Решение Приморского краевого суда от 6 августа 2021 г. по делу N 3а-102/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца - Логинова А.А.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованного лица Правительства Приморского края - Овчинниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация Артемовского городского округа Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень объектов на 2019 год).
Данное распоряжение 26 декабря 2018 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 марта 2021 года N 128-ри.
В Перечень объектов на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 4054).
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения" (далее - ООО "ДВ НИИПТМАШ") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилые помещения N 7, 20, площадью 200,80 кв. м, с кадастровым номером N, расположенные по адресу: Приморский край, г. <адрес>. Указанные нежилые помещения (N 7,20) включены в Перечень объектов на 2019 год (пункт 4054). Включение указанного объекта недвижимости в Перечень объектов на 2019 год влечет за собой оплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости. Полагает, что принадлежащий ООО "ДВ НИИПТМАШ" объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной его кадастровой стоимости. Данные помещения являются производственными. ООО "ДВ НИИПТМАШ" ведет деятельность в сфере проектирования и производства подъемных кранов (ОКВЭД 28.22.41, 25.22.42), производства прочего грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования (ОКВД 25.22.9), ремонта машин и оборудования (ОКВЭД 32.12), и помещения N 7,20 с кадастровым номером N используются для производственных целей, в них установлены металлорежущие станки и другое производственное оборудование. Мероприятия по определению вида фактического использования указанных нежилых помещений уполномоченным органом не проводились. Считает, что данный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Просит: признать недействующим пункт 4054 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, со дня принятия указанного распоряжения.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство экономического развития Приморского края.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации Артемовского городского округа Приморского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края, и указано, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (по тексту отзыва - Перечень). Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов на 2019 год, в который был включен объект недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащий ООО "ДВ НИИПТМАШ". До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края) о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечень офисных объектов на 2019 год, который включал в себя, в том числе и данные об объекте недвижимости с кадастровым номером N. В информации, представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" указано, что объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, является нежилым помещением в здании ((N 7,20) площадью 200,80 кв. м на первом этаже двухэтажного здания (литер А, экспериментальный цех)), назначение - офисное. На основании данных сведений в Перечень офисных объектов был включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
Заинтересованным лицом администрацией Артемовского городского округа Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что техническим паспортом с инвентарным номером 6449 на нежилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край, г. Артем ул. Фрунзе, 25, назначение помещений N 7,20 определено как административное. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, вид разрешенного использования в отношении нежилых помещений в здании (N 7,20) не определен. Полагают, что осуществление в данном помещении производственной деятельности, вопреки мнению административного истца, не свидетельствует о невозможности применения к спорному объекту недвижимости положений статьи 378.2 НК РФ, поскольку собственник объекта недвижимости вправе использовать его в любых не запрещенных законом целях.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Логинов А.А. на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что налог на имущество организаций исчислен исходя из кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, основания для включения нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности ООО "ДВ НИИПТМАШ", в Перечень объектов на 2019 год отсутствовали.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованного лица Правительства Приморского края Овчинникова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на административное исковое заявление, из которого следует, что в 2018 году объект недвижимости с кадастровым номером N был включен в Перечень объектов на 2019 год на основании информации представленной департаментом экономики и развития Приморского края (после 1 января 2020 года министерство экономического развития Приморского края). Департамент экономики и развития Приморского края, включивший в 2018 указанный объект в перечень офисных объектов и представивший его для формирования Перечня объектов на 2019 год, а также собственник объекта, не обращались в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края с заявлением о проведении мероприятия по определению вида фактического использования объекта. Распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри принято и опубликовано в установленном законом порядке. В 2021 году был определен вид фактического использования указанного объекта недвижимости. Согласно распоряжению министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 25 марта 2021 года N 168-ри "О внесении изменений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", объект недвижимости с кадастровым номером N исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Выслушав представителя административного истца Логинова А.А., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Правительства Приморского края Овчинникову Е.А., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня объектов на 2019 год недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечня объектов на 2019 годы редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно с положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО "ДВ НИИПТМАШ" является собственником объекта недвижимости: нежилых помещений в здании ((N 7,20) площадью 200,80 кв. м на первом этаже двухэтажного здания (литер А, экспериментальный цех)), площадью 200,80 кв. м, с кадастровым номером N, назначение: нежилое помещение, расположенных по адресу: Приморский край, г. <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 19 декабря 2001 года сделана регистрационная запись N N.
Согласно сведениям технического паспорта и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной по запросу суда Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю" данные помещения находятся в 2-этажном здании - экспериментальный цех с кадастровым номером 25:27:030103:1606, общая площадь которого составляет 1 965 кв. м.
Административный истец, как собственник указанных выше нежилых помещений, несет обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Данное распоряжение 26 декабря 2018 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В пункт 4054 Перечня объектов на 2019 год включены нежилые помещения N 7,20 с кадастровым номером N, расположенные по адресу: Приморский край, г. <адрес>, принадлежащие ООО "ДВ НИИПТМАШ" на праве собственности.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению его в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, которая утверждена в установленном порядке Администрацией Приморского края.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Фрунзе, имеет наименование: "нежилые помещения в здании", назначение: "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования указанного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из технического паспорта с поэтажной экспликацией на здание экспериментального цеха (где находятся нежилые помещения N 7,20, принадлежащие административному истцу), в составе указанного объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать здание экспериментального цеха административно-деловым центром и (или) торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 988 кв. м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы и испытательного полигона; для иных видов жилой застройки, адрес (местонахождение): Приморский край, г. <адрес>. Данный земельный участок находится в общей долевой собственности, административному истцу ООО "ДВ НИИПТМАШ" принадлежит доля в праве 1197/1569 (право собственности административного истца зарегистрировано 29 января 2015 года, запись регистрации 25-25/006-06/036/2014-807/1). Земельный участок не предусматривает размещение именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, установленный для земельного участка вид разрешенного использования не соответствует видам использования, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту на здание экспериментального цеха по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Фрунзе, д.25, в нем находятся помещения: цех, склады, кабинеты, технический отдел, отделы, бытовка, душевые, раздевалки, коридоры, лестничные клетки.
Согласно техническому паспорту на нежилые помещения (N 7,20) адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Фрунзе, д.25, они состоят из цеха (нежилое помещение N 7) и бытовки (нежилое помещение N 20).
В техническом паспорте на здание экспериментального цеха указано назначение - производственное. В техническом паспорте на нежилые помещения (N 7,20) указано назначение - административное.
В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что нежилые помещения с кадастровым номером N имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду не представлено.
Указание в техническом паспорте на назначение нежилых помещений N 7,20 как на административное само по себе не свидетельствует о том, что нежилые помещения N 7,20 являются офисными помещениями делового, административного и (или) торгово-административного назначения.
Кроме этого, принадлежащие административному истцу нежилые помещения, включены в Перечень объектов налогообложения на 2019 год, как отдельный объект недвижимости, который самостоятельного наименования, из указанных в статье 378.2 НК РФ не имеет.
При таких обстоятельствах для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень уполномоченному органу необходимо было определять вид его фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерством имущественных и земельных отношений Приморского края) на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось. Также не проводилось административным ответчиком обследование здания экспериментального цеха на предмет установления его фактического использования.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Представленный в материалы административного дела представителем административного ответчика акт обследования нежилого помещения в здании (N 7,20) площадью 200,80 кв. м на первом этаже двухэтажного здания (литер А, экспериментальный цех)), расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, с кадастровым номером N, составленные 20 февраля 2021 года должностными лицами краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", не свидетельствует о соблюдении установленного постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па Порядка определения вида фактического использования зданий, помещений, поскольку данный осмотр с последующим составлением акта проведен не во исполнение предусмотренного законом порядка мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда, а в рамках рассмотрения административного дела 3а-109/2021.
При этом из текста данного акта обследования не следует, что указанный объект недвижимости подлежал включению в оспариваемый Перечень объектов на 2019 год, так в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в акте указано, что помещения объекта используются для размещения производства.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 4054 Перечня объектов на 2019 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация Артемовского городского округа об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Пункт 4054 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 6 августа 2021 г. по делу N 3а-102/2021
Текст решения опубликован не был