Решение Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2021 г. по делу N 3а-177/2021
ГАРАНТ:
Дата вступления в законную силу - 3 сентября 2021 г.
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре - Астрейко М.Н.
с участием прокурора Агапкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Петровский строитель" об оспаривании пункта 5820 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", Установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года издан приказ N 128-п, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (Приложение) (далее - Перечень), указанный приказ опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 11 января 2021 г, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 января 2021 г.
В пункте 5820 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" площадью 2136, 1 кв. м, кадастровый номер: N... принадлежащее на праве собственности Акционерному обществу "Петровский строитель".
Акционерное общество "Петровский строитель" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5820 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (л.д. 1-4).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание, расположенное по адресу: "адрес", имеющее кадастровый номер N... (далее - Объект, Здание), принадлежащее административному истцу на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку разрешенный вид использования земельного участка (для размещения промышленных объектов) на дату издания оспариваемого приказа административным истцом не изменялся. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещения на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что не позволяет отнести Здание к административно-деловому и (или) торговому центру, а, следовательно, включение Здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Приказом, незаконно, поскольку в нарушение пункта 1.2 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р специалисты административного ответчика не обратились к административному истцу с запросом о предоставлении доступа для проведения обследования Здания, а ограничились лишь использованием акта обследования за 2019 год. Вместе с тем, Здание имеет наименование "склад". В акте осмотра от "дата" N... отсутствуют фотографии имеющие привязки к конкретным помещениям Здания, что не позволяет определить фактическое использование Здания и помещений в нем. В 2020 - 2021 г. из-за возникшей пандемии административным истцом Здание в аренду не сдается, используется как склад, что подтверждают фотографии, представленные административным истцом в рамках рассмотрения настоящего дела (л.д.112).
Представитель административного истца "..." действующая по доверенности от "дата", в судебном заседании поддержала заявленные требования, полагая, что представленные административным ответчиком доказательства не подтверждают факт использования административным истцом более 20 процентов Здания в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, фактическое обследование Здания в 2020 году не было проведено в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с данными обстоятельствами Здание, принадлежащее административному истцу, было включено в Перечень по акту обследования за 2019 год, которым установлено использование более 20 процентов его площади для размещения объектов бытового обслуживания, а именно для размещения предприятий автомобильного сервиса и пейнтбольного клуба (л.д.73-76).
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Агапкиной Е.В, полагавшей необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ"
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п (в редакции от 13 апреля 2021), опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 11 января 2021 г, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 января 2021 г.
В пункте 5820 Перечня включено 3-х этажное здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: "адрес" принадлежащее на праве собственности АО "Петровский строитель"; площадь Здания составляет 2136, 1 кв. м. (л.д.9-13), назначение нежилое, наименование: склад основных и вспомогательных материалов, расположено на земельном участке площадью 2636 +/-18 кв. м, принадлежащем на праве собственности АО "Петровский строитель", с кадастровым номером N... категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов (л.д.5-8).
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, согласно этим условиям к таких объектам может относиться здание если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и(или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела и письменных возражений представителя административного ответчика, вышеуказанное Здание расположено на земельном участке, предназначенном для размещения промышленных объектов, включено в Перечень в связи с установлением в ходе обследования в 2019 году фактического использования более двадцати процентов площади Объекта под размещение Здания под автосервис, то есть для размещения объекта бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 г. N 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета с отражением результатов такого обследования в акте (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга обследование Здания в целях определения его фактического использования в 2020 году не проводилось.
Указанное Здание включено в Перечень на 2021 год на основании результатов обследования, проведенного в 2019 году.
Так, из акта обследования Здания от "дата" N... следует, что помещение N... площадью 693, 2 кв. м. используется под бытовое обслуживание (автосервис), что составляет 32, 45% от общей площади 2136, 1 кв. м. (л.д.77-86).
Административный ответчик, полагал обоснованным включение Объекта в Перечень в связи с установлением факта осуществления на более чем 20 процентах его площади в 2019 году под автосервис.
Оценивая указанные доводы, суд полагает их ошибочными по следующим основаниям.
Фактическое обследование Здания в 2020 году не проводилось, в связи с чем административным ответчиком не выяснялось фактическое использование Здания в 2020 году, что является нарушением порядка, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р.
В то же время, из акта от "дата" N... следует, что вопреки требованиям к форме и содержанию акта обследования, установленным Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением указанного Комитета от 2 апреля 2018 г. N 7-р, в нем не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании соответствующего объема помещений в Здании под автосервис, не приложен расчет площади таких помещений, не указана площадь этих помещений и их фактическое использование административным ответчиком не установлены.
Из объяснений административного истца следует, что какие-либо помещения в Здании в аренду под офис не были сданы в 2020 - 2021 г, а используется под склад.
Таким образом, суд не может признать предоставленный административным ответчиком акт от "дата" N... достоверным доказательством того, что Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечень на 2021 год, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование в 2020 году не менее 20 процентов помещений в Здании в целях размещения в нем объектов бытового обслуживания, иных достоверных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено.
Из представленных административным истцом фотографий Объекта следует, что помещения в Здании в аренду не сдаются, отсутствуют вывески арендаторов, иная рекламная информация, сами помещения являются пустыми, в них отсутствует какое-либо оборудование, мебель.
При таких обстоятельствах имеются основания для признания недействующим пункта 5820 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 "N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества "Петровский строитель" об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 5820 Приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества "Петровский строитель" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (Четырех тысяч пятисот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2021 г. по делу N 3а-177/2021
Текст решения опубликован не был