Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и науки Республики Саха (Якутия)
от 10 декабря 2021 г. N Д 12-06/895
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2022 год
I. Анализ текущего состояния осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего развития профилактической деятельности Минобрнауки РС (Я), характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2022 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Настоящая Программа профилактики устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) на 2022 год, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Саха (Якутия), за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации".
Департамент по контролю и надзору Министерства (далее - Департамент) согласно Положению о Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 31.01.2017 г. N 1714 (далее - Положение), Положения о Департаменте и положений структурных подразделений Департамента, является структурным подразделением Министерства, осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные субъектам Российской Федерации.
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор)) осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997.
Контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, контролируемые лица).
Объектом государственного контроля (надзора) является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Саха (Якутия).
Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) государственной информационной системы государственного контроля (надзора в сфере образования;
г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
д) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
1.1. Федеральный государственный надзор в сфере образования
Департаментом по контролю и надзору Министерства образования Республики Саха (Якутия) за 1 полугодие 2021 г. по федеральному государственному надзору в сфере образования всего проведено 145 плановых документарных проверок, в том числе:
Вид проверки |
ДОУ |
ОУ |
ОО ДО |
ПОО |
Иные ЮЛ |
УО |
Адм. МР (МО) |
Всего |
Плановые выездные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Плановые документарные |
57 |
57 |
23 |
1 |
1 |
4 |
2 |
145 |
Всего плановых |
57 |
57 |
23 |
1 |
1 |
4 |
2 |
145 |
Выдано предписаний |
57 |
57 |
22 |
1 |
1 |
4 |
2 |
144 |
1.1.1. Итоги проверок организаций, общего и дополнительного образования
За 1 полугодие 2021 года плановыми документарными проверками по федеральному государственному надзору в сфере образования охвачены всего 137 образовательных организаций, общего и дополнительного образования, выдано 136 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Наиболее типичные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании, выявленные в отношении дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и образовательных организаций дополнительного образования:
Нарушения (несоответствия) |
ДОУ |
ОУ |
ОО ДО |
|||
2020 |
1 п/г 2021 |
2020 |
1 п/г 2021 |
2020 |
1 п/г 2021 |
|
Количество объектов проверки |
42 |
57 |
51 |
57 |
9 |
23 |
Выданы предписания |
41 (97,6%) |
57 (100%) |
51 (100%) |
57 (100%) |
9 (100%) |
22 (95,7%) |
Несоответствие содержания уставов законодательству РФ об образовании |
22 (52,3%) |
51 (89,5%) |
32 (62,7%) |
50 (87,7%) |
7 (77,7%) |
18 (78,2%) |
Несоответствие локальных нормативных актов законодательству об образовании, Уставу образовательного учреждения |
29 (69%) |
45 (78,9%) |
31 (60,8%) |
55 (96,5%) |
8 (88,8%) |
22 (95,6%) |
Несоблюдение законодательства об образования в процессе деятельности учреждения, в том числе недостаточно полно исполняются полномочия и функции в сфере образования | ||||||
по разработке и принятию правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов |
21 (50%) |
21 (36,8%) |
21 (41,2%) |
9 (15,8%) |
3 (33,3%) |
2 (8,6%) |
по разработке и утверждению по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации |
3 (7,1%) |
1 (1,7%) |
6 (11,8%) |
7 (12,3%) |
2 (22,2%) |
1 (4,3%) |
по учету мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы |
4 (9,5%) |
31 (54,3%) |
3 (5,8%) |
36 (63,2%) |
0 |
15 (65,2%) |
по индивидуальному учету результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях |
|
7 (12,3%) |
0 |
4 (7,0%) |
5 (55,5%) |
16 (69,5%). |
по проведению самообследования, обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования |
5 (11,9%) |
30 (52,6%) |
8 (15,7%) |
21 (36,8%) |
6 (66,6%) |
4 (17,4%) |
по обучению педагогических работников навыкам оказания первой помощи |
3 (7,1%) |
17 (29,8%) |
4 (7,8%) |
13 (22,8%) |
1 (11,1%) |
0 (0%) |
по обучению и проверку знаний педагогических работников в области охраны труда и техники безопасности |
8 (19%) |
28 (49,1%) |
5 (9,8%) |
18 (31,5%) |
3 (33,3%) |
0 (0%) |
по размещению информации на официальном сайте образовательной организации |
15 (35,7%) |
39 (68,4%) |
13 (25,5%) |
33 (57,0%) |
5 (55,5%) |
19 (82,6%). |
по созданию и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений |
|
1 (1,7%) |
6 (11,8%) |
11 (19,2%) |
|
|
не соблюдены процедура аттестации педагогических работников |
|
3 (5,2%) |
0 |
22 (35,6%) |
|
|
ФИС ФРДО, не внесены сведения о документах об образовании |
|
|
0 |
25 (43,9%) |
|
|
договор между ОО и ГБУ "ЦРБ" РС (Я) не предусматривает обеспечение медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса, мониторинг и анализ состояния здоровья детей, контроль за качеством питания, график работы медицинского работника в образовательном учреждении и т. д. |
|
4 (7%) |
0 |
8 (14%) |
|
|
Материально-техническое обеспечение не соответствует для проведения занятий с детьми ОВЗ, отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с ОВЗ |
|
|
0 |
4 (7,0%) |
|
|
по процедуре приема детей в образовательные организации в части отсутствия журнала приема заявлений, несоответствия даты распорядительного акта, не выдачи расписки родителям (законным представителям) в получении документов |
22 (52,4%) |
6 (10,5%) |
0 |
0 |
2 (22,2%) |
0 (0%) |
по выбору языка (языков) образования |
8 (19%) |
0 |
2 (3,9%) |
0 |
1 (11,1%) |
0 (0%) |
По сравнении с 2020 годом в 1 полугодии 2021 г. увеличилась доля (%) нарушений в Уставах, локальных актах и в процессе деятельности образовательных организаций в связи с несвоевременным приведением в соответствие действующему законодательству об образовании учредительных документов и локальных нормативных актов (с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (регуляторная гильотина) в 2020 году внесены изменения и дополнения в федеральные нормативные акты, приняты новые акты).
1.1.2. Итоги проверок организаций, реализующих профессиональные образовательные программы
За отчетный период плановой проверкой охвачено 1 учреждение профессионального образования. В ходе проверки выявлено 6 нарушений установленных законодательством:
1. В нарушение пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктов 33, 34 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457 (ред. от 30.04.2021), пунктов 10, 11 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 26 мая 2020 г. N 264 в Порядке приема граждан на обучение в ГБПОУ РС (Я) "Горно-геологический техникум" на 2020/2021 учебный год, Положении о приемной комиссии от 27.01.2020 не отражены условия проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностью здоровья в формах, определяемых организацией самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья поступающего, с использованием дистанционных технологий, позволяющих при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии поступающего и педагогических работников оценить наличие у поступающего определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых для обучения по программе.
2. В нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела 6 устава ГБПОУ РС (Я) "Горно-геологический техникум" от 29.08.2014 г. в учреждении функционирует малый педагогический совет, коллегиальный орган, не предусмотренный уставом.
3. В нарушение пункта 3.8 Порядка перевода, отчисления и восстановления обучающихся, утвержденного на заседании педагогического совета N 01 от 11.09.2013 г. решение малого педагогического совета стало основанием для прекращения образовательных отношений со 2 студентами.
4. В нарушение пункта 1 части 6 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктов 1.3, 3.6 Положения о работе с несовершеннолетними обучающимися, утвержденного приказом 79.1/01-03 от 04.05.2018 г., Положения об общежитии, утвержденного приказом 85.10103 от 11.09.2020 должностными лицами ГБПОУ РС (Я) "Горно-геологический техникум" не в полной мере обеспечивается соответствие применяемых форм, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, также профилактическая работа, направленная на предупреждение аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, выполнение обязанностей обучающихся.
5. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 2.2. Положения о социально-психологической службе, утвержденного приказом 84/01-03 от 28.04.2017 г. не своевременно формируется анализ актуальных проблем у студентов путем проведения социологического и психологического исследования, в том числе с целью предотвращения и профилактики употребления спиртных напитков студентами.
6. В нарушение части 9 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательной организацией недостаточно полно проведена работа по внесению сведений о документах, выданных по итогам профессионального обучения за 2019 год в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
7. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не полно обеспечивается охрана здоровья обучающихся в части проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.
1.1.3. Итоги проверок иных организаций, реализующих образовательные программы профессионального обучения
За 1 полугодие 2021 г. плановая документарная проверка проведена в отношении 1 иной организации, реализующей программу профессионального обучения - АО "Колымская судоходная компания". В ходе проверки выявлено 6 нарушений установленных законодательством:
1. В нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в АО "Колымская судоходная компания" не создано приказом структурное образовательное подразделение, нет утвержденного положения о структурном образовательном подразделении.
2. В нарушение части 1 статьи 30, частей 1, 2 статьи 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", приказа АО "Колымская судоходная компания" от 29.01.2021 г. N 30 не разработано структурным подразделением АО "Колымская судоходная компания" Положение о педагогическом совете структурного образовательного подразделения АО "Колымская судоходная компания", Положение о порядке аттестационной комиссии структурного образовательного подразделения АО "Колымская судоходная компания" по проведению аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
3. В нарушение приказа АО "Колымская судоходная компания" от 29.01.2021 г. N 29 не функционирует педагогический совет структурного образовательного подразделения, не ведутся заседания совета по утвержденному плану образовательной деятельности.
4. В нарушение частей 1, 2 статьи 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", раздела 2 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. N 276 не проводится аттестация педагогических работников структурного образовательного подразделения АО "Колымская судоходная компания" на соответствие занимаемой должности.
5. В нарушение частей 2, 3 статьи 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", приказа АО "Колымская судоходная компания" от 29.01.2021 г. N 30 рабочие программы дополнительного профессионального обучения не утверждены приказом АО "Колымская судоходная компания", отсутствует решение педагогического совета о принятии.
6. В нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" структура официального сайта структурного образовательного подразделения АО "Колымская судоходная компания" (http://aokck.ru.) в сети "Интернет" и формат представления на нем информации недостаточно полно соответствуют установленным требованиям, в части полноты внесенной информации в соответствии с установленными требованиями к разделам и подразделов сайта, подраздел "Структурное образовательное подразделение" не содержит информации:
- о количестве вакантных мест для приема слушателей по каждой реализуемой дополнительной образовательной программе;
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
- о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- о локальных нормативных актах: Положение о педагогическом совете структурного образовательного подразделения АО "Колымская судоходная компания", Положение о порядке аттестационной комиссии структурного образовательного подразделения АО "Колымская судоходная компания" по проведению аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
1.1.4. Итоги проверок управлений образования и администраций муниципальных районов
В 1 полугодии 2021 г. проведены плановые документарные проверки в отношении 4 управлений образования, выявлены 47 (на одного 11,75) нарушений требований законодательства в сфере образования. Наиболее типичные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявленные в управлении образования муниципальных районов:
Наиболее типичные нарушения обязательных требований в Управлениях образования МР | ||
Отчетный период |
2020 |
1 п/г 2021 |
Всего проверено |
5 УО |
4 УО |
Несоответствия, нарушения (количество/на 1 учреждение) |
59 (11,8) |
47 (11,75) |
несоответствие содержания муниципальных нормативных актов законодательству об образовании |
4 (80%) |
2 (50%) |
несоответствие содержания уставов Управлений образования муниципальных районов законодательству об образовании и (или) требованиям, установленным муниципальными правовыми актами |
3 (60%) |
4 (100%) |
несоответствие содержания локальных актов Управлений образования муниципальных районов, регламентирующих деятельность учреждения, законодательству об образовании и (или) требованиям, установленным муниципальными правовыми актами |
4 (80%) |
2 (50%) |
Несоблюдение законодательства об образования в процессе деятельности учреждения, в том числе недостаточно полно исполняются полномочия и функции в сфере образования | ||
по разработке и принятию нормативных правовых актов регламентирующих осуществление полномочий и функций в сфере образования |
4 (80%) |
3 (75%) |
по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях |
2 (40%) |
3 (75%) |
по обеспечению содержания зданий и сооружений, обустройству прилегающих к ним территорий |
2 (40%) |
3 (75%) |
по созданию необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи |
1 (20%) |
3 (75%) |
по методическому обеспечению деятельности, проведению работ по подготовке и повышению квалификации специалистов Управления образования, руководителей образовательных организаций и педагогических работников |
4 (80%) |
2 (50%) |
по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности учреждениями |
1 (20%) |
2 (50%) |
по обеспечению информационной открытости системы образования муниципального района |
1 (20%) |
2 (50%) |
по осуществлению мониторинга системы образования муниципального района |
2 (40%) |
1 (25%) |
по внесению в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании, выданных муниципальными общеобразовательными организациям |
1 (20%) |
2 (50%) |
по осуществлению общественно-государственного характера управления системой образования |
2 (40%) |
2 (50%) |
по осуществлению "Учредительского контроля" за деятельностью муниципальных образовательных учреждений |
4 (80%) |
3 (75%) |
Кроме этого в 1 полугодии 2021 гг. проведены плановые документарные проверки полноты исполнения Администрациями МР полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования (по отдельному плану проверок).
Наиболее типичные нарушения обязательных требований в органах МСУ | ||
Отчетный период |
2020 |
1 п/г 2021 |
Всего проверено |
1 Адм. МР (МО) |
2 Адм. МР |
Несоответствия, нарушения (количество/на 1 орган) |
9 |
13 (6,5) |
несоответствие содержания муниципальных нормативных актов законодательству об образовании (количество/на 1 орган) |
6 |
8 (4) |
Несоблюдение законодательства об образования в процессе деятельности органа, в том числе недостаточно полно исполняются полномочия и функции в сфере образования | ||
по разработке и принятию нормативных правовых актов регламентирующих осуществление полномочий и функций в сфере образования |
1 |
2 (100%) |
по созданию необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи |
|
2 (100%) |
по созданию условий для оказания психолого-медико-педагогической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) |
1 |
0 |
по обеспечению содержания зданий и сооружений, обустройству прилегающих к ним территорий |
0 |
1 (50%) |
по назначению и проведению аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений |
1 |
0 |
1.2. Федеральный государственный контроль качества образования
Федеральным государственным контролем качества образования за 1 полугодие 2021 г. охвачены всего 57 образовательных организаций, в том числе 56 общеобразовательных и 1 профессиональная образовательная организация.
Наиболее типичные нарушения (несоответствия) обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании:
Нарушения (несоответствия) |
ОУ |
|
2020 |
1 п/г 2021 |
|
Всего проверок |
50 |
57 |
Всего проверок с выявлением несоответствий |
46 (92,0%) |
57 (100%) |
Общее количество плановых проверок, по результатам которых составлены протоколы об административных правонарушениях |
3 (6,1%) |
6 (1,05%) |
Количество несоответствий в обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования |
12 (24,4%) |
25 (43,8%) |
Количество несоответствий в индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранении в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях |
6 (12,2%) |
2 (3,5%) |
Количество несоблюдений порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов об образовании |
18 (36,7%) |
27 (47,4%) |
Количество несоответствий в списках учебников утвержденным федеральным перечням учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ |
3 (6,1%) |
37 (64,9%) |
Количество реализаций не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом |
8 (16,3%) |
4 (7,0%) |
По сравнению с 2020 годом в общеобразовательных организациях наблюдается увеличение показателя по наиболее типичным несоответствиям обязательных требований:
- неполное соответствие федеральному перечню допущенных к использованию учебников;
- несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов об образовании;
- недостаточное обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
В целях определения уровня обученности и качества обучения обучающихся основного общего образования в рамках плановых проверок проведена метапредметная контрольная работа по математике в образовательных организациях.
Задания контрольной работы направлены на выявления математической компетентности (или математической грамотности) обучающихся: навыки смыслового чтения, интерпретация полученного математического результата в соответствии с контекстом реальной жизненной ситуации, логическое мышление, навыки самоконтроля и самопроверки.
Итоги статистико-аналитического отчета в 2021 году о результатах контрольных работ по математике:
1. Приняли участие в метапредметной контрольной работе 582 обучающихся 8 класса из 51 образовательной организации Нюрбинского, Верхнеколымского, Среднеколымского, Жиганского, Томпонского районов.
2. Процент выполнения от 25% (Жиганский, Томпонский районы) до 51,6% (Нюрбинский район) при качестве 0% (Жиганский район) до 10,4% (Нюрбинский район).
Улусы |
Кол-во участников |
Кол-во школ |
% выполнения |
% качества |
8 класс | ||||
Нюрбинский |
318 |
22 |
51,6 |
10,4 |
Верхнеколымский |
37 |
3 |
24,3 |
2,7 |
Среднеколымский |
79 |
11 |
45,6 |
5,1 |
Жиганский |
48 |
4 |
25 |
0 |
Томпонский |
100 |
11 |
25 |
4 |
Всего: 582 обучающихся из 51 ОО |
1.3. Лицензионный контроль за образовательной деятельностью
Департаментом по контролю и надзору Министерства образования Республики Саха (Якутия) за 1 полугодие 2021 года плановой документарной проверкой за соблюдением лицензионных требований по Республике Саха (Якутия) были охвачены:
|
Всего |
ОУ |
ДОУ |
ДО |
ПОУ |
Иные |
Всего проверок в 1 п/г 2021 г. в т. ч. |
142 |
58 |
59 |
23 |
1 |
1 |
Плановые, из них: |
139 |
57 |
57 |
23 |
1 |
1 |
- выдано предписаний |
54 (38,8%) |
29 (50,9%) |
16 (28,1%) |
9 (39,1%) |
0 |
0 |
Внеплановые, из них: |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
- выдано повторных предписаний |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
- Доля выданных предписаний по плановым проверкам по сравнению с 2020 годом уменьшилась на 23,3% (62,1 - 38,8);
- Доля выданных предписаний по внеплановым проверкам по сравнению с 2020 годом увеличился на 53,4% (66,7 - 13,3).
Из охваченных плановой проверкой образовательных организаций образовательную деятельность ведут без нарушений лицензионных требований и условий в 2020 г. - 39 (37,9%) организаций, в 1 полугодии 2021 г. - 85 (61,2%). В 1 полугодии 2021 г. увеличении доли организаций осуществляющих образовательную деятельность без нарушений на 23,3%.
В 1 полугодии 2021 года при плановых проверках образовательных организаций уменьшилась доля нарушений лицензионных требований и условий в общеобразовательных организациях, дошкольных образовательных организациях, организациях дополнительного образования и профессиональной образовательной организации.
|
Всего |
ОУ |
ДОУ |
ДО |
ПОУ |
ДПО |
Иные |
ИП |
2020 |
115 (1,12) |
66 (1,29) |
33 (0,79) |
13 (1,44) |
3 (3,0) |
- |
- |
- |
2021 |
73 (0,53) |
42 (0,73) |
19 (0,33) |
12 (0,52) |
0 |
- |
0 |
- |
По итогам плановых документарных проверок за 1 полугодие 2021 г. из 6 лицензионных требований по одному требованию наблюдается увеличение доли нарушений:
- Наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в РФ" условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Нарушение ст. 18, п. 9 ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "а" п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 с 0 до 0,7%;
Стабильным остается требование:
- Наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 25,2 до 24,5%.
Лицензионные требования |
2020 |
1 п/г 2021 |
||
Количество нарушений |
Доля в % |
Количество нарушений |
Доля в % |
|
1. Наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий. Нарушение ч. 1 ст. 102 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "а" п. 7 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 |
2 |
1,7 |
1 |
0,7 |
2. Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными |
36 |
31,3 |
20 |
14,4 |
требованиями и (или) образовательными стандартами. Нарушение п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "б" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 |
|
|
|
|
3. Наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ. Нарушений ч. 2-7 ст. 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "в" п. 7 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 |
0 |
0 |
1 |
0,7 |
4. Наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям п. 2 ч. 3 ст. 11, п. 5 ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "г" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 |
29 |
25,2 |
34 |
24,5 |
5. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "д" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 |
10 |
8,7 |
10 |
7,2 |
6. Наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в РФ" условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Нарушение ст. 18, п. 9 ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", п.п. "а" п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 |
0 |
0 |
1 |
0,7 |
Нарушение части 4 статьи 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - осуществление образовательной деятельности по адресам, не указанным в лицензии |
10 |
8,7 |
6 |
4,3 |
Таким образом, по итогам проверок 1 полугодия 2021 года наблюдается уменьшение нарушений по 5 лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности. Увеличение по одному критерию обусловлено тем, что в 2021 году в образовательных организациях образовательная деятельность осуществлялась с применением дистанционной формы обучения с использованием электронных образовательных ресурсов.
1.4. Административные правонарушения
По итогам плановых и внеплановых проверок за 1 полугодие 2021 г. всего составлено - 18 протоколов об административных правонарушениях (за 1 полугодие 2020 г. - 22 протокола):
|
Отчетный период |
1 п/г 2020 |
1 п/г 2021 |
Статья КоАП РФ |
Всего составлено протоколов, в том числе: |
22 |
18 |
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод |
10 |
4 |
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства |
2 |
2 |
|
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) |
7 |
10 |
|
Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом |
3 |
2 |
2. Описание текущего развития профилактической деятельности Минобрнауки РС (Я)
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2021 году Департаментом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных компетенции Департамента, на 2021 год, утвержденной приказом Министерства от 17.12.2020 N Д14-06/734:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Минобрнауки РС (Я) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), лицензионного контроля;
разработка (актуализация с учетом изменения обязательных требований, изменения правоприменительной практики) и размещение на официальном сайте Министерства руководств по соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - руководства);
подготовка и размещение на официальном сайте Министерства сообщений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, комментариев о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, о сроках и порядке вступления их в действие (далее соответственно - сообщения, комментарии). Подготовка рекомендаций о проведении подконтрольными субъектами необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований (далее - рекомендации);
проведение конференций, семинаров и вебинаров по вопросам организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований;
подготовка размещение на официальном сайте Министерства статистической информации о количестве проведенных Департаментом контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе подготовка перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований и проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности;
подготовка и утверждение, размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Министерства;
составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
проведение совещаний у курирующего министра образования и науки РС (Я) по итогам плановых выездных (документарных) проверок образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
проведение совещаний с руководителями органов местного самоуправления, образовательных организаций по итогам плановых выездных проверок согласно плану проверок;
информация, разъяснения для граждан, претендующих на получение аттестации эксперта, привлекаемого Министерством к проведению мероприятий по контролю, и аттестованных экспертов Министерства на дополнительном информационном ресурсе Департамента по адресу: https://www.gosobrnadzor.ru/.
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Недостаточный уровень знания подконтрольных субъектов в части обязательных требований, предъявляемых к ним законодательством Российской Федерации в сфере образования, в связи с их изменениями.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Программа реализуется в рамках осуществления Департаментом переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
Целями Программы являются:
повышение прозрачности осуществления Департаментом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на повышение качества образования комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности Министерства;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
Задачами Программы являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Департаментом мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
Должностными лицами Департамента проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения на 2022 год
N |
Вид профилактического мероприятия |
Форма профилактического мероприятия |
Срок (периодичность) проведения мероприятия |
Адресат мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
1. |
Консультирование |
Проведение консультаций по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия |
Постоянно |
организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Республики Саха (Якутия) (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 ФЗ N 273-ФЗ); органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Республики Саха (Якутия) (далее - подконтрольные субъекты) |
Обеспечение открытости и доступности по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с: а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий; б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий; г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования. |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (С.В. Иванов) |
Размещение на официальном сайте Министерства письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом |
в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей |
|||||
Осуществление учета консультаций |
Постоянно |
|||||
2. |
Информирование |
Размещение руководств на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форматах, обеспечивающих возможность поиска |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
Размещение соответствующих сведений сайте Министерства по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
||
Подготовка и размещение сообщений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, комментариев о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, о сроках и порядке вступления их в действие (далее соответственно - сообщения, комментарии). Подготовка рекомендаций о проведении подконтрольными субъектами необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований (далее - рекомендации) |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
||
Проведение конференций, семинаров и вебинаров по вопросам организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
||
Проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
||
Подготовка и размещение на официальном сайте Министерства программы профилактики |
Январь |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (Петухова В.Г.) |
||
Проведение категорирование и размещение на официальном сайте Министерства перечня объектов контроля, с указанием категории риска |
1 раз полугодие |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (Петухова В.Г.) |
||
3. |
Обобщение и анализ правоприменительной практики |
подготовка статистической информации о количестве проведенных Департаментом контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе подготовка перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований и проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности |
не реже 1 раза в полгода |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
размещение статистической информации о количестве проведенных Департаментом контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований и проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности |
в течение 3 рабочих дней после представления материалов |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (Петухова В.Г.) |
||
подготовка и утверждение Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности |
в течение 3 рабочих дней после представления материалов |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
||
размещение результатов Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
в течение 3 рабочих дней после представления материалов |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (Петухова В.Г.) |
||
4. |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
в соответствии с постановлением Правительства РФ 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" |
подконтрольные субъекты |
предупреждение нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (Иванов СВ.) |
5 |
Профилактический визит |
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности |
не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности |
подконтрольные субъекты |
предупреждение нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (Иванов СВ.) |
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска |
не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с п. 7 Положения |
подконтрольные субъекты |
предупреждение нарушений обязательных требований |
Отдел государственного контроля и надзора в сфере образования (Яшина О.А.) |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Ключевые показатели
федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и их целевые значения
Наименование показателя |
Целевые значения |
||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в отношении которых применялись меры, предусмотренные статьей 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", такие как лишение государственной аккредитации, аннулирование действия лицензии |
не более 0,15 |
не более 0,13 |
не более 0,11 |
не более 0,09 |
не более 0,07 |
- Приложение N 2 к Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 г. N Д 12-06/895 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.