Решение Ленинградского областного суда от 24 августа 2021 г. по делу N 3а-270/2021
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2021 г. N 66а-1445/2021 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Боровского В.А, при помощнике судьи К, с участием прокурора Махмудова Э.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афиногенова Д.В, Лелекина К.А, Сергеева Д.В. о признании недействующим приказа комитета по культуре Ленинградской области от 08 сентября 2020 года N 01-03/20-244 "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области", установил:
приказом комитета по культуре Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N отказано во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь; указанный объект исключен из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области (далее - Приказ от 08.09.2020 N 01-03/20-244.)
Приказ от 08.09.2020 N 01-03/20-244 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 08.09.2020 и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.09.2020.
Приказ от 08.09.2020 N 01-03/20-244 принят на основании заключения комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, от 26 августа 2020 года.
Административные истцы Афиногенов Д.В, Лелекин К.А, Сергеев Д.В. обратились в Ленинградский областной суд административным иском о признании данного приказа недействующим по мотивам нарушения порядка его принятия, неполноты исследования историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками культурного наследия, наличия нарушений при формировании и работе комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта (далее - Комиссия).
Так, в нарушение требований п. 4.3 Примерного порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.11.2010 N 310, и п. 4.1. Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Комитета по культуре Ленинградской области и проектов нормативных правовых актов комитета по культуре Ленинградской области, утвержденного Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 09.06.2018 N 01-03/18-55, не обеспечены условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта оспариемого приказа: проект приказа не был размещен на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта приказа органа исполнительной власти Ленинградской области на согласование (27.08.2020), при его размещении 31.08.2020 не был указан адрес электронной почты для направления заключений, которые могли бы быть подготовлены по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Указывают, что Комиссия была создана приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 15.06.2020 и в ее состав вошло 9 членов. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержден Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 24.07.2017 N 01-03/17-64 (далее - Порядок). Осмотр объекта состоялся в день издания приказа об осмотре (15.06.2020), в связи с чем члены комиссии не были заблаговременно уведомлены об осмотре, и не все члены комиссии участвовали в осмотре. Считают, что Порядок предусматривает осмотр объекта всеми членами комиссии. Второе заседании комиссии состоялось 26.08.2020, однако текст заключения комиссии подготовлен и утвержден заместителем председателя Комитета по культуре Ленинградской области 27.08.2020, в связи с чем считают, что заключение комиссии от 26.08.2020, на основании которого вынесен оспариваемый приказ, в суд не представлен, что свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого приказа. Кроме того, из заключения Комиссии от 27.08.2020 следует, что в ее заседании приняло участие 6 человек, однако при подсчете голосов принято во внимание голосование всех 9 членов комиссии, несмотря на то, что трое членов комиссии не принимали участие в заседании. В тексте заключения указывается, что мнение одного из членов комиссии (представителя Администрации Токсовского городского поселения Танчука E.Л.) против включения здания вокзала в реестр объектов культурного наследия представлено в письменном виде и приложено к заключению. Вместе с тем, единственный документ, подписанный членом комиссии Т, датирован ДД.ММ.ГГГГ (то есть уже после даты завершения заседания комиссии) и не мог быть учтен в день принятия решения.
Принятие же во внимание указанного документа при подготовке Заключения комиссии на следующий день после ее заседания свидетельствует о том, что в действительности оно (заключение) не отражает ход заседания и реальное волеизъявление комиссии как коллегиального органа. Также текст заключения подписан лишь 5 из 9 членов комиссии. Заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не подписано ее членами - Р, Л. и Кн, которые активно работали в составе комиссии и принимали участие в заседаниях комиссии, а также Т, что является существенным нарушением требования пункта 8 раздела 3 Порядка, согласно которому заключение подписывается членами комиссии. При этом одного из членов комиссии Кн. не ознакомили с текстом Заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, не вызывали для подписания Заключения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и не уведомляли о возможности подписать решение.
Считают, что в нарушение положений п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающего привлечение специалистов в области охраны объектов культурного наследия к работе по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, административным ответчиком необоснованно, без указания каких-либо причин, не были включены специалисты Санкт-Петербургского регионального отделения НК ИКОМОС, Россия (ИКОМОС - Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) в состав Комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта. Помимо невключения членов ИКОМОС Комитетом было необоснованно сокращено планируемое количество специалистов в области охраны объектов культурного наследия в комиссии с четырех до трех человек. В числе должностных лиц Комитета по культуре Ленинградской области в Комиссию неправомерно была включена главный специалист отдела по осуществлению полномочий Российской Федерации в сфере объектов культурного наследия Кравчук Т.А, к должностным обязанностям которой не относится рассмотрение региональных вопросов, к которым относится определение объектов культурного наследия регионального значения.
Заявители обратились в Комитет по культуре Ленинградской области 13.12.2019, однако приказ о создании комиссии был издан 15.06.2020, а заключение было подготовлено в полном объеме лишь 27.08.2020, то есть с существенным нарушением установленных законодательством сроков. Заключение Комиссии от 27.08.2020 было подготовлено за пределами срока действия полномочий комиссии (приказом установлен срок действия комиссии по 19.06.2020).
Ссылаются на неполноту исследования историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта, также на немотивированность и неполноту заключения Комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта.
Нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом административные истцы мотивировали тем, что они являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, так как принятый нормативный акт регулирует права заявителей, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным историческим ценностям.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, на которого на основании п. 2 постановления Правительства Ленинградской области N 839 от 21.12.2020 "Об органах исполнительной власти Ленинградской области в сфере культуры и туризма" возложены полномочия и функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации, и который уполномочен выступать в правоотношениях, заключенных от лица комитета по культуре Ленинградской области в объеме предоставленных ему прав и обязанностей.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
В представленных ранее письменных возражениях представитель комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области ссылался на то, что 13.12.2019 в комитет по культуре Ленинградской области поступило заявление группы граждан о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Письмами комитета от 29.04.2020, 30.04.2020 в адрес администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры", начальника дирекции железнодорожных вокзалов Филиала ОАО "РЖД", сообщено о проведении работы по определению историко-культурной ценности объекта "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, т.п. Токсово, Привокзальная площадь, а также о назначении представителей для участия в работе комиссии по определению историко-культурной ценности объекта. На основании полученных ответов о представителях для участия в работе комиссии по определению историко-культурной ценности объекта от 20.05.2020, 14.05.2020, 11.06.2020, приказом комитета по культуре Ленинградской области от 15.06.2020 N 01-03/20-173 "О создании комиссии по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, во Всеволожском районе Ленинградской области" создана комиссия в составе согласно приложению к приказу. 15.06.2020 комиссией произведен визуальный осмотр объекта и составлен акт осмотра объекта. По результатам рассмотрения материалов по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "здание вокзала железнодорожной станции Токсово", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, гп.
Токсово, Привокзальная площадь, комиссией подготовлено и подписано заключение. Одним из главных вопросов обсуждения стал вопрос о подлинности конструкций и материал стен (сруба), в связи с чем комиссией принято решение организовать дополнительное обследование объекта с локальными вскрытиями обшивки при участии членов комиссии и привлечением сторонних экспертов, а также по результатам обследования провести дополнительное заседание комиссии. 26.08.2020 по результатам рассмотрения материалов по установлению историко-культурной ценности объекта комиссией подготовлено заключение, которое подписано 27.08.2020. В ходе заседания комиссии мнения о включении объекта в Перечень заявленных объектов культурного наследия разделились следующим образом: "за" включение объекта - 3 голоса, "против" включения объекта - 6 голосов. Таким образом, большинством голосов принято решение не рекомендовать включать объект в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области. На основании заключения комиссии принят оспариваемый приказ от 08.09.2020 N 01-03/20-244, который опубликован на сайте комитета 08.09.2020 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "официальное электронное опубликование правовых актов" по электронному адресу ресурса https://okn.Icnobl.m/media/docs/23701/244.pdf. О принятом решении заявителю направлено уведомление от 10.09.2020 с приложением копии приказа комитета от 08 сентября 2020 года N 01-03/20-244.
Также указывает, что организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, была ограничена в связи с распространением коронавирусной инфекции и принятием ограничительных мер: Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года; Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 4 апреля по 30 апреля 2020 года; Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 6 по 8 мая 2020 года. Кроме того, пунктом 2.2. постановления Правительства Ленинградской области от 3 апреля 2020 года N 171 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239" для органов власти установлено обеспечить работу сотрудников в количестве не менее 10 процентов численного состава органа власти, оставшимся сотрудникам осуществлять трудовую деятельность с использованием средств удаленного доступа. В этой связи нарушение срока, установленного пунктами 3 и 4 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", вызвано обстоятельством непреодолимой силы, мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
В представленных ранее письменных возражениях и дополнительных пояснениях представители заинтересованного лица ОАО "РЖД" Околёснова К.Н. и Короть В.Н. ссылались на то, что оспариваемый приказ издан в соответствии с Порядком принятия такого решения, основан на заключении комиссии по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Комиссия формируется из должностных лиц Комитета, Общественного совета по сохранению культурного наследия при Губернаторе Ленинградской области, должностных лиц администрации муниципального образования, на территории которого находится объект, собственника и (или) владельца объекта на праве оперативного управления. Оспариваемое решение принято с учетом мнений и заключения специалистов, полученных в результате работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, приведены мотивы, по которым объект не подлежит включению в перечень, в частности отмечено отсутствие историко-культурной ценности объекта, материальных элементов, связанных с мемориальным периодом. Принято во внимание низкая сохранность и аварийное состояние объекта. Доводы административных истцов основаны лишь на несогласии с произведенной комитетом и членами комиссии оценкой. Довод о том, что комиссией при принятии решения не принято во внимание мнение экспертов об историко-культурной ценности опровергается сведениями из заключения комиссии, согласно которым позиция экспертов в заключении отражена и учтена, а само экспертное мнение является приложением к заключению наравне с иными исследованными в ходе заседания комиссии материалами. При этом отмечает, что указанное экспертное мнение не является безусловным основанием для включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Считают, что не приведены доказательства и документарные обоснования выводов, подтверждающую историческую ценность здания.
Кроме того, на момент рассмотрения спора объект отсутствует, защита физически отсутствующего объекта невозможна и законом не предусмотрена, в связи с чем заявленные требования не отвечают задачам административного судопроизводства и не предполагают восстановление нарушенного, по мнению административных истцов, права. Отмечают, что демонтаж здания был произведен правомерно в рамках проекта "Реконструкция железнодорожного вокзала станции Токсово и благоустройства прилегающей территории". С учетом того, что деревянные конструкции стен объекта имели значительные дефекты, здание не отвечало действующим требованиям транспортной и пожарной безопасности, санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, ОАО "РЖД" разработан проект реконструкции здания в границах существующей постройки, с возвращением первоначального облика вокзала с использованием деревянных конструкций. Участок здания вокзала расположен вне зон охраны, защитных зон объектов культурного наследия. Считают, что удовлетворение административного иска не повлечет за собой восстановление права, о нарушении которого утверждают истцы, само по себе признание оспариваемого приказа незаконным не приведет к каким-либо последствиям для административных истцов. Также считают, что административными истцами пропущен срок исковой давности для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В судебном заседании административный истец Сергеев Д.В, представители административных истцов Передруг А.Д. и Зырянова М.С. заявленные административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснений.
Представитель административного ответчика Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области Коваль И.Н. возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на изложенные в письменной форме возражения.
Представитель заинтересованного лица ОАО "РЖД" Околёснова К.Н. также возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Административные истцы Афиногенов Д.В. и Лелекин К.А. в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с положениями статей 150 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля Е, заслушав заключение прокурора Махмудова Э.Т, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Названный реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (статья 16 Федерального закона N 73-ФЗ).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с полномочиями органов государственной власти Ленинградской области, регулирует
Областной закон Ленинградской области от 25.12.2015 N 140-оз "О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области"
В соответствии со статьей 4 указанного Областного закона Ленинградской области от 25.12.2015 N 140-оз к полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся
2) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Ленинградской области;
3) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
4) осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия);
6) формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области;
11) принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;
17) установление порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
В соответствии с действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Положения о комитете по культуре Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2017 N 431, Комитет по культуре Ленинградской области является: отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации; органом, осуществляющим региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; органом, реализующим переданные полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения.
Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 24.07.2017 N 01-03/17-64 утвержден Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, который устанавливает требования к организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее - работа по установлению историко-культурной ценности объекта). Пунктом 2 указанного Порядка определено, что организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта осуществляется комитетом по культуре Ленинградской области.
Таким образом, у комитета культуры Ленинградской области имелись полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 которого, региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного федерального закона, а порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В целях реализации указанных положений приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее также - Порядок), который определяет процедуру проведения таких работ.
Согласно пункту 2 Порядка работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
В соответствии с требованиями пунктов 4, 5 Порядка заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр должно содержать актуальные и достоверные сведения об объекте, к заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются: сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения об историко-культурной ценности объекта; иные сведения об объекте (при наличии).
Согласно положениям Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом комитета по культуре Ленинградской области от 24.07.2017 N 01-03/17-64, работа по установлению историко-культурной ценности объекта включает в себя:
Рассмотрение заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, работ по сохранению объекта культурного наследия.
Определение историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Принятие решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Ленинградской области и об утверждении границ его территории либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень (п. 3 раздела 1 Порядка).
Согласно п. 1, 2, 4, 5, 7 раздела 2 данного Порядка Комитет организует работу по установлению историко-культурной ценности объекта в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 16.1, пунктом 4 статьи 36, пунктом 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, при поступлении заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) (подп. "а" п. 1 Порядка). Заявление, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 раздела 2 настоящего Порядка, направляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, муниципальным органом охраны объектов культурного наследия, физическим или юридическим лицом. Заявления, предусмотренные пунктом 2 раздела 2 настоящего Порядка (далее - заявления), направляются в Комитет на бумажном носителе. Заявление, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 раздела 2 настоящего Порядка, должно соответствовать требованиям, установленным пунктами 2 - 6 Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 N 1905. Комитет регистрирует заявление в день поступления и в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления направляет заявителю уведомление на электронный адрес, указанный в заявлении (в случае отсутствия направляется в письменной форме почтовым отправлением), о принятии заявления к рассмотрению или о возврате заявления и приложений к нему.
После принятия Комитетом заявления к рассмотрению объект, в отношении которого поступило заявление, подлежит учету в Комитете в качестве объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Комитет в день подписания уведомления о принятии заявления к рассмотрению направляет копию указанного уведомления, а также копию заявления в администрацию муниципального образования, на территории которого находится объект, указанный в заявлении.
Согласно разделу 3 Порядка:
1. Определение историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется на основании критериев историко-культурной ценности, а также представленных заявителем сведений и материалов, имеющихся в распоряжении Комитета.
2. Комитет в целях проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и приложенных к нему документах, в течение пяти рабочих дней со дня подписания уведомления о принятии заявления к рассмотрению направляет запросы:
1) в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, для получения сведений об изменении адреса такого объекта, а также сведений о дате его создания;
2) в Государственное казенное учреждение "адрес" государственный архив в "адрес" с целью получения исторических сведений об объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия;
3) в архив муниципального образования, на территории которого находится объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, с целью получения исторических сведений о нем.
3. Критериями историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, является одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) объект обладает признаками, определенными статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ;
2) со времени возникновения или с даты создания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, либо с даты исторических событий, с которыми такой объект связан, прошло не менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц).
4. Для получения достоверных выводов относительно историко-культурной ценности объекта Комитетом создается комиссия, к ведению которой относится рассмотрение поступивших в Комитет документов и иных источников информации, подтверждающих либо опровергающих наличие историко-культурной ценности объекта
Результаты деятельности Комиссии в отношении каждого объекта оформляются заключением о наличии либо об отсутствии историко-культурной ценности объекта (далее - заключение).
Порядок организации деятельности Комиссии утверждается приказом Комитета.
Комиссия формируется из должностных лиц Комитета, Общественного совета по сохранению культурного наследия при Губернаторе Ленинградской области, должностных лиц администрации муниципального образования, на территории которого находится объект, собственника и(или) владельца объекта на праве оперативного управления.
В Комиссию также привлекаются специалисты в области охраны объектов культурного наследия.
В целях организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта Комитет в течение пяти рабочих дней со дня подписания уведомления о принятии заявления к рассмотрению издает приказ о проведении осмотра объекта для установления его историко-культурной ценности (далее - приказ о проведении осмотра), в котором предусматриваются:
а) состав Комиссии;
б) дата начала и дата завершения осмотра объекта, а также срок, в течение которого должен быть подписан акт осмотра объекта;
в) срок подготовки заключения.
Осмотр объекта проводится Комиссией.
5. Осмотр объекта сопровождается фотосъемкой и завершается не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока рассмотрения заявления, предусмотренного пунктом 4 раздела 1 настоящего Порядка.
Осмотр объекта завершается подготовкой акта осмотра, который составляется в произвольной форме и должен быть подписан всеми участниками осмотра в срок, установленный приказом о проведении осмотра.
В акт осмотра включаются предварительные выводы о наличии либо об отсутствии историко-культурной ценности объекта и обоснование этих выводов. Все материалы, полученные в ходе осмотра объекта, приобщаются к акту осмотра в качестве приложений и используются для подготовки заключения.
6. Подготовка заключения осуществляется Комиссией на основании акта осмотра и прилагаемых к нему материалов и заявления. Заключение должно быть подготовлено в полном объеме в срок не менее чем за пять рабочих дней до истечения срока рассмотрения заявления, предусмотренного пунктом 4 раздела 1 настоящего Порядка.
7. В заключении указываются обстоятельства, установленные Комиссией, их комплексная оценка и окончательные выводы о наличии (отсутствии) историко-культурной ценности объекта, в том числе о наличии (отсутствии) оснований для включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
8. Заключение подписывается членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии в день его подготовки в полном объеме.
Заключение является основанием для принятия Комитетом решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (далее - решение о включении объекта в перечень выявленных объектов) либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.
Согласно разделу 4 Порядка:
1. Комитет принимает решение об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия при наличии следующих обстоятельств:
1) объект не обладает признаками, определенными статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ;
2) со времени возникновения или с даты создания объекта либо с даты исторических событий, с которыми такой объект связан, прошло менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед государством, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц).
2. Решение о включении объекта в перечень выявленных объектов либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень принимается в форме приказа Комитета.
Уведомление о принятом решении с приложением копии такого решения направляется заявителю почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
5. Решение, указанное в пункте 1 раздела 4 настоящего Порядка, является основанием для исключения объекта из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Исключение объекта из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется Комитетом в день принятия такого решения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ (вх. N) в комитет по культуре Ленинградской области поступило заявление от группы граждан, в том числе административных истцов Афиногенова Д.В, Лелекина К.А. и Сергеева Д.В, о включении объекта обладающего признаками объекта культурного наследия - здания вокзала железнодорожной станции Токсово, расположенного по адресу: Ленинградская область. Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Копии вышеуказанного заявления и предложения о назначении представителей для участия в комиссии по определению историко-культурной ценности объектов Комитетом по культуре Ленинградской области направлены в адреса: Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ), Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ), Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ), дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ), администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом комитета по культуре Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N создана комиссия по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающими признаками объекта культурного наследия, во Всеволожском районе Ленинградской области, в составе:
- Л. (председатель комиссии) - заместитель председателя комитета по культуре Ленинградской области - начальник департамента государственной охраны, сохранении и использования объектов культурного наследия);
- В. - начальник отдела по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области;
- Е. - главный специалист отдела по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области;
- Кр. - главный специалист отдела по осуществлению полномочий Российской Федерации в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области;
- Т. - главный специалист-архитектор администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
- Кн. - заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры;
- Р. - ответственный секретарь Ассоциации экспертов по проведению ГИКЭ;
- Л. - член Общественного совета по сохранению культурного наследия при Губернаторе Ленинградской области, председатель Совета Ленинградского областного Совета Ленинградского областного отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры";
- представитель ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, что от ОАО "РЖД" участвовал в заседаниях комиссии С. - заместитель начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств по Санкт-Петербургскому региональному участку.
В день создания вышеуказанного приказа, 15.06.2021, комиссией произведен визуальный осмотр здания вокзала железнодорожной станции Токсово, о чем составлен акт осмотра объекта.
16.06.2020 комиссией составлено заключение, утвержденное председателем комиссии Л. 16.06.2020, согласно которому комиссией принято решение организовать дополнительное обследование объекта с локальными вскрытиями обшивки при участии членов комиссии Кн, Р, С, с привлечением сторонних экспертов.
В соответствии с решением комиссии от 16.06.2020 была сформирована рабочая группа по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в составе:
- Кл, эксперта Министерства культуры РФ по проведению государственной историко-культурной экспертизы, инженера-реставратора 1 категории;
- Кз, архитектора-реставратора, главного архитектора проектов реставрации, члена Санкт-Петербургского отделения НК ИКОМОС Россия;
- М, кандидата искусствоведения, эксперта Министерства культуры РФ по проведению государственной историко-культурной экспертизы, председателя "Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы", заместителя председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга;
- Н, инженера по обследованию технического состояния объектов культурного наследия, генерального директора ООО "Инжиниринговая группа "Северо-Запад".
Перед экспертам были поставлены следующие вопросы: Выявлены ли в местах вскрытий исторические конструкции сруба, соответствующие периоду строительства здания вокзала в 1916 - 1917 гг? Производились ли вычинки, ремонты, замены брёвен сруба? Подтверждают ли вскрытия результаты технического обследования 2020 г, определившую категорию технического состояния капитальных стен сруба как ограниченно работоспособную, без аварийных участков?
После освидетельствования сруба и иных архитектурно-конструктивных элементов объекта рабочей группой экспертов в составе Кл, Кз, Н. составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сделаны следующие выводы:
"1) В местах вскрытий выявлены исторические конструкции сруба. На южном фасаде здания безусловно являются изначальными венцы выше третьего (характеризующиеся потемневшей древесиной высокого качества с врубками, выполненным с высокой квалификацией).
Три нижних венца южного фасада могут быть уверенно датированы. Нижние венцы могли как заменяться при ремонте. Так и могли быть изначально заложены иными по первоначальному проекту. Более точный ответ могли бы дать лабораторные исследования древесины. В остальных вскрытиях не обнаружено конструкций, которые могут быть уверенно датированы.
Здание в целом, и стеновой сруб в частности, имеют признаки ремонтных мероприятий (частичной замены венцов сруба на восточном фасаде, переборки с частичной заменой элементов стропильной системы, переборки обшивки, замены отделки интерьеров и т.п.) По результатам освидетельствования в объеме вскрытия с южной стороны повреждений несущих конструкций сруба не имеется.
Да, подтверждают. В ходе освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ аварийные участки стен сруба не выявлены.
В заключении отмечается, что для полного определения степени сохранности первоначальной (1916 - 1917 гг.) материальной структуры здания и корректной оценки категорий технического состояния здания в целом и его отдельных частей, необходима реализация комплекса научных исследований, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 55567-2013.
Также членами комиссии Кн, Р, Л. составлено заключение, в котором выражают мнение о том, что "здание вокзала железнодорожной станции Токсово, несомненно, обладает признаками объекта культурного наследия (ОКН), достаточными для включения в перечень выявленных ОКН и проведения затем государственной историко-культурной экспертизы с целью подтвердить или опровергнуть возможность включения объекта в реестр памятников. По мнению указанных членов комиссии Объект представляет ценность: с точки зрения истории, как здание вокзала, построенное в условиях Первой мировой войны для решения практических задач по обороне Отечества, и проработавшее без перерыва и изменения функции с 1916 - 1917 гг. до настоящего времени, игравшее роль важного стратегического объекта железнодорожной инфраструктуры в годы Великой отечественной войны. Ценность таких объектов с точки зрения исторической памяти и патриотического воспитания граждан не требует дополнительных обоснований; с точки зрения архитектуры и эстетики, как здание, построенное по проекту финского архитектора Урхо Пялля в стилистике "северного модерна", и являющееся неординарным и очень выразительным образцом стиля, сохранившим свое историческое и объемно-пространственное решение, силуэт, габариты и конфигурацию кровли. Фотографии здания на 2008 г..до обшивки сайдингом подтверждают его высокую эстетическую ценность как яркой архитектурной станции в истории Токсово. Заключение экспертов-реставраторов свидетельствует о сохранившихся (с заменами) конструкциях исторического сруба, печи, и, согласно исторически планам, основной планировки здания вокзала; с точки зрения градостроительства, как здание, являющееся безусловным акцентом всей станции и композиционным центром Привокзальной площади, выступая визитной карточкой поселка Токсово, единственным дореволюционным зданием при въезде в административный центр посёлка.
Вместе с привокзальной башней вокзал образует выразительный комплекс дореволюционных сооружений, свидетельствующих о периоде Российской империи в истории Токсово и определяющих местную идентичность и историческую преемственность; с точки зрения мемориальной, как здание (особенно залы ожидания), хранящее Память о выдающихся деятелях отечественной культуры, живших в Токсово, приезжавших и отъезжавших с вокзала, запечатлевавших его в известных произведениях отечественной литературы (здесь проводили дачный отдых А.С. Грин, С.Я. Маршак, Е.А. Мравинский, А.А. Ахматова и др.; подробнее см. заявление о выявлении). Ценность здания повышается в условиях почти полной утраты в регионе железнодорожных вокзалов эпохи Первой мировой войны и крайне небольшого числа сохранившихся дореволюционных вокзалов.
27.08.2020 комиссией вынесено заключение, утвержденное председателем комиссии Л. 27.08.2020, из которого следует, что заседание комиссии состоялось 26.08.2020, большинством голосов ("за" включение объекта в Перечень выявленных объектов - 3 голоса, "против" - 6 голосов) принято решение не рекомендовать включать объект в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенного на территории Ленинградской области. В заключении указано, что на заседании присутствовали Л, В, Е, Кр, Кн, С, мнение представителя администрации Токсовского городского поселения - "против" включения здания вокзала г.п. Токсово в реестр объектов культурного наследия - представлено в письменном виде и приложено к заключению. В ходе заседания Кн. представил экспертное заключение об историко-культурной ценности объекта, подписанное членами комиссии Кн, Р, Л, предлагавшие включить здание вокзала г.п. Токсово в перечень выявленных объектов культурного наследия, которое также приложено к заключению комиссии. В ходе обсуждения членами комиссии зафиксированы: низкий процент сохранности по составляющим архитектурной формы с учетом проведенных работ, утрат, искажений и дополнений, не имеющих историко-культурной ценности; сохранившаяся часть сруба под современной обшивкой имеет низкую ремесленно-технологическую ценность в связи с отсутствием примененных редких технологий и материалов при создании объекта; материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом, указанном в обращении (период "Серебряного века и т.д.), отсутствуют.
Из показаний свидетеля Е, данных в судебном заседании, следует, что она работает главным специалистом отдела по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области. В её должностные обязанности входят осуществление государственной охраны и государственного надзора над объектами культурного наследия на территории Всеволожского, Киришского, Сланцевского, Подпорожского районов Ленинградской области, в том числе и составление заключений комиссий по установлению историко-культурной ценности объектов. Она уведомляла членов комиссии о предстоящем заседании комиссии 26.08.2020, членов комиссии Р, Кн, С, Т. и Л. извещала 24.08.2020 со своего личного номера телефона путем смс-извещений. Члены комиссии сообщили ей по телефону о том, что уведомлены о заседании 26.08.2020. Заключение комиссии по установлению историко-культурной ценности объектов от 26.08.2020 оформляла она на следующий день после заседания - 27.08.2020. Обязанность по составлению заключения была возложена на нее как на специалиста охраны и надзора на территории, где находится объект. 26.08.2020 присутствовали члены комиссии, которые указаны в заключении, а именно Л, В, Е, Кр, Кн, С. Протокол заседания комиссии не вели. Учитывались все голоса членов комиссии: присутствующих и тех, кто 27.08.2020 голосовал письменно: Кононов, Лапшин и Резников направили заключение и проголосовали "за" включение объекта в перечень, 27.08.2020 Танчук направил письмо с мнением "против". Мнение голосовавших письменно также отражено в заключении. На дату заседания комиссии 26.08.2020 мнение Танчук не было известно членам комиссии, оно было направлено членам комиссии позднее по электронной почте. При проведении заседания комиссии 26.08.2020 изучались все документы, поступившие в комиссию. Членам комиссии все документы были направлены для ознакомления до заседания.
При оформлении заключения 27.08.2020 она помнила мнение и формулировки членов комиссии, высказанные 26.08.2020. Пояснить, что означает низкий процент сохранности объекта, не может. Четких критерием низкого процента сохранности на момент заседания комиссии не имелось. 16.06.2020 комиссией было принято решение об исследовании объекта со снятием обшивки и привлечением сторонних экспертов, ответственным был назначен член комиссии Кононов. Участия при осмотре объекта при вскрытии обшивки она не принимала. С заключением экспертов после осмотра объекта 19.06.2020 знакома. Дополнительные исследования объекта, в том числе путем инструментального исследования, после 19.06.2020 не проводились. Кононов не подписал заключение комиссии от 26.08.2020, т.к. отсутствовал, ему было неудобно приезжать во второй раз, учитывая то, что свое мнение он выразил в заключении. Другие члены комиссии Лапшина и Резников тоже выразили свое мнение путем подписания заключения. Решение принималось по количеству большинства голосов, назвать правильной процедуру голосования именно по количеству голосов не может. Нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок уведомления членов комиссии и порядок голосования, не имеется. К ним поступало письмо от ИКОМОС о включении их представителя в члены комиссии, но на тот момент комиссия была сформирована.
На основании заключения комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, от 26 августа 2020 года приказом комитета по культуре Ленинградской области от 08.09.2020 N 01-03/20-244 отказано во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь; объект исключен из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области.
На основании вышеуказанного абз. 1 п. 8 раздела Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, заключение подписывается членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии в день его подготовки в полном объеме.
Вместе с тем в нарушение названного положения в заключении комиссии по определению историко-культурной ценности объектов от 26.08.2020 отсутствуют подписи всех членов комиссии, а именно Кн, Р, Л, Т, принимая во внимание, что указанная норма не предусматривает подписание заключения частью членов комиссии. Равно как и положения названного Порядка не определяют принятие решения членами комиссии исходя из количества голосов "за" или "против" включения объекта в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Также исходя из положений п. 7 раздела 3 Порядка в заключении указываются обстоятельства, установленные Комиссией, их комплексная оценка и окончательные выводы о наличии (отсутствии) историко-культурной ценности объекта, в том числе о наличии (отсутствии) оснований для включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Тогда как заключение комиссии не содержит комплексной оценки обстоятельств, как отраженных заявителями в заявлении, в заключении членов комиссии Кн, Р, Л, так и в заключении экспертов Кл, Кз. и Н, являющихся специалистами в сфере реставрационных работ и экспертизы объектов культурного наследия, в котором указано о выявлении исторических конструкций сруба, наличии признаков объекта культурного наследия, отсутствии выявления аварийных участков стен сруба, необходимости проведения комплекса научных исследований, в частности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 55567-2013. При этом заключение не содержит обоснования каким образом определены низкий процент сохранности объекта, низкая ремесленно-технологической ценность сохранившейся части сруба.
Вместе с тем представленные сведения об объекте "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово", в том числе сведения о времени возникновения, дате создания объекта, датах связанных с ним событий, о местонахождении, силуэтных характеристиках и роли здания в композиционно-планировочной структуре п. Токсово, содержащихся в исследованиях и заключениях экспертов, их достоверность иными доказательствами по делу не опровергнута. Часть членов комиссии сходились во мнении, что спорный объект обладает историко-культурной ценностью, которая необходима в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, в связи с чем ими было дано заключение о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Противоречивость мнения членов комиссии в заключении не устранена.
Между тем на основании абз. 2 п. 8 раздела 3 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия", указанное заключение комиссии явилось основанием для принятия Комитетом по культуре Ленинградской области решения об отказе во включении спорного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо в данный перечень.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о неудовлетворительном состоянии конструкций объекта, само по себе не может лишать объект его историко-культурной ценности. В силу положений Федерального закона N 73-ФЗ данное обстоятельство является основанием для проведения мероприятий и работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия.
Согласно преамбуле Федерального закона N 73-ФЗ этот закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, обязанность доказать обстоятельства отсутствия исторической и культурной ценности объекта возлагается на лицо, которое отказало во включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Поскольку отраслевой орган по охране объектов культурного наследия Ленинградской области не доказал соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о несоответствии его требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с п. 4.1. Приказа комитета по культуре Ленинградской области от 09.06.2018 N 01-03/18-55 (ред. от 11.06.2019) "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов комитета по культуре Ленинградской области и проектов нормативных правовых актов комитета по культуре Ленинградской области" для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа комитета по культуре Ленинградской области сотрудник комитета, являющийся разработчиком проекта приказа, организует его размещение на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта приказа комитета по культуре Ленинградской области на согласование, с указанием адреса электронной почты для направления заключений, а также даты начала и даты окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Срок, на который проект приказа комитета по культуре Ленинградской области размещается в сети Интернет, не может составлять менее семи дней.
Доводы административных истцов о том, что не обеспечены условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого приказа: проект приказа не был размещен на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта приказа органа исполнительной власти Ленинградской области на согласование (27.08.2020), при его размещении 31.08.2020 не был указан адрес электронной почты для направления заключений, которые могли бы быть подготовлены по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, не опровергнуты административным ответчиком, однако данное нарушение не может являться безусловным основанием для признания оспариваемого приказа недействующим, равно как довод административных истцов о непринятии в установленные сроки административным ответчиком решения в отношении спорного объекта.
Суд считает ошибочными доводы заинтересованного лица ОАО "РЖД" о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены права административных истцов, поскольку очевидно, что административные истцы, являясь гражданами Российской Федерации, имеют право на участие в культурной жизни Ленинградской области, доступ к культурным историческим ценностям, сохранность объектов культурного наследия.
Также не могут быть признаны состоятельными и доводы заинтересованного лица ОАО "РЖД" о пропуске административными истцами срока обращения в суд, поскольку в данном случае административный истец обжалует не решение, действие (бездействие) органов местного самоуправления в порядке главы 22 КАС РФ, а заявляет требование об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, распространяющего свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитанного на неоднократное применение и направленного на урегулирование общественных отношений в соответствующей сфере. Глава 21 КАС РФ, определяющая порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, не содержит каких-либо требований относительно сроков обращения административного истца в суд, тогда как установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд, и в целом положения главы 22 КАС РФ, не подлежат применению в данном случае.
При таких обстоятельствах требования административных истцов Афиногенова Д.В, Лелекина К.А, Сергеева Д.В. о признании не действующим приказа комитета по культуре Ленинградской области от 08 сентября 2020 года N 01-03/20-244 "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области подлежат удовлетворению.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан судом не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Афиногенова Д.В, Лелекина К.А, Сергеева Д.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда
приказ комитета по культуре Ленинградской области от 08 сентября 2020 года N 01-03/20-244 "Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Здание вокзала железнодорожной станции Токсово" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, Привокзальная площадь, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
В.А. Боровской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 24 августа 2021 г. по делу N 3а-270/2021
Текст решения опубликован не был