В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", совместными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" и N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Удмуртской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Удмуртской Республики.
2. Государственному комитету Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям обеспечить своевременное оповещение и информирование населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике:
предусматривать расходы в бюджете муниципального образования на создание, поддержание в постоянной готовности и использование муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;
заключать договоры на эксплуатационно-техническое обслуживание муниципальных систем оповещения и информирования населения;
разработать и утвердить положения о муниципальных автоматизированных системах централизованного оповещения населения.
4. Рекомендовать организациям, указанным в Перечне организаций, являющихся правообладателями потенциально опасных объектов или эксплуатирующих потенциально опасные объекты, расположенные на территории Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18 июля 2016 года N 295 "Об утверждении Перечня организаций, являющихся правообладателями потенциально опасных объектов или эксплуатирующих потенциально опасные объекты, расположенные на территории Удмуртской Республики", принять меры по созданию (реконструкции) и поддержанию в постоянной готовности локальных систем оповещения или объектовых систем оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
5. Финансирование расходов на поддержание в постоянной готовности и использование региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Удмуртской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, осуществлять в пределах средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
6. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2007 года N 451-р "О региональной системе оповещения и информирования населения Удмуртской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов";
пункт 5 постановления Правительства Удмуртской Республики от 3 августа 2009 года N 222 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Удмуртской Республики";
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 14 июня 2011 года N 462-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2007 года N 451-р "О региональной системе оповещения и информирования населения Удмуртской Республики об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов";
пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года N 288 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Удмуртской Республики";
пункт 2 распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 14 апреля 2014 года N 223-р "О внесении изменений в отдельные распоряжения Правительства Удмуртской Республики";
пункт 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года N 85 "О границах зон экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики";
пункт 2 распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 8 августа 2016 года N 1117-р "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Удмуртской Республики";
пункт 1 распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 8 октября 2020 года N 1202-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Правительства Удмуртской Республики".
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Удмуртской Республики
(утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 января 2022 г. N 30)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Удмуртской Республики (далее - Положение) определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Удмуртской Республики (далее - региональная система оповещения), порядок создания, совершенствования, задействования и поддержания в постоянной готовности.
2. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и Удмуртской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - УТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
3. Региональная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, специализированных технических средств оповещения и информирования, в том числе в местах массового пребывания людей, сетей вещания, каналов сети связи и передачи данных общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны Удмуртской Республики и УТП РСЧС, а также населения Удмуртской Республики.
4. Региональную систему оповещения населения создает и совершенствует Правительство Удмуртской Республики.
5. Границами зоны действия региональной системы оповещения являются административные границы Удмуртской Республики.
6. Региональная система оповещения может быть задействована как в мирное, так и в военное время.
7. Комплексная система экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, устанавливаемые Правительством Удмуртской Республики.
8. Региональная система оповещения должна соответствовать требованиям, изложенным в совместном приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - совместный приказ).
Требования, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта Положения, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
На региональную систему оповещения оформляется паспорт, рекомендуемый образец которого приведен в совместном приказе.
II. Назначение, основные задачи и порядок создания региональной системы оповещения
9. Региональная система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и УТП РСЧС.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
10. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения экстренной информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны Удмуртской Республики и УТП РСЧС;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - ГУ МЧС России по Удмуртской Республике);
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в Удмуртской Республике;
специально подготовленных сил УТП РСЧС и сил гражданской обороны Удмуртской Республики;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
населения, проживающего на территории Удмуртской Республики.
11. Создание (реконструкция) региональной системы оповещения осуществляются посредством изменения параметров системы оповещения населения (приведение ее в соответствие с требованиями, нормами, техническими условиями и показателями готовности), в том числе полная замена оборудования и (или) восстановление ресурса составных частей всей системы оповещения, за исключением мероприятий по замене отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы на аналогичные или иные, улучшающие показатели (повышающие технический уровень) элементы (устройства, блоки), проводимых в рамках модернизации системы оповещения.
III. Порядок задействования региональной системы оповещения
12. Решение на задействование по предназначению региональной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Удмуртской Республики и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Удмуртской Республики.
13. Орган повседневного управления УТП РСЧС, получив сигнал оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Главы Удмуртской Республики через оперативного дежурного пункта управления гражданской обороны Удмуртской Республики (далее - ОД ПУ ГО УР) государственного учреждения Удмуртской Республики "Служба гражданской защиты Удмуртской Республики", а также органов управления и сил гражданской обороны и УТП РСЧС.
14. Решение на задействование региональной системы оповещения и сетей операторов подвижной радиотелефонной связи принимается Главой Удмуртской Республики или лицом, временно исполняющим его обязанности.
15. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования региональной системы оповещения.
Приоритетный (основной) режим функционирования региональной системы оповещения - автоматизированный.
В автоматическом режиме функционирования региональная система оповещения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня без участия ОД ПУ ГО УР, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения осуществляется ОД ПУ ГО УР, уполномоченными на включение (запуск) региональной системы оповещения, при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
ОД ПУ ГО УР осуществляет доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил гражданской обороны и УТП РСЧС, согласно пункту 10 настоящего Положения, через многоканальную систему автоматического оповещения абонентов по каналам связи и сетям передачи данных РУПОР;
ОД ПУ ГО УР осуществляет направление заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики.
16. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места ОД ПУ ГО УР.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления УТП РСЧС совместно с органами повседневного управления УТП РСЧС.
17. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
18. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Удмуртской Республики.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
19. Поддержание региональной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - Комитет по делам ГО и ЧС).
20. Готовность региональной системы оповещения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, с соответствующим уровнем профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, с соответствующим уровнем профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, региональной системы оповещения.
21. Региональная система оповещения совершенствуется заблаговременно в мирное время и поддерживается в постоянной готовности к использованию.
22. Совершенствование региональной системы оповещения достигается путем проведения реконструкции действующей, созданием и (или) включением новых элементов с учетом развития телекоммуникационных и информационных систем единой сети электросвязи Российской Федерации.
23. Постоянная готовность к использованию региональной системы оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения.
Организация эксплуатационно-технического обслуживания регионального пульта управления оповещения населения Удмуртской Республики, оплата содержания каналов связи, объединяющих пульты управления, накопление, хранение и поддержание в исправном состоянии резервов технических средств оповещения, а также контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению осуществляются Комитетом по делам ГО и ЧС.
24. С целью контроля за поддержанием в готовности региональной системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности региональной системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения;
технические проверки готовности региональной системы оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки проводятся два раза в год комиссией в составе представителей Комитета по делам ГО и ЧС, ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Удмурткой Республики), задействуемых при оповещении населения.
25. Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА".
26. По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные показатели готовности, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности региональной системы оповещения к выполнению задач по предназначению, а также уточняется паспорт региональной системы оповещения населения Удмуртской Республики. Акт комплексной проверки утверждается Председателем Правительства Удмуртской Республики.
Техническая проверка готовности к задействованию региональной системы оповещения и КСЭОН проводится без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления УТП РСЧС путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА" не производится.
27. Документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) производится на бумажном и электронном (USB-накопитель) носителях. Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет.
28. Перед проведением проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска региональной системы оповещения.
29. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также без согласования с вещателями в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
30. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
31. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, но не ранее ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
32. Финансирование создания, совершенствования, эксплуатационно-технического обслуживания и поддержания в постоянной готовности региональной системы оповещения осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 27 января 2022 г. N 30 "О региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Удмуртской Республики"
Вступает в силу с 27 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики" (www.udmurt.ru) 27 января 2022 г. N 05270120220111, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 января 2022 г. N 1800202201280004
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 26 июля 2022 г. N 831-р настоящий документ снят с контроля