Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Методические рекомендации
по заполнению сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Республики Хакасия, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и проведению публичных консультаций
(утв. приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия "Об утверждении форм документов, используемых при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия и Методических рекомендаций по заполнению сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Республики Хакасия, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и проведению публичных консультаций")
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по заполнению сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Республики Хакасия, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и проведению публичных консультаций (далее - Методика) разработаны в соответствии с Порядком оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 02.12.2013 N 671 (далее - Порядок), в целях информационно-методического обеспечения оценки регулирующего воздействия в Республике Хакасия.
1.2. Термины и понятия, применяемые в Методике, используются в значениях, установленных Порядком.
1.3. Регулирующим органам при подготовке сводного отчета и проведении публичных консультаций рекомендуется руководствоваться Методикой.
2. Проведение публичных консультаций
2.1. Информацию о проведении публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта и по уведомлению о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету рекомендуется размещать на одной странице Официального портала.
При проведении публичных консультаций по уведомлению о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету регулирующему органу рекомендуется, в том числе извещать лиц, которые ранее извещались о проведении публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта.
2.2. Публичные консультации по уведомлению о разработке проекта нормативного акта начинаются не ранее дня, следующего за днем размещения уведомления о разработке проекта нормативного акта на Официальном портале, публичные консультации по проекту нормативного акта и сводному отчету начинаются не ранее дня, следующего за днем выполнения действий, предусмотренных пунктом 3.3 Порядка.
2.3. Регулирующему органу необходимо извещать о проведении публичных консультаций лиц, указанных в пункте 2.6 Порядка, в том числе субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которых непосредственно затронет предлагаемое регулирующим органом правовое регулирование.
Извещение оформляется и доставляется регулирующим органом в соответствии с пунктом 2.7 Порядка.
2.4. В соответствии с пунктом 2.9 Порядка регулирующий орган обязан рассмотреть все поступившие в рамках проведения публичных консультаций предложения и замечания заинтересованных лиц и включить их в сводку предложений. Предоставление замечаний и предложений не в соответствии с формой перечня вопросов для участников публичных консультаций, установленной настоящим приказом, не является основанием для отказа в рассмотрении поступивших замечаний и предложений от заинтересованных лиц.
2.5. При проведении публичных консультаций в отношении проектов нормативных актов, принятие которых может привести к существенным негативным социально-экономическим последствиям регулирующим органам рекомендуется использовать дополнительные формы публичных обсуждений, установленные абзацем седьмым пункта 2.6 Порядка.
3. Составление сводного отчета
3.1. Сводный отчет должен содержать сведения, предусмотренные абзацем 3 пункта 3.2 и пунктами 3.4, 3.5 Порядка.
3.2. В целях реализации принципа экономичности при проведении оценки регулирующего воздействия регулирующему органу следует учитывать степень государственного вмешательства в общественные отношения.
Уровень проработанности сводных отчетов для проектов нормативных актов, принятие которых приведет к доходам (экономии) субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и соблюдение обязанностей осуществляется при волеизъявлении субъектов регулирования получить указанные доходы (гранты, субсидии, льготы) предполагается ниже, чем уровень проработанности сводных отчетов для проектов нормативных актов, устанавливающих обязанности (обязательные требования) для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, соблюдение которых не зависит от волеизъявления указанных субъектов, либо соблюдение обязанностей (обязательных требований) необходимо в целях допуска к осуществлению хозяйственной деятельности (разрешительные режимы).
3.3. При заполнении сводного отчета в отношении проекта нормативного акта, содержащего обязательные требования, регулирующему органу следует учитывать принципы установления и оценки применения обязательных требований, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
3.4. К моменту размещения сводного отчета на Официальном портале для проведения публичных консультаций регулирующим органом должны быть заполнены все разделы сводного отчета, за исключением пунктов 1.3 - 1.5 сводного отчета, в указанные пункты сведения вносятся после завершения публичных консультаций.
В пункте 1.3 сводного отчета указываются все проведенные публичные консультации (основные, повторные, дополнительные) по уведомлению о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету, а также иные формы публичных обсуждений, установленные абзацем седьмым пункта 2.6 Порядка.
3.5. При заполнении раздела 2 "Степень регулирующего воздействия проекта нормативного акта" сводного отчета регулирующим органом рекомендуется приводить результат оценки степени регулирующего воздействия проекта нормативного акта согласно пункту 1.3 Порядка. При этом регулирующий орган представляет пояснения, по каким основаниям, приведенным в указанном пункте Порядка, проект нормативного акта был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия с соответствующими ссылками на структурные единицы проекта нормативного акта, или кратким их изложением.
3.6. В разделе 3 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы" приводится подробное описание выявленных проблем, в целях решения которых, производится разработка предлагаемого правового регулирования, а также оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы.
Регулирующей орган с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования.
Важно, чтобы формулировка проблем была конкретной и понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
При формулировании проблемы важно учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой, также наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы, в связи с тем, что подобное описание проблемы не включает обоснование целесообразности введения правового регулирования, а также анализа возможных путей решения проблемы.
Данные о невыполнении, нарушении положений нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия в связи, с которыми разрабатывался проект нормативного акта, рекомендуется приводить в пункте 5.5 сводного отчета.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы, в том числе следующие источники информации:
1) обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
2) данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба, в том числе региональному бюджету Республики Хакасия);
3) данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения.
В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативных эффектов, возникающим в связи с наличием рассматриваемой проблемы (пункт 3.2 сводного отчета), которые могут проявляться в следующем:
наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе региональному бюджету Республики Хакасия (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, а также анализа обращений граждан и организаций);
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
3.7. В разделе 4 "Анализ опыта субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности" сводного отчета регулирующим органом приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в иных субъектах Российской Федерации.
В пункте 4.1 сводного отчета анализируется и обобщается опыт решения проблем, указанных в пункте 3.1 сводного отчета, в иных субъектах Российской Федерации, особое внимание стоит уделить на расходы адресатов данного правового регулирования, расходы (доходы) региональных бюджетов и эффективность правового регулирования.
В пункте 4.2 сводного отчета указываются проанализированные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
3.8. В разделе 5 сводного отчета "Цели предлагаемого регулирования, ключевые показатели достижения целей предлагаемого регулирования, сроки их достижения" регулирующим органом указываются цели предлагаемого правового регулирования, ключевые показатели и сроки их достижения.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого регулирующим органом правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе 3 сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
При формулировании цели регулирования регулирующему органу необходимо руководствоваться следующими положениями:
1) формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
2) цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
3) формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
4) формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности (которые в том числе отображаются в пункте 5.2 - 5.4 сводного отчета);
5) формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
6) в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
7) ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
3.9. В разделе 6 "Описание предлагаемого регулирования, иных возможных способов решения проблемы и обоснование выбора предлагаемого способа решения проблемы" сводного отчета регулирующему органу необходимо кратко описать, в чем состоит предлагаемый им способ регулирования, а также обосновать выбор способа регулирования и соотнести его с иными способами решения проблемы.
В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы регулирующему органу необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства в общественные отношения.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется регулирующим органом на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) регионального бюджета Республики Хакасия.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов регулирующим органом должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом регулирующему органу необходимо также обосновать, что требуемый результат не возможно достичь, посредством принятия нормативного правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
3.10. В разделе 7 "Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" сводного отчета регулирующим органом указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы.
Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
3.11. В разделе 8 "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок организации их исполнения" сводного отчета регулирующему органу необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Регулирующему органу также необходимо указать, каким органом власти данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки, прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
3.12. В разделе 9 "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) республиканского бюджета Республики Хакасия" сводного отчета регулирующим органом приводится оценка расходов возможных поступлений республиканского бюджета Республики Хакасия, вызванных введением предлагаемого правового регулирования.
Регулирующим органом дается оценка расходов республиканского бюджета Республики Хакасия и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти, указанных в разделе 8 сводного отчета.
Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых или отмена существующих функций) органов власти, регулирующему органу необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Регулирующему органу необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Регулирующему органу следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
При отмене существующих функций регулирующему органу следует рассчитать возможные поступления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов.
3.13. В разделе 10 "Новые обязательные требования, обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, новая ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Хакасия, новые обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения" сводного отчета регулирующему органу необходимо перечислить все новые права, обязанности, запреты, ограничения и описать порядок их реализации.
При заполнении регулирующим органом разделов 10 и 11 сводного отчета, регулирующему органу следует учитывать, что содержание данных разделов определяется с учетом положений, установленных абзацем 19 пункта 3.4 Порядка.
Регулирующим органом приводятся новые преимущества, а также обязанности и ограничения или изменения существующих преимуществ, обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом нормативного акта в отношении каждой из групп субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, указанных в разделе 7.1 сводного отчета.
Регулирующему органу необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, регулирующим органом указывается на необходимость его принятия.
3.14. В разделе 11 "Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных новых обязательных требований или обязанностей, а также связанных с введением новой ответственности" сводного отчета регулирующим органом указывается оценка влияния проекта нормативного акта на уровень доходов и расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для каждой группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Расчеты расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности рекомендуется производить с учетом Методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2015 N 669.
Указанная оценка проводится в разрезе соответствующих групп, в том числе косвенно затронутых регулированием, выделенных в пункте 7.1 сводного отчета. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет.
Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц, социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
3.15. В разделе 12 "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования" сводного отчета регулирующим органом приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования, а также методы их контроля.
В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта нормативного акта регулирующим органом производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого регулирующим органом правового регулирования.
При подготовке сводного отчета регулирующим органом производится:
оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков.
Риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект нормативного акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены регулирующим органом). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других регионах, "пилотное" внедрение проекта нормативного акта, правовой эксперимент.
Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов ограничивающих возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты Республики Хакасия) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта.
Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом.
Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых регулирующим органом мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, передовые технологии, защита окружающей среды), вызванного неравномерностью экономического развития, регулирующим органом должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска регулирующим органом должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, регулирующим органом указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта регулирующим органом должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления риска. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
Для каждого выявленного риска указывается оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается регулирующим органом наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, в пункте 6.3 сводного отчета регулирующим органом должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
3.16. В разделе 13 "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия" сводного отчета регулирующим органом указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
создание информационных ресурсов, баз данных;
обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
3.17. В разделе 14 "Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования" сводного отчета регулирующим органом указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели.
Регулирующим органам следует учитывать, что ключевые показатели являются цифровым выражением цели правового регулирования, в то время как индикативные показатели демонстрируют результаты проведения основных процедур (принятие необходимых нормативных и ненормативных актов, создание дополнительного структурного подразделения, среднее количество лиц принявших участие в конкурсах в течение года, количество удовлетворенных жалоб к общему количеству принятых решений, процент сотрудников, прошедших переквалификацию и иное), направленных на достижение цели правового регулирования, в том числе позволяют выявить проблемы, возникающие при достижении цели правового регулирования.
3.18. В разделе 15 "Предлагаемая дата вступления в силу проекта акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента" сводного отчета регулирующим органом указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного акта, наличие и сроки переходного периода, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если проектом нормативного акта установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
В отношении проекта нормативного акта может быть предусмотрена необходимость проведения правового эксперимента. Такая необходимость может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий регулирования.
3.19. В пункте 16.1 "Иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования" сводного отчета регулирующий орган приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов.
В пункте 16.2 сводного отчета указывается наименование инициатора проекта закона, в случае если оценка регулирующего воздействия проводилась регулирующим органом по требованию инициатора проекта закона.
В приложениях к сводному отчету должны быть представлены расчеты, выполненные в ходе его составления, а также, при необходимости, другая существенная, по мнению регулирующего органа, информация, сведения о количестве приложений заносится в пункт 16.3 сводного отчета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.