Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 декабря 2021 года N 943
(приложение 3)
Порядок
осуществления анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области при предоставлении государственной гарантии Ленинградской области, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру осуществления анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области при предоставлении государственной гарантии Ленинградской области, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ленинградской области.
1.2. Анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Ленинградской области (далее - государственная гарантия), а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии осуществляются Комитетом финансов Ленинградской области (далее - Комитет).
1.3. При предоставлении государственной гарантии Комитет в течение 15 рабочих дней осуществляет анализ в соответствии с разделами 2 - 6 настоящего Порядка на основе документов, представленных принципалом для получения государственной гарантии, согласно перечню, установленному приложением 2 к настоящему постановлению.
Заключение по результатам анализа финансового состояния принципала по форме согласно приложению к Методике проведения оценки финансового состояния принципала, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ленинградской области (приложение к настоящему Порядку) (далее - Методика проведения оценки финансового состояния принципала) вместе с поступившими от принципала документами направляется на рассмотрение межведомственной комиссии по оказанию государственной поддержки путем предоставления государственных гарантий Ленинградской области.
В целях проведения анализа финансового состояния принципала Комитет вправе привлекать специалистов других органов исполнительной власти Ленинградской области в пределах их компетенции.
2. Анализ финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии
2.1. Анализ финансового состояния принципала осуществляется в два этапа:
на первом этапе осуществляется предварительная оценка финансового состояния принципала в соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 настоящего Порядка;
на втором этапе осуществляется оценка финансового состояния принципала на основе финансовых показателей в соответствии с Методикой проведения оценки финансового состояния принципала.
2.2. Анализ динамики и структуры бухгалтерского баланса:
состав основных средств, их структура, процент износа, стоимость, изменения за анализируемый период;
характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период, при наличии убытков - причины их возникновения;
изменения за анализируемый период капитала, резервов.
2.3. Анализ стоимости чистых активов принципала (К) по состоянию на конец каждого отчетного периода на основании данных бухгалтерского баланса по формуле:
По результатам анализа финансовое состояние принципала оценивается как удовлетворительное или неудовлетворительное.
Финансовое состояние принципала признается неудовлетворительным (при этом второй этап оценки финансового состояния - расчет показателей К1, К2, К3, К4 и К5 не осуществляется) в следующих случаях:
по состоянию на конец первого и второго отчетных периодов стоимость чистых активов принципала составляла величину менее его уставного капитала, и на конец последнего отчетного периода принципал не увеличил стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо не уменьшил уставный капитал до величины чистых активов;
по состоянию на конец последнего отчетного периода стоимость чистых активов принципала меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.
Финансовое состояние принципала не может быть оценено как удовлетворительное, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками предприятия;
наличие у принципала скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
выявление случаев неисполнения в течение последнего года принципалом обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращения принципалом обязательств по иным договорам с гарантом с предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано гарантом в течение 180 календарных дней или более.
В случае если по итогам предварительной оценки финансовое состояние принципала признается неудовлетворительным, Комитет составляет заключение в произвольной форме.
При удовлетворительном результате анализа величины чистых активов принципала, проведенного в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка, расчет показателей К1, К2, К3, К4 и К5 производится согласно Методике проведения оценки финансового состояния принципала.
3. Условия достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в форме поручительства юридического лица
3.1. Поручительство юридического лица, предоставляемое в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, признается достаточным, надежным и ликвидным и подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств, если поручитель отвечает одновременно следующим критериям:
1) стоимость чистых активов поручителя составляет не менее трехкратной суммы предоставляемого поручительства;
2) по результатам анализа финансового состояния поручителя, проведенного аналогично анализу финансового состояния принципала в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка, финансовое состояние поручителя оценено как удовлетворительное;
3) поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении поручителя не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
4) у поручителя отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по финансовым обязательствам перед Ленинградской областью, неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
5) размер обеспечения, предоставляемого поручителем, составляет не менее минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области, определенного в соответствии с Порядком определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области (приложение 4 к настоящему постановлению).
3.2. В случае если поручитель не отвечает хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, его поручительство признается недостаточным, ненадежным и неликвидным и не подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств принципала по государственной гарантии.
4. Условия достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в форме банковской гарантии
4.1. Банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, признается достаточной, надежной и ликвидной и подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств, если кредитная организация, выдавшая банковскую гарантию, отвечает одновременно следующим критериям:
1) наличие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, указанных в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
2) участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
3) наличие минимального размера собственных средств (капитала) в сумме, установленной статьей 11.2 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
4) наличие размера капитала кредитной организации в сумме не менее трехкратной суммы предоставляемой банковской гарантии;
5) наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности рейтинговых агентств не ниже уровня, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов";
6) отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по финансовым обязательствам перед Ленинградской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) ненахождение в процессе реорганизации или ликвидации, отсутствие в отношении кредитной организации возбужденного судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве);
8) размер обеспечения, предоставляемого кредитной организацией, составляет не менее минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области, определенного в соответствии с Порядком определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области (приложение 4 к настоящему постановлению).
4.2. Банковская гарантия является безотзывной.
5. Условия достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в форме залога имущества
Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора об оценке, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог, не допускается.
6. Условия достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в форме государственной (муниципальной) гарантии
Государственная (муниципальная) гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, признается достаточной, надежной и ликвидной и подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств, если субъект Российской Федерации (муниципальное образование) отвечает одновременно следующим критериям:
1) параметры бюджета на очередной (текущий) финансовый год и на плановый период субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации;
2) предоставление принципалу государственной или муниципальной гарантии предусмотрено законом (решением) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) о бюджете на очередной (текущий) финансовый год и на плановый период;
3) субъект Российской Федерации (муниципальное образование) отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
4) размер государственной (муниципальной) гарантии составляет не менее минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области, определенного в соответствии с Порядком определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области (приложение 4 к настоящему постановлению).
7. Мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии
Мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии (далее - мониторинг) осуществляется Комитетом путем анализа текущего финансового состояния принципала, проводимого не реже одного раза в год до полного исполнения обязательств.
Мониторинг осуществляется Комитетом в течение 15 рабочих дней со дня поступления от принципала в Комитет документов и информации, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению.
Документы и информацию, указанные в абзаце втором настоящего раздела, принципал представляет не позднее 15 рабочих дней со дня представления бухгалтерской отчетности за отчетный год в налоговый орган.
В ходе проведения мониторинга осуществляется анализ и определение текущего финансового состояния принципала в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
Для определения динамики финансового состояния принципала результаты проведенного анализа о текущем финансовом состоянии принципала подлежат сравнению с результатами ранее осуществленного мониторинга или результатами заключения о финансовом состоянии принципала при предоставлении государственной гарантии.
По результатам мониторинга Комитетом составляется заключение о финансовом состоянии принципала по форме согласно приложению к Методике проведения оценки финансового состояния принципала, в котором отражается текущий уровень финансового состояния принципала и его динамика.
При ухудшении финансового состояния принципала:
в случае предоставления государственной гарантии с правом регрессного требования Комитетом в течение трех рабочих дней со дня составления заключения о финансовом состоянии принципала направляется требование принципалу об увеличении объема обеспечения в размере, предусмотренном Порядком определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области (приложение 4 к настоящему постановлению);
в случае предоставления государственной гарантии без права регрессного требования Комитетом в течение трех рабочих дней со дня составления заключения о финансовом состоянии принципала указанное заключение направляется в орган, осуществляющий в отношении принципала полномочия учредителя и (или) акционера, и в орган исполнительной власти Ленинградской области, курирующий отрасль, в которой осуществляет деятельность принципал, для принятия мер по улучшению финансового состояния принципала.
8. Контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии
8.1. Комитет осуществляет контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии не реже одного раза в год на основании документов, перечень которых установлен приложением 2 к настоящему постановлению (далее - контроль обеспечения).
8.2. Контроль обеспечения осуществляется в отношении:
поручительства юридического лица - на основании документов юридического лица, указанных в пункте 8.1 настоящего Порядка, а также заключения о финансовом состоянии поручителя по форме согласно приложению к Методике проведения оценки финансового состояния принципала;
банковской гарантии - на соответствие критериям, установленным разделом 4 настоящего Порядка;
имущества - на основании отчета об оценке рыночной и ликвидационной стоимости имущества (с выводами о ликвидности), представленного в соответствии с условиями договора о предоставлении государственной гарантии, составленного не ранее чем за 60 календарных дней до дня его представления;
государственной (муниципальной гарантии) - на соответствие критериям, установленным подпунктами 3 и 4 раздела 6 настоящего Порядка.
8.3. Документы, указанные в пункте 8.1 настоящего Порядка, в зависимости от способа обеспечения представляются принципалом в Комитет ежегодно не позднее 15 рабочих дней со дня представления бухгалтерской отчетности за отчетный год в налоговый орган.
8.4. Комитет в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 8.1 настоящего Порядка, осуществляет проверку и составляет положительное или отрицательное заключение о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии.
8.5. Положительное заключение о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии составляется при соблюдении следующих условий в зависимости от способа обеспечения:
1) соответствие действующей оценочной стоимости обеспечения минимальному объему обеспечения;
2) отсутствие факта снижения оценочной и ликвидационной стоимости имущества ниже уровня установленной залоговой стоимости;
3) соответствие документов, представленных в соответствии с пунктом 8.1 настоящего Порядка, требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему постановлению;
4) выполнение требований, установленных абзацами третьим - шестым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) удовлетворительное финансовое состояние поручителя юридического лица.
Несоблюдение условий, указанных в настоящем пункте, является основанием для составления Комитетом отрицательного заключения о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии.
8.6. Отрицательное заключение о достаточности, надежности и ликвидности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципалом после предоставления государственной гарантии не позднее 10 рабочих дней с даты составления направляется принципалу с требованием о необходимости осуществления замены обеспечения (полной или частичной) либо предоставления дополнительного обеспечения в целях приведения в соответствие состава и общего размера (стоимости) обеспечения.
8.7. При выявлении недостаточности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим постановлением (в том числе в случае существенного ухудшения финансового состояния юридического лица, предоставившего в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу банковскую гарантию или поручительство, уменьшения рыночной стоимости предмета залога), принципал обязан в срок не позднее 40 календарных дней со дня получения соответствующего требования Комитета осуществить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставить дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с установленными требованиями. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной гарантии. Неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения государственной гарантии (признания требования бенефициара об исполнении государственной гарантии необоснованным и не подлежащим удовлетворению), прекращения государственной гарантии.
8.8. Неисполнение принципалом установленной пунктом 8.7 настоящего Порядка обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед гарантом. К принципалу, не исполнившему указанную обязанность, применяются положения, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед гарантом.
8.9. Для оценки нового или дополнительного обеспечения принципал в течение 15 календарных дней со дня получения требования Комитета о необходимости осуществления замены обеспечения (полной или частичной) либо предоставления дополнительного обеспечения в целях приведения состава и общего размера (стоимости) обеспечения представляет в Комитет документы, перечень которых установлен приложением 2 к настоящему постановлению.
8.10. Принципал вправе вносить изменения в состав объектов залога имущества.
Обращение принципала об изменении состава объектов залога имущества с приложением документов, перечень которых установлен приложением 2 к настоящему постановлению, в зависимости от вида имущества направляется в Комитет.
Комитет в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов осуществляет проверку и составляет заключение о возможности внесения изменений в договор залога либо о невозможности внесения изменений в договор залога.
Заключение о возможности внесения изменений в договор залога составляется при одновременном соблюдении следующих условий:
1) документы представлены в соответствии с пунктом 8.1 настоящего Порядка в зависимости от вида имущества;
2) объем обеспечения исполнения обязательств принципала соответствует минимальному объему обеспечения исполнения обязательств принципала;
3) выполняются требования, установленные абзацами третьим - шестым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При положительном заключении о возможности внесения изменений в договор залога Комитет в течение 15 рабочих дней разрабатывает проект распоряжения Правительства Ленинградской области об изменении объектов залогового имущества.
При невыполнении одного или нескольких условий, перечисленных в настоящем пункте, Комитетом составляется заключение о невозможности внесения изменений в договор залога, которое не позднее пяти рабочих дней со дня его составления направляется принципалу в установленном законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.