Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Положению о Региональном конкурсе
лучших практик в системе
дополнительного образования
Глоссарий
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
дети с особыми образовательными потребностями - дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении;
дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
дополнительная общеразвивающая программа - разновидность дополнительных общеобразовательных программ для дополнительного образования детей и взрослых по видам направленностей;
виды направленностей дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ определены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная направленности);
структурные элементы дополнительной общеобразовательной программы:
- титульный лист (полное наименование образовательной организации, номинация, название программы, сведения об авторе: Ф.И.О. участника, должность);
- пояснительная записка, в которой должны быть отражены: актуальность, цель и задачи данной программы, ожидаемые результаты, используемые технологии, формы и методы организации деятельности педагога с учащимися, сведения о практической реализации программы в образовательной организации;
- учебный план;
- содержание программы;
- ожидаемые результаты по годам обучения;
- календарный учебный график
- условия реализации программы;
- методическое обеспечение программы;
- рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы;
- контрольно-измерительные материалы;
- список литературы (оформленный в соответствии с ГОСТ).
дистанционное обучение - взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность;
задача - конкретное выражение цели;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
лучшая практика - уникальный (передовой) практический опыт, который превосходит по своей эффективности другие альтернативы достижения цели, и пригоден для адаптации, распространения и внедрения в других образовательных организациях, образовательных системах. Это комплекс мероприятий (программа, практические занятия, методические разработки, направленные на обновление содержания программ дополнительного образования);
методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока/занятия, теме образовательной программы, преподаванию курса в целом;
структурные элементы методической разработки:
- титульный лист (полное наименование образовательной организации, номинация, название работы, сведения об авторе; Ф.И.О. конкурсанта, должность);
- пояснительная записка, включающую информацию об учебном курсе, к которым выполнена методическая разработка; актуальность, цель, задачи данной методической разработки, ведущие идеи, теоретические положения, сведения о практической реализации данной разработки в образовательной организации;
- содержание методической разработки;
- список литературы (в соответствии с ГОСТ);
методический кейс - комплексная программно-методическая разработка педагогических работников образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, включающий дополнительную общеобразовательную программу, отвечающую нормативным требованиям законодательства в сфере образования, а так же методическую систему сопровождения реализации программы, обеспечивающую доступность и качество планируемых результатов обучения и воспитания учащихся;
модель - образец (эталон, стандарт);
наставничество - "шефство" как метод обучения, при котором более опытный и компетентный участник образовательной деятельности (наставник) помогает и направляет менее опытного участника при решении конкретных практических задач;
наставники - высококвалифицированные работники отрасли, оказывающие содействие молодым специалистам в успешном овладении ими профессиональными знаниями, навыками и умениями, в их профессиональном становлении, в приобретении ими опыта работы по специальности, формировании у них практических знаний и навыков, оказывающие постоянную и эффективную помощь молодым специалистам в совершенствовании форм и методов работы, участвующие в проведении работы по воспитанию молодых специалистов, повышении их общественной активности и формировании гражданской позиции;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (п. 9 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ);
одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;
оценочные средства образовательной программы - один из компонентов образовательной программы, включающий средства измерения и оценивания процесса освоения программы обучающимся в наиболее целесообразных для дополнительного образования формах; позволяющие осуществлять текущий контроль (в течение всего учебного периода) и промежуточную аттестацию (по итогам учебных периодов) процесса и результатов освоения обучающимися образовательной программы;
педагогическая деятельность - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической;
педагогическое мастерство - высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты;
профориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве;
разноуровневость - соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми;
социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества;
цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
"цифровые следы" реализации образовательной программы - представленность процесса и результатов реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в пространстве Интернет: опубликованные сведения, опыт, достижения на официальном сайте образовательной организации, в СМИ, социальных сетях, профильных информационно-методических, научных и др. электронных ресурсах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.