявления и поддержки одаренных детей, утвержденной Минпросвещения России за N АН-2/11вн от 10 января 2019 г., в части спортивных программ - на основании Общих требований по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, утвержденных приказом Минспорта России от 8 февраля 2019 г. N 83, а также утвержденных Базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (утверждается на плановый период в каждом субъекте Российской Федерации).
6. Индикаторы эффективности деятельности регионального центра
В качестве индикаторов эффективности деятельности региональных центров применяются индикаторы, приведенные в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям и отраженные в Конкурсной документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации.
Указанные индикаторы являются качественными критериями, имеющими количественное значение для оценки эффективности деятельности регионального центра.
Таблица индикаторов как целевых показателей эффективности деятельности регионального центра напрямую коррелируется с мероприятиями плана ("дорожной карты") создания и работы регионального центра.
В частности, мероприятие "Формирование годового календарного плана образовательных программ по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство", в том числе программ с применением дистанционных технологий" соотносится с индикаторами:
общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе;
общий объем проведенных интенсивных профильных образовательных программ, в том числе интенсивных спортивных программ;
численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных образовательных технологий.
Мероприятие "Разработка годового календарного плана региональных мероприятий по выявлению, сопровождению и развитию выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи" соотносится с индикаторами:
доля детей, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных организаций, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей (процентов);
число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в Образовательный центр "Сириус", региональные и межрегиональные спортивные мероприятия.
Мероприятие "Организация обучения (повышения квалификации, стажировки) для руководства, педагогов и сотрудников регионального центра в Образовательном центре "Сириус" и на площадках ведущих организаций, работающих с одаренными детьми, их аттестация" соотносится с индикаторами:
доля сотрудников регионального центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по профильным программам с углубленным изучением предмета и методикам работы с одаренными детьми на площадках организаций, имеющих лицензию по подвиду "Дополнительное профессиональное образование";
доля педагогов регионального центра, принявших участие в организации образовательных программ Образовательного центра "Сириус" или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус".
При этом процесс достижения показателей эффективности деятельности регионального центра может быть с нарастающим итогом: 50% от минимального значения в 1 год функционирования (год создания) регионального центра, 75% - на второй год функционирования регионального центра, 100% - по итогам третьего года работы регионального центра.
7. Организация взаимодействия регионального центра с организациями реального сектора экономики, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями
Деятельность региональных центров рекомендуется выстраивать в партнерстве с ведущими научными и образовательными организациями, с организациями реального сектора экономики, организациями культуры и спорта по следующим направлениям:
реализация с использованием сетевой формы программ по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство" по приоритетным направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Концепцией подготовки спортивного резерва, планами социально-экономического развития регионов, направленными на решение актуальных образовательных и научно-исследовательских задач;
совместное проведение просветительских мероприятий по научно-технологическим направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
реализация с использованием сетевой формы программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
определение высококвалифицированных наставников (кураторов) от культурных, спортивных и научных организаций, организаций реального сектора экономики, в том числе потенциальных работодателей, реализующих индивидуальные программы дальнейшего сопровождения выпускников регионального центра и Образовательного центра "Сириус".
Для более эффективного взаимодействия и расширения перечня индустриальных и технологических компаний, организаций реального сектора экономики - партнеров регионального центра - рекомендуется реализация указанных мероприятий с использованием современных средств визуальных коммуникаций, поддержкой и разработкой программ с применением дистанционных технологий, в том числе дистанционной образовательной среды "Сириус.Онлайн".
Активное вовлечение в обучение ведущих культурных, спортивных и научных организаций, организаций реального сектора экономики обеспечит:
обучение на основе решения реальных проектных задач от партнеров;
вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность,
обучение через опыт активного экспериментирования и ранних специализаций,
обучение командной и проектной деятельности;
обучение основам технологического предпринимательства.
Взаимодействие с ведущими научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, с организациями реального сектора экономики - партнерами регионального центра - может осуществляться в рамках соглашений о сотрудничестве регионального центра.
______________________________
* По направлению "Спорт" в региональных центрах могут реализовываться профильные программы только по признанным в Российской Федерации видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта.
** Интенсивные программы по направлению "Спорт" являются модулями программы спортивной подготовки, реализуемыми на основе кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки (п. 60 Приказа Минспорта России от 30 октября 2015 года N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпросвещения утвердило рекомендации по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование".
К 2024 г. региональные центры будут функционировать во всех регионах с охватом не менее 5% обучающихся 5-11 классов.
Методические рекомендации по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (утв. Министерством просвещения РФ 19 января 2022 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был