Методические рекомендации
по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
(утв. Министерством просвещения РФ 19 января 2022 г.)
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование" (далее соответственно - методические рекомендации, Технопарк, федеральный проект), разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование", в том числе в целях установления рекомендаций к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Технопарков.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования Технопарков в субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Технопарков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Технопарков вправе обеспечивать требования, превышающие рекомендации данного документа.
Целью создания Технопарков является создание среды, обеспечивающей условия для формирования у обучающихся нового типа мышления, привития им ценности саморазвития на протяжении всей жизни, освоения инструментов проектной деятельности, метакомпетенций (Soft Skills) и профильных компетенций (Hard Skills) за счёт создания образовательной инфраструктуры, актуального содержания образовательных программ, привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе представителей реального сектора экономики.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Технопарков осуществляет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный оператор).
2. Порядок создания Технопарка
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Технопарков, включая финансирование услуг реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществление общей межведомственной координации деятельности Технопарков на территории субъекта Российской Федерации;
- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Технопарка согласно Приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- концепцию создания и функционирования Технопарка (далее - концепция).
Комплексом мер признаётся план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Технопарка, включающий в том числе:
- мероприятия, направленные на создание и открытие Технопарка;
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Технопарка;
- мероприятия, направленные на привлечение интеллектуальных партнёров, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики;
- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства работников Технопарка;
- мероприятия по лицензированию образовательной деятельности Технопарка;
- мероприятия по разработке и утверждению дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач;
- мероприятия, направленные на участие обучающихся Технопарка в:
международном конкурсе детских инженерных команд "Кванториада" и других мероприятиях, организуемых Федеральным оператором;
в мероприятиях из Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых Министерством просвещения Российской Федерации.
В концепцию рекомендуется включить основные характеристики Технопарка, в том числе:
- организационно-правовая модель Технопарка;
- определение образовательных направлений (квантумов) Технопарка;
- месторасположение Технопарка (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения), проект зонирования;
- перечень показателей деятельности Технопарка, в том числе:
- охват дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми Технопарком;
- охват детей деятельностью сети Технопарков ежегодно (событийная деятельность);
- перечень партнёров Технопарка, включая интеллектуальных, технологических, индустриальных и иных;
- расчёт затрат консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
- иные параметры.
Возможно создание Технопарка как отдельного юридического лица (в том числе в форме государственного (муниципального) учреждения или иной некоммерческой организации), так и создание организацией, осуществляющей образовательную деятельность соответствующего структурного подразделения.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет возможность осуществлять дополнительный приём обучающихся, в том числе за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников сверх установленных концепцией показателей.
В случае, если создание детского технопарка осуществляется за счет субсидии из федерального бюджета, не рекомендуется последующее предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на реализацию мероприятий по созданию технопарка.
3. Организация образовательного процесса Технопарка
Образовательная деятельность в детском технопарке "Кванториум" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Рекомендованный перечень профильных направлений (квантумов):
- автоквантум;
- аэроквантум;- биоквантум;
- геоквантум;
- космоквантум;
- мариквантум;
- наноквантум;
- промдизайнквантум;
- промробоквантум;
- оптиквантум;
- хайтек;
- энерджиквантум;
- Data-квантум;
- IT-квантум (информационные технологии);
- VR/AR-квантум;
- Медиаквантум.
Перечень рекомендуемых направлений, сопутствующих основной образовательной деятельности Технопарка:
- направление "Математика";
- направление "Квантошахматы";
- направление "Технический английский".
Перечень рекомендуемых дополнительных направлений, сопутствующих основной образовательной деятельности:
- "Финансовая грамотность, предпринимательство";
- "Здоровьесбережение";
- "Кибергигиена";
- "Эмоциональный интеллект" и др.
Региональный координатор определяет перечень образовательных программ исходя из рекомендации по реализации не менее шести профильных направлений (квантумов), включая направление "Хайтек".
Технопарку рекомендуется утвердить образовательные программы в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов ("тулкитов") по каждому направлению.
Перечни направлений дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей являются открытыми и могут изменяться и (или) дополняться Федеральным оператором.
Основным форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Рекомендуется реализация межквантумных кейсов и проектов внутри разновозрастных групп.
Образовательная программа по каждому направлению состоит из вводного, углублённого и проектного модулей. Рекомендованная длительность вводного и углублённого модулей - 72 часа каждый. В случае, если продолжительность углублённого модуля превышает указанное значение, рекомендуется разделять его на подмодули продолжительностью 72 часа каждый. Минимально рекомендованная продолжительность проектного модуля определяется спецификой реализуемого проекта и составляет не менее 36 часов.
Обучающиеся могут осваивать углублённый и проектный модули только в случае завершения обучения на вводном модуле (по любому квантуму). Рекомендованное количество обучающихся на углублённом и проектном модулях не менее 25 процентов от общего количества обучающихся в Технопарке.
По результатам обучения на каждом модуле рекомендуется организовать презентацию результатов (проектов) обучающихся. Информацию об указанных проектах рекомендуется размещать на сайтах детских технопарков "Кванториум" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в социальных сетях с учётом соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
4. Рекомендации по имущественному комплексу Технопарка
Имущественный комплекс Технопарка может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
Рекомендовано размещение Технопарка на площади не менее 1000 кв. м из расчёта: площадь одного образовательного направления (квантума) - 60-80 кв. м, площадь для реализации образовательного направления "Хайтек" - не менее 100 кв. м, иные функциональные зоны (ресепшн, лекторий, проектная зона, зона коллективной работы) - не менее 100 кв. м.
Основными рекомендованными функциональными зонами являются:
- помещение для реализации образовательного направления "Хайтек" - специализированный учебно-производственный цех общего пользования, используемый обучающимися всех квантумов Технопарка;
- помещения для реализации не менее пяти образовательных направлений (квантумов), определённых для Технопарка;
- шахматная гостиная (допускается в составе проектной зоны/зоне коллективной работы);
- проектная зона и/или зона коллективной работы;
- лекторий;
- преподавательская;
- входная группа (ресепшн).
Совмещение функциональных зон не рекомендуется (за исключением шахматной гостиной).
Рекомендуемыми функциональными зонами являются:
- площадь для реализации образовательного направления "Медиаквантум";
- интерактивная научно-познавательная зона (интерактивный музей науки);
- иные зоны в соответствии со спецификой деятельности Технопарка.
Все помещения (функциональные зоны) рекомендуется располагать в пределах единой площади Технопарка.
Помещение Технопарка должно соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.
Рекомендуется размещение логотипа Технопарка на фасаде здания, в зоне входной группы ("ресепшн"), в помещениях, где осуществляется образовательная деятельность, и иных функциональных зонах.
Рекомендуется осуществлять зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие).
5. Рекомендации по комплектованию набора средств обучения и воспитания для оснащения Технопарка
Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования и средств обучения для оснащения Технопарка (далее - инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания для создания Технопарка, приведённого в Приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого федеральным оператором.
Региональному координатору рекомендуется согласовывать инфраструктурный лист с Федеральным оператором.
При проведении закупок товаров (средств обучения и воспитания, в том числе оборудования из инфраструктурного листа) для оснащения Технопарка необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:
- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";
- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- об учёте требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.
6. Рекомендации по кадровому составу Технопарка
Примерный перечень категорий и должностей для формирования штатного расписания Технопарка приведён в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.*
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Технопарком) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Технопарки вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками**.
Должности, введённые в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач Технопарка.
Рекомендуется производить расчёт штата педагогического персонала в соответствии с количеством образовательных программ Технопарка и количеством групп обучающихся по каждому направлению из расчёта не менее двух штатных единиц на каждое образовательное направление (квантум) (включая образовательное направление "Хайтек"). При этом рекомендуется при формировании штата сотрудников Технопарка предусмотреть наличие по каждому образовательному направлению (квантуму) не менее 1 педагогического работника на условиях полной занятости.
Рекомендуется составлять штатное расписание исходя из того, что штат административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала будет составлять не более 25% от штата педагогического персонала образовательной организации; выполнение отдельных функций и разовых работ может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми по договору в соответствии с действующим законодательством.
7. Рекомендации по финансовому обеспечению Технопарка
Финансовое обеспечение функционирования Технопарка включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчёте объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утверждёнными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235 и включающими в том числе:
- оплату труда работников Технопарка с учётом обеспечения уровня средней заработной платы не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации;
- расходы на содержание помещения, аренду помещения (в случае аренды), коммунальные расходы;
- приобретение достаточного объёма основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объёме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;
- командировочные расходы, в том числе расходы на направление на дополнительное профессиональное образование сотрудников, участие детей и их наставников в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях.
При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период рекомендуется предусматривать бюджетные ассигнования в объёме, необходимом для финансового обеспечения функционирования Технопарка, в том числе с учётом соответствующей индексации.
______________________________
* Наименование должностей может быть изменено согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.
** Пункт 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (утв. Министерством просвещения РФ 19 января 2022 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Вестник образования", январь 2022 г., N 1