Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2022 г. N 11
"Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.
2. Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов органами дознания. Считать одной из важнейших обязанностей защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены в результате совершения преступления. Принимать исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений и восстановление прав граждан, в том числе на доступ к правосудию в разумный срок, а также возмещение причиненного преступлениями ущерба.
3. При необходимости ход проведения процессуальных проверок и расследования преступлений брать под контроль, их результаты заслушивать с участием руководителей органов дознания.
В случае выявления нарушений органами дознания разумного срока уголовного судопроизводства при проведении процессуальных проверок и расследовании преступлений принимать меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
4. При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, а также в случае умышленного непринятия мер к поиску совершивших уголовно наказуемые деяния лиц, повлекшего истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, направлять материалы в отношении виновных в этом должностных лиц в следственный орган для решения вопроса об их уголовном преследовании.
5. Обращать внимание на соблюдение при производстве экспертных исследований требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в том числе касающихся обеспечения принципа независимости эксперта, а также его компетентности, включая наличие аттестации на право самостоятельного производства экспертизы, проведенной в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти, и лицензии, если этого требуют нормативные правовые акты в сфере судебно-экспертной деятельности.
6. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток согласно части 3 статьи 144 УПК РФ в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
7. Оценивая обоснованность проведения органами дознания неотложных следственных действий, акцентировать внимание на наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
8. Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.
Пресекать немотивированную пересылку заявлений и сообщений о преступлениях и материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой.
9. Обеспечить с изучением материалов своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со статьей 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий и оснований, предусмотренных частью 3 статьи 144 УПК РФ.
В ходе проведения органами дознания дополнительных проверочных действий обеспечить исполнение письменных указаний при отмене незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае их невыполнения принимать меры реагирования, давать принципиальную оценку каждому такому факту.
10. Постановления в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ выносить только по результатам полной и всесторонне проведенной прокурорской проверки, содержащей достаточные данные о наличии признаков преступления. Во всех иных случаях материалы, требующие, по мнению прокурора, правовой оценки, направлять для организации проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ.
11. Безотлагательно изучать процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, поступившие в порядке части 4 статьи 146 УПК РФ. В этих целях истребовать материалы проверки.
В ходе проверки постановлений о возбуждении уголовных дел, поводом и основанием для которых послужили результаты оперативно-розыскной деятельности, при необходимости изучать дела оперативного учета и иные оперативно-служебные материалы на предмет соблюдения порядка представления данных результатов, проведения оперативно-розыскных мероприятий с непосредственным исследованием носителей информации.
При выявлении наличия в делах оперативного учета или иных оперативно-служебных материалах сведений, имеющих значение для доказывания и расследования или рассмотрения уголовного дела, вносить в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, требование об их представлении органу дознания или в суд.
Мерами прокурорского реагирования пресекать случаи возбуждения уголовных дел в отношении неустановленного лица по факту совершенного преступного деяния при наличии достаточных данных о его совершении конкретным лицом.
Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в течение 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было принято процессуальное решение, отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. Указанное полномочие использовать только при неправильном применении уголовного, уголовно-процессуального законодательства, выявлении существенных нарушений, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми.
12. Проверять соблюдение положений закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.
Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.
Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме в случае, если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 51 УПК РФ.
13. Акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со статьей 6 1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок исходя из того, что в силу части 1 статьи 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.
14. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения согласно части 4 статьи 20 УПК РФ проверять обоснованность и достаточность сведений для принятия такого решения.
При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. В случае несогласия с данным процессуальным решением отменять его с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке.
15. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений статьи 226 4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и об уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента разъяснения подозреваемому соответствующего права.
Считать грубым нарушением уголовно-процессуального закона рассмотрение поступившего ходатайства подозреваемого в срок более 24 часов с момента его поступления к дознавателю.
16. Используя предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях давать указания о производстве дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.
17. В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств, производстве следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий.
Исключить дачу дознавателям немотивированных письменных указаний, содержащих перечень вытекающих из полномочий дознавателя очевидных следственных действий, без учета конкретных обстоятельств произошедшего.
Реализуя имеющиеся полномочия, принципиально реагировать на совмещение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Пресекать случаи производства следственных и иных процессуальных действий должностным лицом, ранее производившим оперативно-розыскные мероприятия по материалу проверки или уголовному делу. При этом не исключается выполнение таким должностным лицом поручений в порядке, предусмотренном пунктом 1 1 части 3 статьи 41 УПК РФ.
18. При рассмотрении вышестоящим прокурором жалоб участников уголовного судопроизводства на незаконность и необоснованность постановлений о возбуждении уголовных дел исключить факты уклонения от правовой оценки обжалуемых решений.
19. Проверять исполнение положений статьи 223 1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.
20. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше установленного срока.
При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием мер прокурорского реагирования.
21. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со статьей 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных статьями 97, 99, 100, частями 1-3 статьи 108 УПК РФ.
С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств уголовного дела и данных о личности.
Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним не применяется.
22. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с частью 4 статьи 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев на основании части 2 статьи 109 УПК РФ - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.
Требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей.
В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.
В каждом случае изучать возможность применения иной, более мягкой, меры пресечения по сравнению с мерой пресечения в виде заключения под стражу, оценивать объективность представляемых дознавателем оснований для продления содержания под стражей, устанавливать, имеются ли иные обстоятельства, кроме указанных в части 1 статьи 108 УПК РФ, свидетельствующие о необходимости изоляции лица от общества.
23. При решении вопроса в соответствии со статьей 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, внимательно изучать доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.
Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому уголовному делу, принимать меры прокурорского реагирования.
24. Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.
25. В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в апелляционном и кассационном порядке либо составлять заключение об отсутствии оснований для обжалования, которое приобщать к материалам надзорного производства по уголовному делу.
26. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела.
При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных статьей 151 УПК РФ.
27. При осуществлении надзорной деятельности оценивать достаточность оснований для производства дознания в сокращенной форме, руководствуясь положениями части 2 статьи 226 1 УПК РФ, а также части 1 статьи 226 2 УПК РФ, устанавливающими обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, акцентируя внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.
При выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или случаев несоблюдения условий его производства выносить постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в котором должны также содержаться мотивированные указания о производстве дознания в общем порядке.
28. В целях пресечения искусственного создания оснований для производства дознания в сокращенной форме не допускать необоснованного выделения материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в отдельное производство, а также незамедлительно реагировать на несвоевременное соединение уголовных дел в отношении одного и того же лица при наличии к тому законных оснований.
29. В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и о продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, уведомляя о принятом решении заинтересованных лиц.
В случае обоснованности доводов, приведенных в жалобе, принимать решение об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, давать дознавателю соответствующие письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Учитывать, что продолжение производства дознания в сокращенной форме возможно, только если оно будет окончено в срок, предусмотренный УПК РФ.
При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывать в удовлетворении жалобы, инициируя привлечение к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.
30. Обеспечивая эффективный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания при производстве дознания в сокращенной форме, исходить из того, что дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, включая время составления (пересоставления при наличии к тому оснований) обвинительного постановления, ознакомления с материалами дела обвиняемого и его защитника, предусмотренное частями 3, 4 и 8 статьи 226 7 УПК РФ.
Рассматривать вопрос о продлении срока дознания в сокращенной форме до 20 суток только при наличии одного из ходатайств, поданного в соответствии с пунктами 1-3 части 6 статьи 226 7 УПК РФ, направленного органу дознания до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела.
Тщательно изучать мотивированность данного процессуального решения, сопоставляя с доводами, изложенными в ходатайстве, а также его соответствие положениям, содержащимся в части 6 статьи 226 7 УПК РФ.
31. При осуществлении прокурорского надзора исходить из того, что положения главы 32 1 УПК РФ направлены на сокращение издержек уголовного судопроизводства. В связи с этим максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не может превышать срока дознания в общем порядке.
В случае превышения максимально установленного срока дознания в сокращенной форме давать указание о продолжении расследования по уголовному делу в обычном порядке.
32. Принимая во внимание, что производство дознания в сокращенной форме должно способствовать сокращению сроков расследования и упрощению досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, не допускать формального подхода к продлению срока расследования, а при поступлении постановления о его продлении после 24 часов с момента истечения 15 суток, отведенных для производства дознания в сокращенной форме, принимать решение об отказе в продлении данного срока и о продолжении производства по уголовному делу в общем порядке.
33. Реализуя полномочия, предоставленные статьей 223 УПК РФ, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней.
В каждом случае продления срока дознания свыше 60 суток при наличии оснований в порядке пункта 4 части 2 статьи 37 УПК РФ давать письменные указания о направлении расследования и проведении процессуальных действий.
Учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.
34. При проверке вынесенного дознавателем постановления о приостановлении производства дознания оценивать его законность и обоснованность, обращая особое внимание на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления.
Изучая законность постановлений о приостановлении производства дознания по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 208 УПК РФ, применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с оперативно-служебными документами.
В случае установления оснований, предусмотренных статьей 211 УПК РФ, в соответствии с частью 3 1 статьи 223 УПК РФ выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу, соблюдая сроки, установленные в части 3 2 статьи 223 УПК РФ.
Пресекать факты вынесения дознавателями незаконных постановлений о приостановлении производства дознания вместо постановлений о продлении срока дознания.
Ход проведения дознания после отмены незаконного решения о приостановлении производства дознания при необходимости ставить на контроль, результаты расследования заслушивать при прокуроре, осуществляющем непосредственный надзор за процессуальной деятельностью органа дознания.
35. Давать согласие на прекращение уголовного дела (уголовного преследования), в том числе в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных законом (статьи 25, 28 и 28 1 УПК РФ).
Учитывать, что в остальных случаях согласия прокурора либо утверждения им постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.
При прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 24, статье 25, в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 27, статьях 28 и 28 1 УПК РФ, проверять наличие согласия подозреваемого (обвиняемого).
Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным, в соответствии со статьей 214 УПК РФ отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, касающихся невыполнения ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.
36. Обеспечить качественную проверку законности постановлений дознавателей о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Давая оценку заявленному дознавателем ходатайству, руководствоваться положениями статьи 76 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а также требованиями уголовно-процессуального законодательства о порядке производства о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности.
Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом такого ходатайства лишь после его изучения вместе с материалами уголовного дела, уделяя особое внимание выяснению вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного потерпевшему этим преступлением.
В случае отсутствия достоверных сведений, подтверждающих возмещение ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, не давать согласие дознавателю на направление в суд ходатайства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Взвешенно подходить к вопросу о согласии с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по уголовным делам о преступлениях, ответственности за совершение которых подлежат лица, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за определенное правонарушение. При несогласии с ходатайством выносить мотивированное постановление, которое приобщать к материалам уголовного дела и надзорному производству.
37. Мерами прокурорского реагирования не допускать принятия решения о направлении уголовных дел в суд с ходатайством о назначении подозреваемому (обвиняемому) судебного штрафа при наличии иных обязательных оснований прекращения уголовного дела (уголовного преследования).
38. При реализации надзорных полномочий исходить из того, что отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении одного года со дня его вынесения допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьями 125, 125 1 и 214 1 УПК РФ. В случае, если уголовное дело или уголовное преследование прекращалось неоднократно, установленный частью 1 1 статьи 214 УПК РФ срок исчисляется со дня вынесения первого соответствующего постановления.
Инициируя перед судом соответствующее ходатайство, излагать конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополнительному расследованию, прилагать материалы, подтверждающие его обоснованность (часть 1 статьи 214 1 УПК РФ).
Иметь в виду, что нормы уголовно-процессуального законодательства не содержат ограничений к отмене как постановления о прекращении уголовного дела в целом, так и постановления о прекращении уголовного преследования одного из подозреваемых.
Решая вопрос об обоснованности возобновления производства по истечении срока давности, тщательно анализировать, имеется ли необходимость дополнительной проверки новых значимых обстоятельств по делу. Исходить из того, что к таким обстоятельствам могут быть отнесены неверная квалификация деяния, неправильное исчисление сроков давности и другие. Учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что отмена постановлений органов расследования о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении года со дня их вынесения не должна быть ограничена одними лишь вновь открывшимися обстоятельствами по делу.
Обеспечить обязательное участие прокуроров в рассмотрении судом ходатайств об отмене соответствующих постановлений о прекращении уголовного дела (преследования). Своевременно проверять законность принятых судебных решений и при наличии оснований оспаривать их в установленном законом порядке.
39. После проверки прокурором при согласии с решением о приостановлении производства дознания или прекращении уголовного дела (уголовного преследования) уголовное дело возвращать по принадлежности в срок до 5 суток с момента принятия этого решения с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым процессуальным решением.
40. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам согласно части 1 статьи 88 УПК РФ. Признав их недопустимыми, выносить мотивированное постановление об их исключении.
Особое внимание обращать на полноту принятых органами дознания мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также по возмещению ущерба, причиненного преступлением.
В случае, если усматриваются очевидные основания для прекращения уголовного дела по правилам, предусмотренным статьями 24-28 УПК РФ, рассматривать вопрос о применении полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 226 УПК РФ.
41. При поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением обращать внимание на соответствие его содержания требованиям, перечисленным в пунктах 1-8 части 1 статьи 225 УПК РФ, а также на достаточность указанных в прилагаемой к нему справке сведений, перечень которых определен частью 10 статьи 226 7 УПК РФ.
В случае несоответствия обвинительного постановления требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом, возвращать его органу дознания для пересоставления в срок не более 2 суток.
42. В ходе изучения материалов уголовного дела тщательно проверять соответствие выводов органов дознания установленным при производстве дознания в сокращенной форме обстоятельствам, отраженным в материалах уголовного дела. При этом особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе права на защиту, о рассмотрении в полном объеме заявленных обвиняемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем ходатайств, предусмотренных пунктами 1-3 части 6 статьи 226 7 УПК РФ.
Особое внимание обращать на наличие сведений о вступлении в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности и об исполнении наказания, а также на соблюдение порядка проведения медицинского освидетельствования по уголовным делам о преступлениях с административной преюдицией.
В случае выявления обстоятельств, препятствующих направлению уголовного дела в суд, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 226 8УПК РФ, выносить постановление о направлении его дознавателю для производства дознания в общем порядке.
43. При утверждении обвинительного постановления в случае неподтверждения материалами уголовного дела отдельных пунктов обвинения либо неправильной квалификации и необходимости переквалификации на менее тяжкий состав преступления выносить соответствующее процессуальное решение, уведомляя о нем заинтересованных лиц.
Реализуя полномочия, предусмотренные частью 3 статьи 226 8 УПК РФ, на этапе вручения обвиняемым копий обвинительных постановлений с приложениями в целях проверки добровольного волеизъявления ходатайства о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме выяснять у них позицию по данному вопросу и разъяснять правовые последствия такого решения.
44. При принятии решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ выносить мотивированное постановление, содержащее указания о производстве конкретных процессуальных действий, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или об устранении иных выявленных недостатков. Вместе с материалами уголовного дела постановление с указаниями незамедлительно направлять дознавателю.
При несогласии с решением нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта не позднее 3 суток с момента поступления соответствующих материалов отменять незаконное процессуальное решение, утверждать обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд.
Вести учет ходатайств дознавателей, в которых обжалуются постановления прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения.
Вышестоящему прокурору в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя незамедлительно после вынесения постановления направлять его дознавателю, а копию - нижестоящему прокурору, чье решение обжаловалось, для обеспечения дальнейшего производства по уголовному делу и соблюдения процессуальных сроков.
Особое внимание уделять вопросам соблюдения 48-часового срока обжалования дознавателем решения прокурора, наличия согласия начальника органа дознания и безотлагательного исполнения решений и указаний прокурора в соответствии с частью 5 статьи 226 УПК РФ в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.
45. В течение 2 суток с момента поступления материалов об обжаловании решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке принимать мотивированное решение в соответствии с частью 4 статьи 226 8УПК РФ.
Проверять соблюдение дознавателем 24-часового срока обжалования решения прокурора и наличие согласия начальника органа дознания.
Особое внимание уделять незамедлительному исполнению постановлений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке и связанных с ними указаний в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.
46. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечить своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.
В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, заключения под стражу лица, в отношении которого на стадии предварительного расследования либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.
47. Ежегодно проводить в органах дознания проверку соблюдения порядка хранения вещественных доказательств в соответствии с требованиями статьи 82 УПК РФ.
48. В прокуратурах вести раздельно по ведомствам книгу учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение N 1), книгу учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним (приложение N 2), книгу учета поступивших от органов дознания постановлений об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме (приложение N 3), книгу учета поступивших ходатайств дознавателей об обжаловании постановлений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения (приложение N 4).
49. При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке статей 125 и 125 1 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.
Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб.
В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии - к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.
50. Организовать на регулярной основе сбор и обобщение информации об имеющихся материалах процессуальных и прокурорских проверок, уголовных делах, по которым предметом обжалования в Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) являются действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора.
В случае инициированной процедуры рассмотрения жалобы в ЕСПЧ (на всех этапах, начиная от подачи жалобы в судебный орган и до исполнения постановления ЕСПЧ) безотлагательно осуществлять постановку на контроль материалов проверок и уголовных дел, организовать их изучение на предмет законности действий должностных лиц и процессуальных решений, а также полноты и достаточности принятых органами дознания и органами прокуратуры мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан. При наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования.
51. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:
усилить контроль за качеством актов реагирования, вносимых прокурорами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокурорами. В случаях выявления нарушений, связанных с подготовкой процессуальных документов, ставить вопрос об ответственности исполнителей. Анализировать наиболее распространенные недостатки, результаты отражать в информационных письмах, обсуждать на семинарах и совещаниях;
принципиально реагировать на бездействие нижестоящих прокуроров, оставивших без надлежащего внимания факты неисполнения указаний дознавателями, и рассматривать вопрос о привлечении таких прокуроров к дисциплинарной ответственности;
на системной основе проводить анализ состояния законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности поднадзорными органами дознания и результатов надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность). По итогам принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора, при необходимости о складывающейся ситуации информировать соответствующих руководителей органов дознания;
на постоянной основе принимать меры к повышению профессионального уровня прокуроров, осуществляющих надзор за деятельностью органов дознания, в первую очередь молодых специалистов (с опытом работы до 3 лет, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры). Систематически организовывать проведение занятий, к участию в которых привлекать руководителей и наиболее опытных работников. Особое внимание уделять изучению судебной практики, отраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации, информационных писем, методических рекомендаций, обзоров и иных информационно-аналитических документов, подготовленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Университетом прокуратуры Российской Федерации, а также тактики и методики осуществления не только прокурорского надзора, но и расследования отдельных видов преступлений;
информировать соответствующее структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне.
52. Военным прокурорам при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах руководствоваться положениями настоящего приказа в целях обеспечения своевременного и законного разрешения сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по ним до направления руководителю военного следственного органа, а также соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других граждан.
53. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить контроль за организацией надзора на данном направлении.
Учитывать, что в центральных аппаратах МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФТС России и ФССП России указанные выше полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.
54. Начальникам главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурору комплекса "Байконур" по итогам полугодия и года (до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать о состоянии законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности поднадзорными органами дознания и результатах надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
в Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью - в части, касающейся МВД России, МЧС России, ФССП России, ФСИН России (за исключением органов внутренних дел на транспорте);
в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части, касающейся ФСБ России;
в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части, касающейся ФТС России, органов внутренних дел на транспорте.
Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.
55. В докладных записках в обязательном порядке отражать результаты:
анализа состояния законности при производстве дознания по уголовным делам и эффективность влияния на нее прокурорского надзора;
изучения эффективности взаимодействия подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с дознавателями при выполнении их поручений по уголовным делам;
анализа исполнения требований федерального законодательства о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, в том числе причин, обусловивших продление сроков дознания, эффективность принимаемых мер прокурорского реагирования, практики рассмотрения судами заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок в случаях, когда требования о присуждении компенсации вызваны длительным досудебным производством по уголовным делам;
изучения состояния законности при применении органами дознания мер процессуального принуждения и пресечения;
анализа эффективности работы органов дознания по возмещению ущерба, причиненного преступлением;
изучения сведений о количестве и характере установленных нарушений законодательства в данной сфере, в том числе повторных;
анализа причин и факторов, выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора и способствующих нарушениям законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, в том числе повторных;
принятых мер по устранению нарушений законности, причин и условий, им способствующих;
рассмотрения актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения, выделяя меры, принятые в связи с неудовлетворением (в том числе частично) ранее внесенных актов прокурорского реагирования;
изучения поступивших от участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц жалоб в порядке статей 124, 125 и 125 1 УПК РФ на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора. Сведения о результатах их рассмотрения;
анализа поступивших ходатайств дознавателей, в которых обжалуются решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. Информацию о результатах их рассмотрения;
практики использования сведений, содержащихся в информационных письмах, обзорах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по проблемным вопросам, касающимся деятельности органов дознания;
изучения проблем и недостатков в уголовно-процессуальной деятельности поднадзорных органов дознания и прокурорского надзора с предложениями по их устранению, а также совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Информацию в части прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме отражать отдельным блоком.
56. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания, обобщать один раз в полугодие сведения об исполнении законов и о состоянии прокурорского надзора в этой сфере.
При необходимости по результатам обобщения подготавливать документы информационно-методического характера, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и надзорной деятельности на данном направлении.
57. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и подразделению Главной военной прокуратуры, к компетенции которого отнесены вопросы организации и контроля работы военных прокуроров по надзору за исполнением законов при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, ежегодно осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным.
58. Признать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" и указание Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2018 N 653/36 "Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания".
59. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
60. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
И.В. Краснов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пересмотрены мероприятия по прокурорскому надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.
Так, уделено внимание соблюдению разумного срока уголовного судопроизводства, требований УПК РФ при производстве экспертных исследований. Закреплено требование о пресечении немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях и материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой. Помимо прочего нужно пресекать случаи возбуждения уголовных дел в отношении неустановленного лица по факту совершенного преступного деяния при наличии достаточных данных о его совершении конкретным лицом.
Решено организовать на регулярной основе сбор и обобщение информации об имеющихся материалах процессуальных и прокурорских проверок, уголовных делах, по которым предметом обжалования в ЕСПЧ являются действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора.
Ранее изданный приказ по этим вопросам признан утратившим силу.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2022 г., N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 февраля 2023 г. N 127
Изменения вступают в силу с 22 февраля 2023 г.