Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 декабря 2021 года N 943
(приложение 1)
Правила
предоставления государственных гарантий Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют условия предоставления государственных гарантий Ленинградской области (далее - гарантия, гарантии) муниципальным образованиям Ленинградской области (далее - муниципальные образования) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Ленинградской области или в интересах Ленинградской области, если иное не установлено настоящими Правилами, а также порядок организации деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области при предоставлении, оформлении и исполнении гарантии.
Предоставление гарантий в обеспечение исполнения обязательств, по которым бенефициарами является неопределенный круг лиц, осуществляется с особенностями, установленными статьей 115.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
1.2. Предоставление гарантий регулируется Бюджетным кодексом, правовыми актами Ленинградской области, настоящими Правилами и осуществляется в пределах лимитов, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период на соответствующие цели.
1.3. Решение о предоставлении гарантии принимается Правительством Ленинградской области путем издания распоряжения.
1.4. Гарантия предусматривает субсидиарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.
1.5. Гарантия предоставляется Правительством Ленинградской области в соответствии с настоящими Правилами и договором о предоставлении государственной гарантии Ленинградской области (далее - договор о предоставлении гарантии).
1.6. Гарантия предоставляется при условии предоставления принципалом, третьим лицом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части такой гарантии, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 1.7 настоящих Правил.
1.7. Гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области, государственного унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Ленинградской области.
1.8. При заключении договора о предоставлении гарантии, договора об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, финансовый орган Ленинградской области представляет Правительство Ленинградской области.
1.9. Договором о предоставлении гарантии устанавливаются следующие обязательства бенефициара:
а) уведомление в письменной форме финансового органа Ленинградской области в срок не позднее трех рабочих дней:
о фактах предоставления денежных средств принципалу в рамках кредитного договора;
об исполнении частично или полностью принципалом, третьими лицами, гарантом гарантированных обязательств по кредитному договору;
о наступлении даты окончания срока выборки лимита кредитных средств по кредитному договору;
о признании недействительным кредитного договора, о прекращении или уменьшении по иным основаниям обязательств по кредитному договору;
б) уведомление в письменной форме финансового органа Ленинградской области о наступлении случая неисполнения принципалом своих обязательств, обеспеченных гарантией (далее - гарантийный случай), не позднее 10 рабочих дней с момента наступления гарантийного случая;
в) принятие всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для погашения задолженности принципала;
г) подтверждение факта наступления гарантийного случая путем представления в финансовый орган Ленинградской области копий переписки с принципалом, содержащей требование погасить задолженность;
д) в случае предоставления гарантии под получение кредита (займа) представление в финансовый орган Ленинградской области заверенной выписки со ссудного счета принципала;
е) в случае исполнения гарантом обязательства, предусмотренного гарантией, передача в согласованный сторонами срок финансовому органу Ленинградской области документов, удостоверяющих требования к принципалу.
1.10. Обеспечение исполнения регрессных обязательств по гарантии должно составлять не менее 100 процентов объема обязательств по гарантии.
Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора об оценке, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог, не допускается.
Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется Комитетом финансов Ленинградской области или по его поручению уполномоченным лицом.
Предметом договора об обеспечении исполнения регрессных обязательств по гарантии не может являться имущество, находящееся в собственности Ленинградской области.
Расходы, связанные с оформлением обеспечения, его оценкой и страхованием, несет залогодатель.
1.11. Гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:
а) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
б) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного гарантией.
1.12. Гарантия не предоставляется:
а) для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных унитарных предприятий (за исключением государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в государственной собственности Ленинградской области), некоммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
б) муниципальным образованиям:
имеющим просроченную задолженность перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
отнесенным к группе заемщиков со средним и низким уровнем долговой устойчивости.
1.13. Предоставление гарантии осуществляется на платной основе, за исключением случаев, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период могут быть установлены следующие случаи безвозмездного предоставления гарантии: гарантии, предоставляемой на выполнение мероприятий, софинансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета;
гарантии, предоставляемой по обязательствам хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области;
гарантии, предоставляемой по обязательствам государственного унитарного предприятия, имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и находится в собственности Ленинградской области;
гарантии, предоставляемой муниципальному образованию;
гарантии, предоставляемой на неинвестиционные цели.
Размер платы, взимаемой в областной бюджет, устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период, но не более двух процентов от суммы обязательств, обеспечиваемых гарантией. В случае досрочного прекращения гарантийных обязательств плата за предоставление гарантии не возвращается.
1.14. Предоставление гарантии осуществляется при соблюдении следующих условий:
финансовое состояние принципала является удовлетворительным;
предоставление принципалом, третьим лицом до даты выдачи гарантии соответствующего требованиям статьи 115.3 Бюджетного кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Ленинградской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной (неурегулированной) задолженности принципала - муниципального образования в пользу Ленинградской области по ранее предоставленной гарантии;
принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
проведение органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование в сфере экономической политики (далее - Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области), экспертизы социально-экономической значимости обязательства (предлагаемого проекта) и, в случае инвестиционного проекта, экспертизы социально-экономической значимости и эффективности обязательства (предлагаемого инвестиционного проекта).
1.15. Обязательным условием для получения гарантии на инвестиционные цели является наличие у принципала - юридического лица - не менее 25 процентов собственных средств от общего объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, за исключением хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области.
Срок действия обязательства, обеспечиваемого гарантией, предоставляемой юридическому лицу на инвестиционные цели, не должен превышать срока окупаемости инвестиционного проекта, за исключением хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области.
1.16. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые гарантиями, должны быть целевыми. Гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в договоре о предоставлении гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).
1.17. Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.
2. Порядок рассмотрения обращений и принятия решений о предоставлении гарантий
2.1. Прием заявок на получение гарантии осуществляется со дня опубликования извещения о проведении отбора на право получения гарантий до исчерпания соответствующего лимита предоставления гарантий или истечения срока приема заявок. Дата окончания приема заявок устанавливается финансовым органом Ленинградской области.
Извещение о начале проведения отбора размещается на официальном интернет-портале финансового органа Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления в силу областного закона об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период.
В извещении о начале проведения отбора указываются дата начала и дата окончания приема заявок, место приема заявок и лимиты, установленные на соответствующие цели областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период.
2.2. Перечень документов, подлежащих представлению принципалом для предоставления гарантии и заключения договора о предоставлении гарантии, установлен приложением 2 к настоящему постановлению.
2.3. Прием документов принципала для получения гарантии, направленных в Правительство Ленинградской области, и координацию деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области в процессе анализа указанных документов осуществляет Комитет финансов Ленинградской области.
2.4. Представленные принципалом документы возвращаются ему в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в Комитет финансов Ленинградской области с указанием причин возврата в случаях:
превышения суммы запрашиваемой гарантии над нераспределенными лимитами, установленными областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год и на плановый период;
представления документов не в полном объеме;
представления недостоверных сведений;
если принципал находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства (для юридических лиц);
наличия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Ленинградской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной (неурегулированной) задолженности принципала - муниципального образования по ранее предоставленной гарантии;
для муниципальных образований: превышения предельных значений дефицита местного бюджета, предельных объемов муниципального долга и расходов по его обслуживанию, установленных решением совета депутатов муниципального образования, и их соответствия требованиям Бюджетного кодекса.
После устранения принципалом указанных причин документы могут быть поданы повторно.
2.5. В случае принятия к рассмотрению заявки на получение гарантии представленные принципалом документы не возвращаются.
Комитет финансов Ленинградской области в течение трех рабочих дней направляет копии документов в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
2.6. Комитет финансов Ленинградской области в течение 15 рабочих дней в установленном порядке проводит анализ финансового состояния принципала и проверку достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала при предоставлении государственной гарантии Ленинградской области.
2.7. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области в течение 15 рабочих дней в установленном порядке проводит анализ заявленного на получение гарантии проекта (обязательства) на предмет социально-экономической значимости и эффективности, в том числе бюджетной.
2.8. В случае необходимости Комитет финансов Ленинградской области и Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области вправе запрашивать у органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, принципала дополнительную информацию и документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии. При этом срок проведения процедур, установленный в пунктах 2.6 и 2.7 настоящих Правил, продлевается на срок, необходимый для получения запрашиваемой информации.
2.9. Подготовленные финансовым органом Ленинградской области и Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области заключения вместе с поступившими от принципала документами направляются межведомственной комиссии по оказанию государственной поддержки путем предоставления государственных гарантий Ленинградской области (далее - комиссия), созданной в качестве коллегиального органа для рассмотрения заявок на получение гарантии и их отбора.
Положение о комиссии и ее состав утверждаются распоряжением Губернатора Ленинградской области.
2.10. К отбору допускаются только те принципалы, которые имеют положительное заключение финансового органа Ленинградской области по результатам проведенного им анализа финансового состояния принципала и проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала в целях предоставления гарантии.
Основными критериями отбора заявок принципалов на получение гарантий являются следующие показатели:
соответствие проекта приоритетным направлениям социально-экономической политики Ленинградской области;
оценка финансового состояния принципала;
социально-экономическая значимость обязательства;
для инвестиционных проектов: социально-экономическая значимость и эффективность (в том числе бюджетная) инвестиционного проекта, его финансовая реализуемость, срок окупаемости инвестиционного проекта, доля собственных средств принципала в общем объеме инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
достаточность, надежность и ликвидность предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу.
2.11. Решение комиссии об отборе принципала (иные решения) оформляется протоколом комиссии.
Финансовый орган Ленинградской области на основании указанного решения в течение 10 рабочих дней с даты его получения готовит и направляет в Правительство Ленинградской области проект распоряжения Правительства Ленинградской области о предоставлении гарантии.
В распоряжении Правительства Ленинградской области о предоставлении гарантии указываются наименование принципала, обязательство, которое обеспечивается гарантией, объем и срок действия гарантии, а также размер платы за предоставление гарантии в случае ее взимания.
2.12. На основании распоряжения, указанного в пункте 2.11 настоящих Правил, финансовый орган Ленинградской области от имени Правительства Ленинградской области заключает с принципалом договор о предоставлении гарантии и выдает гарантию.
До заключения договора о предоставлении гарантии принципал обязан заключить с Правительством Ленинградской области в лице финансового органа Ленинградской области договор об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии (за исключением случаев, установленных пунктом 1.7 настоящих Правил).
Иными обязательными условиями заключения договора о предоставлении гарантии являются:
представление принципалом - юридическим лицом - дополнительных соглашений ко всем действующим договорам банковского счета, заключенным с кредитными организациями, предусматривающих право финансового органа Ленинградской области на бесспорное (безакцептное) списание находящихся на счете денежных средств для погашения долговых обязательств принципала, возникающих в результате наступления гарантийных случаев, за исключением гарантии, предоставляемой по обязательствам хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Ленинградской области;
осуществление принципалом платы в областной бюджет (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил).
2.13. Совместно с договором о предоставлении гарантии составляется гарантия на бумажном носителе в двух экземплярах. Один экземпляр гарантии передается по акту приема-передачи принципалу для дальнейшей передачи бенефициару.
Принципал обязан передать гарантию бенефициару не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания акта приема-передачи с гарантом.
2.14. Информация о государственной гарантии вносится в Государственную долговую книгу Ленинградской области в течение пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
3. Учет и контроль предоставленных гарантий
3.1. На основании данных учета, осуществляемого финансовым органом Ленинградской области, о предоставленных гарантиях, исполнении принципалами своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учета осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям Правительство Ленинградской области ежегодно вместе с отчетом об исполнении областного бюджета Ленинградской области представляет Законодательному собранию Ленинградской области отчет о предоставленных гарантиях по всем принципалам, об исполнении ими обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении гарантом платежей по предоставленным гарантиям.
3.2. Государственный долг Ленинградской области сокращается на сумму исполнения принципалом или третьими лицами обязательств перед бенефициаром, а также на сумму уменьшения обеспеченных гарантией обязательств, предусмотренного условиями кредитного договора.
3.3. Орган внутреннего государственного финансового контроля Ленинградской области обеспечивает контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными гарантиями.
В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной гарантии.
3.4. Финансовый орган Ленинградской области осуществляет мониторинг финансового состояния принципала и контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления гарантии в соответствии с нормами действующего законодательства и Порядком осуществления анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования Ленинградской области к принципалу по государственной гарантии Ленинградской области при предоставлении государственной гарантии Ленинградской области, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Ленинградской области, установленным приложением 3 к настоящему постановлению.
4. Исполнение обязательств по предоставленным гарантиям
4.1. Гарант несет ответственность перед бенефициаром за неисполнение принципалом предусмотренных гарантией обязательств в соответствии с договором о предоставлении гарантии.
4.2. Исполнение гарантии осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год.
4.3. Сведения об исполнении гарантии учитываются при расчете государственного долга Ленинградской области.
4.4. Гарант до удовлетворения требования, предъявленного ему бенефициаром, в установленный договором о предоставлении гарантии срок должен предупредить об этом принципала, а если к гаранту предъявлен судебный иск, - привлечь принципала к участию в деле.
4.5. Гарант, исполнивший обязательство принципала, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных по гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и договором о предоставлении гарантии. При отсутствии согласия сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
4.6. Гарантия прекращает свое действие и должна быть возвращена принципалом гаранту в течение трех дней с момента наступления любого из следующих событий:
по истечении срока гарантии;
после полного исполнения гарантом обязательств по гарантии;
после исполнения принципалом, третьими лицами перед бенефициаром обязательств, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям;
после отзыва гарантии в случаях и по основаниям, указанным в пункте 1.11 настоящих Правил;
обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;
прекращение основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) или признание его недействительной сделкой;
передача бенефициаром другому лицу или переход к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);
передача принципалом другому лицу или переход к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.