Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов создания федеральной государственной информационной системы лесного комплекса Российской Федерации (технико-экономическое обоснование реализации Системы)
1. Введение
В настоящее время назрела необходимость цифровой трансформации лесной отрасли в целях обеспечения устойчивого управления лесами в Российской Федерации при организации использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, при описании состояния лесных участков, природных процессов и хозяйственных воздействий на них, и результатов воздействий, включая производство продукции из древесины (сырья - брёвен и хлыстов), лесовосстановление и экологический вред.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, указанных в пункте 2.1. Концепции создания федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, необходимо провести комплекс мероприятий по созданию федеральной государственной информационной системы в целях развития лесной отрасли, а также ряд мероприятий в сфере государственного управления лесного комплекса, включая внесение в законодательство Российской Федерации необходимых изменений в части создания единой государственной информационной системы лесных ресурсов.
Цифровая трансформация лесного хозяйства как сферы деятельности, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов, отвечает требованиям к реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Основополагающим условием цифровизации в лесном хозяйстве является единая информационная среда, обеспечивающая информационную связь между всеми участниками процесса эффективного управления отраслью, позволяющая унифицировать обмен данными не только внутри отрасли, но и с другими органами государственного управления.
Основанием для проведения работ по разработке технико-экономического обоснования является положение пункта 2, раздела II требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676.
2. Характеристика объекта. Социальная значимость Проекта
ФГИС ЛК - набор технологий управления, аппаратных средств, каналов связи, методик и программных продуктов для сбора, использования, объединения, визуализации и анализа цифровых данных в области лесных отношений - охрана, защита, воспроизводство лесов, лесоустройство и лесопользование.
Потребности в государственных услугах в области лесных отношений (особенно в электронном виде), мониторинге информации о лесах, ее визуализации и анализе данных постоянно увеличиваются. Количество информационных ресурсов для решения отдельных прикладных задач в сфере лесных отношений постоянно растет. В таблице П1 приведены данные о потребности граждан и организаций (обращениях за различными государственными услугами в области лесных отношений) в 2019 году. При этом, в отдельных организациях, самостоятельно осуществляющих сбор и обработку информации по курируемым направлениям работы, формируются обособленные базы данных основных сведений о лесах, создаются портальные и геопортальные сервисы визуализации отраслевой информации. Получаемая информация имеет разрозненный характер, что приводит к трудностям в процессе ее обработки и интеграции.
Таблица П1 Информация по оказанию/исполнению государственных услуг/функций в области лесных отношений
N |
Наименование государственной услуг (функции) |
Регламентное время предоставления государственной услуги (исполнения функции), дней |
Количество обращений за 2019 год |
1. |
Рассмотрение ходатайств о переводе земель из одной категории в другую |
60 |
213 |
2. |
Согласование документации по планировке территории |
30 |
119 |
3. |
Рассмотрение проектов схем территориального планирования, генеральных планов и подготовка заключений в пределах своей компетенции |
30 |
1003 |
4. |
Принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам |
30 |
182 |
5. |
Рассмотрение проектов лесных планов субъектов Российской Федерации и направление заключений на них |
30 |
63 |
6. |
Согласование заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов |
10 |
43 |
7. |
Согласование сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации |
15 |
83 |
8. |
Согласование актов лесопатологического обследования |
5 |
30000 |
9. |
Осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений |
>90 |
1285 |
10. |
Прием деклараций и отчетов об использовании лесов или отказ в приеме |
3 |
904000 |
11. |
Прием деклараций о сделках с древесиной |
5 |
759000 |
12. |
Прием информации о древесине ценных пород |
3 |
657000 |
13. |
Прием электронных сопроводительных документов на транспортировку древесины, актов приёма/списания древесины, иных первичных учётных документов по всем видам мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Реестр мест складирования древесины. |
1-30 |
6000000 |
ФГИС ЛК должна стать мощным инструментом для обеспечения непрерывности использования и воспроизводства лесного фонда Российской Федерации.
ФГИС ЛК обеспечит возможность получения, обработки, хранения и использования информации о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, об их использовании, охране, защите и воспроизводстве, что позволит:
повысить контроль за достоверностью и согласованностью данных из разных источников для принятия управленческих решений;
повысить точность планирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
повысить эффективность контроля исполнения планов и обеспечения оценки эффективности реализации мероприятий;
повысить точность и оперативность предоставления информации федеральным ведомствам, организациям и гражданам;
оптимизировать информационные потоки в лесной отрасли, сократить временные затраты на получение и обмен информацией, повысить качество и доступность государственных услуг лесной отрасли;
увеличить объем денежных средств, поступающих в бюджет, за счет повышения достоверности данных и принятия более эффективных управленческих решений на их основе;
исключить бумажный документооборот и сократить сроки исполнения поручений, включая рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, государственную инвентаризацию лесов, обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре;
повысить обоснованность и правомерность принятия управленческих решений федерального и регионального уровней;
повысить прозрачность рынка лесной отрасли;
повысить актуальность данных о лесах.
3. Планируемые мероприятия по информатизации, учитываемые во ФГИС координации информатизации в рамках создания ФГИС ЛК
1. Мероприятие по созданию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК).
2. Мероприятие по наследованию ФГИС ЛК функций Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включение ЛесЕГАИС в состав ФГИС ЛК в качестве подсистемы.
3. Мероприятие по наследованию ФГИС ЛК функций информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров (ИСДМ-Рослесхоз) с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включение ИСДМ-Рослесхоз в состав ФГИС ЛК в качестве подсистемы.
4. Мероприятие по наследованию ФГИС ЛК функций автоматизированной информационной системы "Государственный лесной реестр" (АИС ГЛР) с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включение АИС ГЛР в состав ФГИС ЛК в качестве подсистемы.
5. Мероприятие по наследованию ФГИС ЛК функций информационно-аналитической системы "Лесное семеноводство" (ИАС "Лесное семеноводство") с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включение ИАС "Лесное семеноводство" в состав ФГИС ЛК в качестве подсистемы.
6. Мероприятие по наследованию ФГИС ЛК функций информационно-аналитической системы "Государственный лесопатологический мониторинг-контроль" (ИАС "ГЛПМ-контроль") с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включение ИАС "ГЛПМ-контроль" в состав ФГИС ЛК в качестве подсистемы.
7. Мероприятие по эксплуатации ФГИС ЛК по результатам мероприятий по ее внедрению.
При этом коррекция состава объектов ФГИС ЛК во ФГИС КИ будет произведена по результатам нормативных актов о приемке Системы в промышленную эксплуатацию.
Создание ФГИС ЛК потребует внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты, изданные в его развитие, а также издание новых нормативных правовых актов.
Реализация указанных мероприятий планируется в 2021-2023 годах, при этом потребность в финансировании (включая доработку и эксплуатацию в 2024 году) предлагается обеспечивать за счет государственного бюджета. Планируемый объем затрат на создание Системы приведен в таблице П2.
Таблица П2 Планируемый объем затрат на создание ФГИС ЛК 2022-2024 гг.
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Годы |
Итого |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 (доработка и эксплуатация) |
|||
Создание ФГИС ЛК |
млн рублей |
350 |
3 320 |
2 005 |
1 200 |
6 875 |
Таким образом, потребность в финансировании составляет 6,875 млрд рублей.
В целом создание ФГИС ЛК позволит обеспечить:
1. Создание единой достоверной цифровой базы данных о лесах Российской Федерации, включая цифровизацию ретроспективных материалов. Упорядочивание и взаимоувязывание имеющейся и создаваемой информации о лесной отрасли, повышение достоверности данных.
2. Максимальное обеспечение потребностей пользователей регионального и федеральных уровней в создании и использовании информации о лесе.
3. Сокращение временных и трудовых затрат за счет перевода процессов лесной отрасли на электронный документооборот. Повышение уровня автоматизации технологических процессов обработки информации в лесной отрасли.
4. Обеспечение прозрачности осуществления заключаемых договоров и сделок в области лесных отношений, включая (в перспективе) договоры во всех направлениях лесных отношений, включая охрану, защиту, воспроизводство лесов.
5. Расширение зоны дистанционного мониторинга за осуществляемыми мероприятиями по охране, защите, воспроизводству лесов.
6. Обеспечение возможности учета и процессуального сопровождения административных правонарушений в области лесных отношений с использованием Системы.
7. Консолидация максимально полной актуальной сопоставимой информации о лесной отрасли по всем направлениям деятельности.
8. Повышение технического уровня оказания государственных услуг.
4. Цели и критерии создания Системы. Сведения о повышении эффективности исполнения функций Федерального агентства лесного хозяйства
Ключевые цели создания ФГИС ЛК изложены в разделе IV настоящей концепции.
Критериями эффективности внедрения ФГИС ЛК, отражающими качество обеспечения всех уровней пользователей первичной, оперативной и аналитической информацией являются:
функционирование централизованной базы данных, централизованной базы отраслевых нормативов и справочников для автоматизированного обеспечения участников информационного процесса реализации государственной программы оперативной актуальной информацией для выработки решений, а также обеспечения внутриотраслевого информационного обмена;
минимизация ручного ввода данных в используемые подсистемы (что повышает риски технических ошибок, противоречий и искажений);
наличие средств аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации;
обеспечение единства организационных и программно-технических решений, нормативно-справочной информации;
обеспечение функциональных подсистем интеграционными механизмами и инструментами миграции сведений между подсистемами, адаптивность к новым видам сведений, обменным форматам и новым участникам обмена данными.
Вклад ФГИС ЛК в достижение прогнозируемых финансовых и экономических выгод ожидается по следующим направлениям:
придание юридической значимости введенным данным;
интеграция торговых площадок с Системой - реализация функции одного окна:
от аренды лесных участков до торговли древесиной/пиломатериалами;
мониторинг ведения договоров купли-продажи древесины и/или пиломатериалов и ведения договоров комиссии с возможностью определения количественных показателей при продаже древесины;
внедрение и использование электронного сопроводительного документа (ЭСД), а также учет мест складирования/переработки древесины;
реализация координационно-аналитического места руководителя.
Сведения об оценке повышения эффективности исполнения государственных услуг Рослесхоза по результатам создания ФГИС ЛК представлены в приложении 4.
Эффективность исполнения функций и решения задач при реализации полномочий Рослесхоза планируется контролировать с помощью следующих показателей:
- доля обращений заявителей для получения государственной услуги в электронном виде от общего количества;
- доля результатов предоставления государственной услуги заявителю исключительно в электронном виде, от общего количества результатов;
- регламентное время предоставления государственной услуги;
- сокращение трудоемкости предоставления государственной услуги;
- сокращение издержек заявителя при получении государственной услуги;
- подача заявления без личного посещения ведомства;
- проактивное предоставление услуги;
- экстерриториальный принцип предоставления государственной услуги;
- автоматическое принятие решения без участия человека при предоставлении государственной услуги;
- результат государственной услуги в электронном виде является электронным юридически значимым документом;
- результат предоставления государственной услуги заносится в реестр юридически значимых записей;
- уровень удовлетворенности качеством государственной услуги;
- обращения заявителей на Едином портале государственных услуг для получения государственной услуги в электронном виде;
- результат предоставления государственной услуги заявителю в электронном виде на Едином портале государственных услуг.
Перечень показателей повышения эффективности исполнения функций и решения задач, реализации полномочий Рослесхоза, их исходные и плановые значения, а также методика их расчета утверждены Ведомственной программой.
С целью выявления и внедрения тех инициатив, которые могут быстро реализовать выгоды и сохранить темп движения, с учетом практики внедрения новых процессов и процедур при цифровизации бюджетных организаций в других отраслях экономики, Федеральным агентством лесного хозяйства предлагается внедрение практики быстрых достижений в процессе реализации Проекта. Быстрые достижения должны реализовываться за счет реорганизации неэффективных элементов процесса, которые являются очевидными и требуют минимальных ресурсов для проведения изменений. По определению, такие инициативы связаны со стратегическими целями Проекта для достижения успеха на ранних стадиях, чтобы участники почувствовали выгоды от автоматизации деловых процессов. Предлагаемый план быстрых достижений при создании ФГИС ЛК приведен в приложении 1 к настоящему обоснованию.
4.1. Соответствие мероприятий по созданию ФГИС ЛК приоритетным направлениям использования и развития информационно-коммуникационных технологий
По приоритетному направлению N 1 "Использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами": при создании ФГИС ЛК в части оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций планируются мероприятия по оптимизации информационных потоков в лесной отрасли, сокращения временных затрат на получение и обмен информацией за счет стандартизации интеграционных механизмов и инструментов миграции сведений между информационными системами.
По приоритетному направлению N 3. "Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения": возможность использования решений российских производителей в части информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения" будет рассмотрена на этапе технорабочего проектирования Системы. На данный момент планируется использование общесистемного программного обеспечения (СУБД Postgres Pro, peг. N 104 в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), решение уполномоченного органа: приказ Минкомсвязи России от 18.03.2016), а также специализированных решений в области лесного хозяйства, находящихся на стадии подачи заявок в Реестр (Программный комплекс КТ(СЛП), свидетельство о регистрации N 2017612658 в реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных Роспатента; Программный комплекс "Есаул", свидетельство о регистрации N 2013611186 в реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных Роспатента).
По приоритетному направлению N 4. "Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами": планируется проведение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", включая следующие базовые мероприятия: регламентация жизненного цикла информации; анализ существующих уязвимостей; организация защищенных каналов связи для взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала с Системой; создание системы защиты информации ФГИС ЛК; аттестация ФГИС ЛК по требованиям Закона N 149-ФЗ; обеспечение защищенного взаимодействия со смежными ФГИС через СМЭВ; формирование требований к интеграции ФГИС ЛК с региональными информационными системами (далее - РИС) в части обеспечения условий для реализации защищенного взаимодействия; иерархическое взаимодействие с прочими РИС через специализированный шлюз безопасности; обеспечение требуемого уровня защищенности персональных данных.
По приоритетному направлению N 5. "Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных": по результатам создания инструментов анализа цифровых данных в области лесных отношений планируется создание единого ресурса, содержащего консолидированные открытые данные, содержащиеся в настоящий момент в планируемых к интеграции информационных системах, предназначенных для автоматизации полномочий и функций Федерального агентства лесного хозяйства, а также результатов аналитической обработки и визуализации открытых данных. По результатам выполнения мероприятий по приоритетному направлению N 4 планируется также обеспечить высокую степень доступности и целостности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных. Показатель доступности Системы в режиме промышленной эксплуатации должен соответствовать требованиям приказа ФСТЭК от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" для систем с классом защиты "К1" (2РИ.14).
4.2. Сведения о включении в НФАП программ для ЭВМ, разработанных в результате реализации Проекта
В случае получения в результате реализации Проекта уникальных программно-технических решений, после ввода в эксплуатацию Системы указанные решения будут размещены в Национальном фонде алгоритмов и программ (НФАП), что обеспечит возможность использования полученных наработок другими госорганами и бюджетными организациями, снизив расходы на использование информационно-коммуникационных технологий.
4.3. Сведения о возможности повторного использования программ, находящихся в НФАП при реализации Проекта
Анализ перечня решений, помещённых в НФАП, показал, что Национальный фонд алгоритмов и программ не содержит программно-технических решений в части информационных систем специальной деятельности, предназначенных для автоматизации специфических полномочий и функций Федерального агентства лесного хозяйства, за исключением решений, созданных для реализации полномочий самого Федерального агентства лесного хозяйства. Возможность использования таких решений будет рассмотрена на этапе технорабочего проектирования. Использование прочих решений, находящихся в НФАП, в данный момент не представляется возможным.
4.4. Сведения о функциях и задачах создаваемой Системы
Ключевые функции, выполняемые Системой, взаимосвязи компонентов Системы определены в разделе VI настоящей концепции. Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к Системе изложены в разделе V настоящей концепции.
5. Ожидаемые результаты создания Системы
Создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, что предполагает проведение фаз жизненного цикла информационных систем (с учетом затрат на управление реализацией во всех фазах проекта по созданию и внедрению Системы), описанных в разделе IX. "Механизмы и этапы создания ФГИС ЛК" Концепции:
- фаза разработки программного продукта, включающая исследования, анализ задач, проектирование, разработку и отладку программного обеспечения проекта;
- фаза внедрения, включающая создание инфраструктуры, испытания, опытную эксплуатацию, ввод в промышленную эксплуатацию.
Предлагаемый подход позволяет оценить стоимость создания ФГИС ЛК как сумму расходов на создание программного продукта и ввод системы в промышленную эксплуатацию. При расчете стоимости ФГИС ЛК как информационной системы необходимо оценивать затраты на разработку программного продукта, затраты на внедрение поэтапно.
С учетом особенностей ФГИС ЛК планируется проведение следующих этапов создания Системы:
1. Проведение предпроектного обследования. Аудит и оптимизация действующих рабочих процессов Федерального агентства лесного хозяйства, территориальных органов и подведомственных организаций с последующим моделированием и оптимизацией процессов для проведения цифровой трансформации. Проведение предпроектных работ по отработке информационного обеспечения Системы.
2. Создание программных компонентов ФГИС ЛК (проектирование, адаптация существующих и разработка новых подсистем, включая подсистему защиты информации, хранилища информационных ресурсов и Системы в целом). Создание СГК и инфраструктуры Системы. Создание и отработка прототипа Системы (эскизный проект).
Разработка прикладного программного обеспечения Системы (технический проект). Комплектация Системы необходимыми техническими общесистемными и специальными программными решениями. Монтаж программно-аппаратной платформы ФГИС ЛК (создание ЦОД и их подключение к узлам магистральных телекоммуникационных сетей*).
3. Внедрение ФГИС ЛК (Пусконаладочные работы, опытная эксплуатация, обучение пользователей, государственные испытания, аттестация Системы и перевод системы в промышленную эксплуатацию). По результатам ввода Системы в промышленную эксплуатацию - вывод из эксплуатации ряда информационных систем, вошедших в состав Системы в случае неприменимости ранее разработанных решений и эксплуатируемых систем для новой платформы.
Сопоставление с существующими информационными системами и ресурсами:
ФГИС ЛК обеспечит централизацию функционала существующих информационных систем, в том числе:
- Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС),
- информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров (ИСДМ-Рослесхоз),
- автоматизированная информационная система "Государственный лесной реестр" (на базе пилотных разработок Федерального агентства лесного хозяйства), информационно-аналитическая система "Защита лесов", сводные планы тушения лесных пожаров субъектов Российской Федерации,
- аналитическая система "Государственный лесопатологический мониторинг - контроль" (на базе пилотных разработок Федерального агентства лесного хозяйства),
- аналитическая система "Лесное семеноводство" (на базе пилотных разработок Федерального агентства лесного хозяйства),
- автоматизированная информационная система лесопатологических обследований (включающая сведения об актах лесопатологического обследования), данные о движении лесовозной техники (с использованием ГЛОНАСС) и перевозке древесины (грузов).
6. Планируемый состав работ по организации запуска и контроля Проекта
Основным организационным механизмом управления реализацией проекта является образование органа управления проектами цифровой трансформации Рослесхоза, состоящего из участников проектов цифровой трансформации, в том числе проектного офиса и службы технического заказчика.
Основными задачами органа управления проектами цифровой трансформации Рослесхоза являются:
- формирование технических и функциональных требований и разработка концепции Системы;
- разработка предложений по нормативному обеспечению создания Системы;
- подготовка предложений по процедурам для реализации мероприятий по созданию Системы;
- координация проводимых работ по созданию Системы;
- участие в приемке работ по созданию отдельных компонентов и Системы в целом;
- координация работ по вводу Системы в эксплуатацию.
Реализация предлагаемой структуры обусловлена несколькими факторами:
- потребностью создания эффективного инструмента управления Проектом, позволяющего оперативно собирать информацию о реализации работ, обеспечивать качественный анализ и дальнейшее использование результатов исполнения, планирование новых задач;
- потребностью повышения качества принимаемых решений за счет внедрения современных технологий управления;
- потребностью формирования единой информационной среды проектной деятельности;
- потребностью организации взаимодействия участников Проекта, в том числе географически удалённых, за счет внедрения современных технологий управления.
В целях успешного выполнения Проекта, реализуемого в составе отдельных проектов цифровой трансформации Рослесхоза, планируется создать службу технического заказчика на базе одного из подведомственных учреждений Федерального агентства лесного хозяйства.
Организационным этапом Проекта является составление Плана проекта и установление контроля его исполнения. План проекта составляется для согласования его объема, стоимости и длительности, а также для контроля выполнения Проекта.
План проекта представляет из себя детально проработанный комплекс плановых документов и содержит:
- описание целей и задач проекта, основных результатов проекта и его этапов;
- перечень руководящих документов, используемых при выполнении и сдаче/приемке работ по проекту;
- подробный интегрированный график реализации проекта, включающий перечень выполняемых работ с указанием их продолжительности и с учетом их взаимозависимости;
- перечень и содержание отчетных материалов проекта;
- описание организационной структуры проекта, включая перечень ролей, выполняемых в Проекте специалистами Исполнителя/субподрядчика;
- описание специфических ресурсов и оборудования, предоставляемых Заказчиком, и график их предоставления;
- описание регламентов и процедур управления проектом;
- описание правил и порядка документирования проекта.
Основой для разработки Плана проекта являются перечень нормативной документации, функциональных и нефункциональных требований Заказчика, сведения о предоставляемых финансовых, кадровых и материальных ресурсах.
В течение всего жизненного цикла Проекта осуществляется внутренний контроль задач проекта. В ходе Проекта осуществляются входной, текущий и окончательный контроль работ, продукции, услуг. Выявленные в результате проведенного контроля несоответствия идентифицируются и регистрируются в соответствии с правилами, приведенными в соответствующих процедурах. Окончательный контроль Системы и проектной документации осуществляется в процессе приемо-сдаточных мероприятий, а также при рассмотрении и согласовании отчетных документов проекта.
Перевод Системы в промышленную эксплуатацию осуществляется поэтапно в соответствии с утвержденными процедурами Заказчика и завершается подписанием Приказа о вводе в промышленную эксплуатацию.
Оценка затрат на управление реализацией Проекта приведена в п. 5 настоящего обоснования.
7. Планируемый поэтапный состав работ по созданию ФГИС ЛК и ожидаемые результаты
Работы по созданию Системы предлагается разбить на 3 этапа:
1 Этап
В 2021 году планируется провести обследование (аудит) действующей системы сбора информации о лесах, управлении лесным хозяйством и разработать полный набор функциональных, технических и иных требований к ФГИС ЛК. В указанные работы в том числе включается разработка, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) - этап разработки документации на систему и ее части по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676. Данный этап включает в себя:
1. Проведение аудита всех рабочих процессов управления лесным хозяйством.
2. Подготовка, разработка и моделирование всех текущих процессов лесоуправления и лесного комплекса Российской Федерации.
3. Формирование и проработка функциональных, технических и иных требований и элементов существующей концепции управления лесным хозяйством.
4. Оптимизация текущей модели рабочих процессов с учётом требований цифровой трансформации улучшения качества обслуживания граждан.
5. Проведение работ по проектированию решений в рамках доработки существующих информационных систем ("ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз", ИАС "ГЛПМ-контроль") в целях их использования во ФГИС ЛК в качестве отраслевых сегментов, либо подсистем (моделирование рабочих процессов, проработка дополнительных требований, создание прототипов в рамках реализации плана быстрых достижений).
6. Разработка актуализированной концепции. Формирование технического задания на Систему, ЧТЗ на подсистемы, проекта архитектуры ФГИС ЛК.
7. Формирование требований на разработку регламентов рабочих процессов, а также проектов соглашений об информационном взаимодействии с прочими системами при функционировании ФГИС ЛК.
8. Проработка информационного обеспечения Системы, в том числе в части обеспечения информационного взаимодействия со смежными информационными системами и информационными системами иных ведомств.
9. Разработка концепции информационной безопасности, системы защиты информации ФГИС ЛК.
10. Разработка проектно-сметной документации для создания ФГИС ЛК.
Ожидаемые результаты:
- Подготовленные аудиторские заключения по результатам аудита рабочих процессов. Подготовленные утвержденные решения по совершенствованию системы информационного обеспечения Системы, включая решения по созданию единой цифровой картографической основы ведения лесного хозяйства, решения по обеспечению информационного взаимодействия со смежными информационными системами и информационными системами иных ведомств.
- Разработаны документы на создание программных компонентов ФГИС ЛК (концепция, ТЗ на создание Системы, ЧТЗ на подсистемы, проект архитектуры Системы, ТЗ на создание регламентов рабочих процессов и проектов соглашений об информационном взаимодействии, концепция информационной безопасности); Утвержден вариант переноса ретроспективных данных (преобразование структур данных; агрегирование данных; очистка данных); Разработанное ЧТЗ на средства защиты информации Системы.
- Проработаны решения по доработке ИС "ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз", ИАС "ГЛПМ-контроль" в целях их использования во ФГИС ЛК в качестве отраслевых сегментов, либо подсистем. Созданы прототипы в рамках реализации плана быстрых достижений.
- Разработана проектно-сметная документация на Систему в составе: спецификация оборудования; локальный сметный расчёт; перечень заданий на разработку программных и технических средств.
2 Этап
В течение 2022, части 2023 годов планируется реализация эскизного и технического проектов ФГИС ЛК, включая инженерную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. В указанные работы в том числе включается разработка, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, а также разработка программного обеспечения системы, выбор и адаптация приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификация разработанного программного обеспечения системы и средств защиты информации по требованиям безопасности информации - этапы разработки рабочей документации на систему и ее части и разработки или адаптации программного обеспечения по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676. Данный этап включает в себя:
1. Создание инфраструктуры Системы и инфраструктурных сервисов, стенда главного конструктора (технические средства, межсетевые экраны, каналы связи, VPN).
2. Выполнение работ по реализации решений в рамках доработки существующих информационных систем ("ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз", ИАС "ГЛПМ-контроль") в целях их использования в Системе в качестве отраслевых сегментов, либо подсистем в рамках реализации плана быстрых достижений.
3. Создание прототипа Системы (эскизный проект), проведение предварительных испытаний, включая:
3.1. Создание полнофункциональных прототипов: модуля надзора/контроля, модуля ведения Государственного лесного реестра в электронной форме на федеральном уровне, включая, но не ограничиваясь следующим функционалом:
3.1.1. Создание прототипа модуля анализа данных дистанционного зондирования Земли.
3.1.2. Создание в Системе прототипа координационно-аналитического места руководителя.
4. Разработка прикладного программного обеспечения подсистем и Системы в целом, включая подсистему защиты информации (технический проект). Разработка рабочей документации на Систему и ее части.
5. Разработка регламентов рабочих процессов, мероприятий по защите информации, а также проектов соглашений об информационном взаимодействии с прочими системами. Апробирование процедур переноса и ETL-преобразования ретроспективных данных (преобразование структур данных; агрегирование данных; очистка данных).
6. Создание программно-аппаратного комплекса ФГИС ЛК.
Ожидаемые результаты:
- Созданы: инфраструктура Системы и инфраструктурные сервисы (базовые сетевые службы, служба хранения файловых ресурсов, шина данных, СУБД); стенд главного конструктора.
- Создан прототип Системы; проведены предварительные испытания прототипа Системы; подготовлен протокол предварительных испытаний.
- Разработаны регламенты рабочих процессов, а также проекты соглашений об информационном взаимодействии с прочими системами.
- Завершена реализация технического проекта Системы, подготовлены документы, содержащие окончательные проектные решения по Системе.
- Завершено создание центра обработки данных ФГИС ЛК.
- Проведена отработка на прототипах функциональных блоков, следующих бизнес-процессов Системы:
- подача лесных деклараций и отчетов об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов (исключительно в электронном виде);
- отражение на общедоступной онлайн-карте лесов России всех лесохозяйственных мероприятий, занесенных в Систему;
- оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства через единый портал государственных услуг или региональные порталы государственных услуг (2/3 заявок от общего числа).
3 Этап
В 2023 году планируется проведение пусконаладочных работ программно-аппаратного комплекса ФГИС ЛК, проведение опытной эксплуатации и приемочных испытаний. В указанные работы в том числе включается автономная наладка технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузка информации в ее базу данных, комплексная наладка технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации, проведение предварительных испытаний, проведение опытной эксплуатации, проведение приемочных испытаний - этапы пусконаладочных работ, проведение опытной эксплуатации системы, проведение приемочных испытаний системы по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676. Данный этап включает в себя:
1. Проведение пусконаладочных работ.
2. Аттестация Системы по требованиям информационной безопасности.
3. Обучение пользователей пилотного региона навыкам работы в Системе.
4. Опытная эксплуатация ФГИС ЛК в пилотном регионе.
5. Устранение выявленных недостатков по итогам опытной эксплуатации в пилотном регионе.
6. Ввод и ETL-преобразования ретроспективных данных в Систему по регионам. Подготовка кадров для обеспечения эксплуатации Системы. Подтверждение аттестата соответствия подсистем ФГИС ЛК требованиям информационной безопасности. Проведение аттестационных испытаний Системы на соответствие требованиям безопасности информации. Опытная эксплуатация во всех регионах.
7. Государственные приемочные испытания ФГИС ЛК. Проведение мероприятий по переводу Системы в промышленную эксплуатацию. Организация работы служб сопровождения и технической поддержки ФГИС ЛК.
Ожидаемые результаты:
- Завершены пусконаладочные работы на промышленном контуре ФГИС ЛК.
- Проведена опытная эксплуатация ФГИС ЛК в пилотном регионе. Подготовлен и утвержден акт о проведении опытной эксплуатации в пилотном регионе.
- Проведены мероприятия по вводу и ETL-преобразованию ретроспективных данных в Систему по регионам. Выпущены протоколы загрузки данных в Систему по регионам. Подготовлены кадры для обеспечения эксплуатации Системы.
- Проведены мероприятия по подтверждению аттестата соответствия подсистем ФГИС ЛК; проведены аттестационные мероприятия на соответствие системы в целом требованиям информационной безопасности.
- Проведена опытная эксплуатация ФГИС ЛК во всех регионах. Подготовлен и утвержден акт о проведении Опытной эксплуатации Системы.
- Проведены Государственные приемочные испытания ФГИС ЛК. Подготовлены и утверждены протоколы и акт приемочных испытаний.
- Выпущен приказ о вводе Системы в промышленную эксплуатацию. Проведены мероприятия по переводу Системы в промышленную эксплуатацию. Организована работа служб сопровождения и технической поддержки ФГИС ЛК.
В рамках обеспечения открытости и доступности информации, введен в промышленную эксплуатацию общедоступный онлайн-ресурс о лесах и лесохозяйственных мероприятиях для граждан.
В 2024 году планируется функционирование Системы в режиме промышленной эксплуатации, для чего необходимо обеспечение полномасштабного обслуживания Системы, включая программно-технические средства Системы, обеспечение информационной безопасности, поддержка внутренних пользователей Системы, организация и функционирование службы поддержки внешних пользователей. По результатам комплексной отладки подсистем в режиме промышленной эксплуатации возникает необходимость корректировки нормативно-правовой базы Системы, а также исправление ошибок и недоработок ее программно-аппаратного комплекса. Таким образом, в 2024 году необходимо обеспечить:
1. Полномасштабное сопровождение и техническую поддержку ФГИС ЛК в 2024 году.
2. Поддержку внутренних пользователей Системы.
3. Организацию и функционирование службы поддержки внешних пользователей.
4. Доумощнение ПАК ФГИС ЛК.
5. Доработку Системы по результатам комплексной отладки и корректировки HПA.
8. Ожидаемые затраты на создание Системы
Расчет плановых затрат производился исходя из состава мероприятий, обеспечивающих реализацию Проекта:
1. Затрат на оплату труда и начисления по оплате труда по направлениям:
1.1. Обследование, проектирование, разработка, ввод в эксплуатацию Системы;
1.2. Управление реализацией Проекта (проектный офис);
2. Материальных расходов в обеспечение выполнения работ.
Расчет затрат на оплату труда и начислений по оплате труда
Расчет затрат на оплату труда при выполнении работ по созданию ФГИС ЛК в 2021-2023 годах и поддержку (включая доработку по результатам комплексной отладки и корректировки НПА) Системы в 2024 году производится затратным методом путем определения стоимости трудозатрат с учетом накладных расходов, страховых взносов и плановой рентабельности.
Исследование по определению стоимости работ по созданию и внедрению Системы осуществлялось с учетом требований следующих нормативно-правовых актов: Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); ГОСТ 24.202-80 "Требования к содержанию документа "Технико-экономическое обоснование создания АСУ"; Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации). В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2017 N 24-01-09/58179 Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи и не носят нормативного характера. Стоимость работ, в соответствии с Методическими рекомендациями определяется и обосновывается посредством применения одного или нескольких методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Для обоснования требуемых затрат были проанализированы все перечисленные методы, а также определена возможность их использования.
1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении стоимости работ на основании информации о рыночных ценах идентичных работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных работ, услуг.
Расчет стоимости работ по созданию сложной, территориально-распределенной информационной системы на протяжении нескольких лет, связывающей в единый контур большое количество разнородных объектов методом анализа рынка, имеет крайне низкую достоверность ввиду значительного колебания цен на услуги, как в зависимости от квалификации исполнителей, так и в результате применения соискателями порочной практики выполнения работ по искусственно заниженным ценам ради создания задела для неконкурентного получения последующих заказов (демпинга). При этом сам метод, в данном случае, не рассчитан на выявление зависимостей рассчитанной цены от требований по использованию высококвалифицированных кадров, или наличию у претендентов опыта успешной работы по сложным (уникальным) проектам по созданию информационных систем.
2. Нормативный метод заключается в расчете затрат на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Работы по созданию информационной системы не подлежат нормированию в сфере закупок.
3. Тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию. Цена на работы по созданию информационной системы не подлежит государственному регулированию.
4. Проектно-сметный метод, заключается в определении затрат на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ. Данный метод не применяется при обосновании затрат на создание информационных систем.
По результатам анализа применен затратный метод ввиду невозможности применения иных методов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Методическими рекомендациями. В расчетах использовался метод оценки трудозатрат, используемых при планировании и постановке задач на разработку информационных систем с использованием, на некоторых этапах расчета, методики экспертных оценок. Отдельные работы формировались путем последовательной декомпозиции исходной задачи до уровня, позволяющего сформировать необходимую экспертную оценку.
Таким образом, при расчете стоимости информационной системы поэтапно оценивались затраты на разработку программного продукта и затраты на его внедрение.
При этом используется формула:
PR = (С + Oh + Sn + Pf) * (1 + VAT), где:
С - объем затрат на оплату труда по всем работам, в руб.;
Oh - накладные расходы;
Sn - страховые взносы;
Pf - плановая рентабельность;
VAT - НДС;
При расчете объема затрат на оплату труда по всем работам в составе Проекта используется формула:
,
где:
- норма затрат труда по i-той работе (количество специалистов);
- период выполнения работ (количество месяцев);
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по i-той работе, руб. (в зависимости от вида экономической деятельности).
Перечень работ в составе Проекта приведен в п. 2 настоящего обоснования. Работы выстроены в соответствии со стадиями создания государственных информационных систем (далее - ГИС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676, а также в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57193-2016 (ISO/IEC/IEEE 15288:2015, NEQ) "Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем" ("Systems and software engineering. System life cycle processes").
Расчет трудоемкости выполнения работ
Для оценки трудоемкости работ по п. 1.1 (Обследование, проектирование, разработка, ввод в эксплуатацию Системы) применена конструктивная модель стоимости СОСОМО II (модель издержек разработки) Барри Боэма. Оценка масштаба программного продукта производится в терминах Lines of code - LOC, задающих оценку количества операторов в тыс. условных строк кода.
Уравнение расчета трудоемкости для постархитектурной модели базируется на установленной нелинейной зависимости трудоемкости от оценки объема программного продукта с учетом доли влияния масштабирующих факторов в значении степени регрессионного уравнения и множительных факторов, непосредственно изменяющих трудоемкость. Длительность разработки нелинейно зависит от трудозатрат. Расчет производился численным методом с помощью программного обеспечения Центра системного и программного инжиниринга Университета Южной Каролины (USC Center for Systems and Software Engineering) методом оценки LOC для детализированного уровня. Полученные результаты сведены в таблицу П3.
Таблица П3 Оценка трудоемкости мероприятий по созданию ФГИС ЛК
N |
Работы |
Трудоемкость выполнения работ (чел./мес.) |
1 |
Исследования вариантов построения Системы (включает этап разработки документации на систему и ее части по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676). |
912 (2021 год) |
1.1 |
Аудит, моделирование и оптимизация действующих рабочих процессов управления лесным хозяйством. Формирование и проработка требований к Системе. Разработка концепции Системы, концепции ИБ, требований к разработке регламентов рабочих процессов. Формирование ТЗ на Систему, ЧТЗ на подсистемы. Отработка вариантов переноса ретроспективных данных в Систему. Разработка проектно-сметной документации. |
|
1.2 |
Проведение работ по отработке информационного обеспечения Системы в части создания цифровой картографической основы, обеспечение информационного взаимодействия со смежными информационными системами и информационными системами иных ведомств. |
|
1.3 |
Проведение работ по доработке существующих информационных систем ("ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз", ИАС "ГЛПМ-контроль") в целях их использования во ФГИС ЛК в качестве отраслевых сегментов, либо подсистем (моделирование рабочих процессов, проработка дополнительных требований, создание прототипов в рамках реализации плана быстрых достижений). |
|
2 |
Проектирование и разработка предварительных и окончательных проектных решений (включает этапы разработки рабочей документации на систему и ее части и разработки или адаптации программного обеспечения по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676). |
7750 (2022-2023 гг.) |
2.1 |
Проектирование инфраструктуры Системы и инфраструктурных сервисов, стенда главного конструктора. Укомплектование стенда главного конструктора необходимыми программно-техническими средствами. Выбор и апробация технологий на стенде главного конструктора. |
|
2.2 |
Создание прототипа Системы (эскизный проект). Доработка прототипа на СГК. Обучение пользователей пилотного региона. Проектирование ЦОД Системы. Комплектация Системы необходимыми программными и техническими решениями. Закупка лицензий, серверного оборудования ЦОД, резервированных систем хранения данных, средств обеспечения безопасности. Апробация переноса и ETL-преобразования ретроспективных данных в Систему. |
|
2.3 |
Разработка прикладного ПО Системы (технический проект). Разработка рабочей документации на Систему и ее части, включая ОРД по обеспечению безопасности информации. Разработка регламентов рабочих процессов, а также проектов соглашений об информационном взаимодействии с прочими системами. |
|
2.4 |
Доработка существующих информационных систем ("ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз", ИАС "ГЛПМ-контроль") в целях их использования во ФГИС ЛК в качестве отраслевых сегментов, либо подсистем в рамках реализации плана быстрых достижений. |
|
3 |
Пусконаладочные работы, опытная эксплуатация. Приемочные испытания. Ввод в промышленную эксплуатацию. Организация работы служб сопровождения и технической поддержки (включает этапы пусконаладочных работ, проведение опытной эксплуатации системы, проведение приемочных испытаний системы по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676). |
1778 (2023 год) |
3.1 |
Проведение пусконаладочных работ на промышленном контуре, включая установку и настройку систем безопасности информации. Обучение пользователей. |
|
3.2 |
Проведение опытной эксплуатации в пилотном регионе и во всех регионах. Проведение аттестационных испытаний Системы на соответствие требованиям безопасности информации. |
|
3.3 |
Ввод и ETL-преобразования ретроспективных данных в Систему. |
|
3.4 |
Проведение приемочных испытаний. |
|
3.5 |
Перевод Системы в промышленную эксплуатацию (внедрение). |
|
4 |
Промышленная эксплуатация. Функционирование службы поддержки. Доумощнение и доработка Системы. |
2475 (2024 год) |
4.1 |
Обеспечение технической поддержки Системы, включая средства ИБ. Поддержка внутренних пользователей. |
|
4.2 |
Доработка Системы по результатам комплексной отладки в режиме ПЭ и корректировки НПА. |
|
4.3 |
Доумощнение ПАК ФГИС ЛК по результатам эксплуатации. |
|
4.4 |
Организация и функционирование службы поддержки внешних пользователей. |
|
Итого |
12 914,71 |
Описание и методика расчета трудозатрат приведены в приложении 2 к настоящему обоснованию.
В настоящем обосновании использованы сведения о размере среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника по г. Москве.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Сервис "Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) https://fedstat.ru/indicator/57824 за январь-июнь 2020 года), по состоянию на январь-апрель размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника в 2020 году по виду деятельности "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" по г. Москве составляет 155 046,7 рублей. Расчет затрат на оплату труда и начислений по оплате труда приведен в таблице П6 настоящего обоснования.
Расчет затрат на оплату труда по управлению реализацией проекта
Для оценки затрат по п. 1.2 (Управление реализацией проекта (проектный офис)) используется модель проектного офиса, отвечающего за управление реализацией Проекта с функционалом, представленным в таблице П4.
Таблица П4 Функциональные обязанности проектного офиса Системы с оценкой трудозатрат его функционирования в 2021-2024 гг.
Управление созданием Системы |
Трудоемкость выполнения работ (чел./мес.) |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Управление реализацией мероприятий по проектированию, разработке программного обеспечения Системы |
Формирование требований и разработка концепции Системы. Согласование концепции с заинтересованными сторонами. Организация процесса разработки архитектуры системы, руководство техническими проектами в части создания Системы, построение архитектуры программных систем, определение технических и программных требований к Системе. Управление реализацией разработок ПО Системы. Управление реализацией предварительного, комплексного, нагрузочного тестирования программного обеспечения Системы на правильность реализации алгоритмов и соответствие техническим и иным требованиям Заказчика. Организация процесса обеспечения бесперебойного функционирования, в том числе: Проведение анализа информации о сбоях в работе программного обеспечения Системы, связанных с ошибками информационных ресурсов и организация работ по их оперативному устранению. Организация консультативной помощи по вопросам функционирования Системы и используемым технологиям в рамках опытной эксплуатации и ввода в промышленную эксплуатацию. Организация анализа и исправления ошибок тестирования. Выработка решений о дальнейших работах по доработке Системы. Организация процесса разработки документации по установке, эксплуатации, поддержке разработанного программного обеспечения Системы. Управление реализацией доработок ПО Системы. Управление реализацией доумощнения КТС Системы. Организация процесса обновлений версии программного обеспечения по результатам устранения ошибок на этапах сопровождения (при необходимости). |
100 |
110 |
110 |
90 |
Расчет материальных расходов на обеспечение выполнения работ
Необходимым условием функционирования ФГИС ЛК является развертывание программно-аппаратного комплекса (далее - ПАК) Системы. Единовременные затраты на ПАК Системы состоят из средств на закупку и наладку СГК, сетевой инфраструктуры и инфраструктурных сервисов, средств информационной безопасности, ЦОД ФГИС ЛК. Комплекс работ по созданию КТС Системы, подразделяется на следующие виды:
- Разработка и утверждение спецификации СГК, сетевой инфраструктуры и инфраструктурных сервисов, ЦОД ФГИС ЛК (схема размещения программно-технических средств, лицензии, класс защищенности, регламенты функционирования, модель угроз).
- Закупка и установка оборудования СГК, сетевой инфраструктуры и инфраструктурных сервисов, ЦОД ФГИС ЛК (или заключение контракта на аренду вычислительных мощностей в ГЕОП).
- Расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на общесистемное и специальное программное обеспечение (операционной системы, баз данных и платформу для создания и управления web-серверами, поддерживающих работу с картографической и пространственной информацией).
Укомплектование ПАК Системы планируется провести:
2022 год - закупка оборудования для создания СГК, инфраструктуры, инфраструктурных сервисов.
2023 год - закупка оборудования для создания ЦОД Системы.
Для обоснования требуемых затрат на укомплектование ПАК Системы также применен затратный метод ввиду невозможности применения иных методов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Методическими рекомендациями. Обоснование применения затратного метода приведено в части расчета затрат на оплату труда и начислений по оплате труда настоящего раздела. Детализация расчета приведена в приложении 3 к настоящему обоснованию.
Таблица П5 Планируемый объем затрат на создание и развитие центра обработки данных Системы 2021-2024 гг.
N |
Наименование затрат |
Прогноз суммы затрат, тыс. рублей |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
1 |
Серверное оборудование доумощнения ПАК УИС и ПЛК для реализации плана "быстрых побед" |
38 846,15 |
- |
- |
- |
2 |
Серверное оборудование и комплектующие ЦОД ФГИС ЛК |
- |
340 125,00 |
437 325,00 |
- |
3 |
Программное обеспечение |
- |
61 100,00 |
61 100,00 |
- |
4 |
Интернет ДМЗ сегмент |
- |
199 215,00 |
199 215,00 |
- |
5 |
Расходные материалы |
- |
600,00 |
600,00 |
- |
6 |
Оборудование помещения, инженерные системы |
- |
72 037,00 |
70 991,00 |
- |
7 |
Оборудование и комплектующие для доумощнения ПАК ФГИС ЛК (по результатам комплексной отладки в режиме ПЭ) |
- |
- |
- |
80 000,00 |
|
* Приведённое значение индекса потребительских цен (ИПЦ) на 2020 г. |
104% |
108% |
112% |
117% |
|
Итого, тыс. руб. |
40 400,00 |
728 000,08 |
865 280,26 |
93 588,68 |
Скорректированный на величину ИПЦ результат оценки сметной стоимости выполнения работ по созданию центров обработки данных Системы в 2022-2023 годах, а также затрат на доумощнение программно-аппаратного комплекса унаследованных систем в целях реализации плана быстрых достижений в 2021 году и затрат на оборудование и комплектующие для доумощнения ПАК ФГИС ЛК по результатам комплексной отладки в рамках промышленной эксплуатации (2024 год) сведен в таблице П5.
Таблица П6. Расчет фонда оплаты труда (ФОТ), необходимого для выполнения работ по созданию, пусконаладочных работ ФГИС ЛК в 2021-2023 гг. и эксплуатации в 2024 г. затратным методом
N |
Работы |
Ставка с учетом ИПЦ |
Трудоемкость (чел./ |
ФОТ (тыс. руб.) |
Ставка с учетом ИПЦ (тыс. руб.) |
Трудоемкость (чел./ |
ФОТ (тыс. руб.) |
Ставка с учетом ИПЦ (тыс. руб.) |
Трудоемкость (чел./ |
ФОТ (тыс. руб.) |
Ставка с учетом ИПЦ (тыс. руб.) |
Трудоемкость (чел./ |
ФОТ (тыс. руб.) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||||||
1 |
Исследования вариантов построения Системы (включает этап разработки документации на систему и ее части по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676), в том числе: |
|
768 |
123 917,11 |
|
175 |
29 358,48 |
|
0 |
0,00 |
|
|
0,00 |
1.1 |
Аудит, моделирование и оптимизация действующих рабочих процессов управления лесным хозяйством. Формирование и проработка требований к Системе. Разработка концепции Системы, концепции ИБ, требований к разработке регламентов рабочих процессов. Формирование ТЗ на Систему, ЧТЗ на подсистемы. Отработка вариантов по переносу исторических данных в Систему. Разработка проектно-сметной документации. |
161 |
371 |
59 823,22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Проработка решений в части создания Публичной лесной карты. |
161 |
205 |
33 055,96 |
|
|
|
174 |
|
|
|
|
|
1.3 |
Проведение работ по доработке существующих информационных систем ("ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз", ИАС "ГЛПМ-контроль") в целях их использования во ФГИС ЛК в качестве отраслевых сегментов, либо подсистем (моделирование рабочих процессов, проработка дополнительных требований, создание прототипов в рамках реализации плана быстрых достижений). |
161 |
192 |
31 037,93 |
168 |
175 |
29 358,48 |
174 |
|
|
|
|
|
2 |
Проектирование и разработка предварительных и окончательных проектных решений (включает этапы разработки рабочей документации на систему и ее части и разработки или адаптации программного обеспечения по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676), в том числе: |
|
|
|
|
5 841 |
979 530,36 |
174 |
1 230 |
214 519,93 |
|
|
|
2.1 |
Проектирование инфраструктуры Системы и инфраструктурных сервисов, стенда главного конструктора. Укомплектование стенда главного конструктора необходимыми программно-техническими средствами. Выбор и апробация технологий на стенде главного конструктора. |
161 |
0 |
0,00 |
168 |
105 |
17 608,34 |
174 |
|
|
|
|
|
2.2 |
Создание прототипа Системы (эскизный проект). Доработка прототипа на СГК. Обучение пользователей пилотного региона. Проектирование ЦОД Системы. Комплектация Системы необходимыми программными и техническими решениями. Закупка лицензий, серверного оборудования ЦОД, резервированных систем хранения данных, средств обеспечения безопасности. Апробация переноса и ETL-преобразования исторических данных в Систему. |
161 |
0 |
0,00 |
168 |
2 750 |
461 170,90 |
174 |
|
|
|
|
|
2.3 |
Разработка ПО Системы в части создания Публичной лесной карты, (технический проект). |
161 |
0 |
0,00 |
168 |
945 |
158 478,45 |
174 |
314 |
54 763,63 |
|
|
|
Разработка прикладного ПО Системы, включая подсистему защиты информации (технический проект). Разработка рабочей документации на Систему и ее части. Разработка регламентов рабочих процессов, ОРД ИБ, а также проектов соглашений об информационном взаимодействии с прочими системами. |
161 |
0 |
0,00 |
168 |
2 041 |
342 272,66 |
174 |
916 |
159 756,31 |
|
|
|
|
3 |
Пусконаладочные работы, опытная эксплуатация. Приемочные испытания. Ввод в промышленную эксплуатацию. Организация работы служб сопровождения и технической поддержки (включает этапы пусконаладочных работ, проведение опытной эксплуатации системы, проведение приемочных испытаний системы по классификации постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676), в том числе: |
|
|
|
|
|
20 123,82 |
|
|
210 105,36 |
|
|
|
3.1 |
Проведение пусконаладочных работ на промышленном контуре, включая установку и наладку средств ИБ. Обучение пользователей. |
|
|
|
|
|
|
174 |
504 |
87 900,85 |
|
|
|
3.2 |
Проведение опытной эксплуатации в пилотном регионе и во всех регионах. |
|
|
|
|
|
|
174 |
315 |
54 938,03 |
|
|
|
3.3 |
Ввод и ETL-преобразования исторических данных в Систему. |
|
|
|
168 |
120 |
20 123,82 |
174 |
57 |
9 941,17 |
|
|
|
3.4 |
Проведение приемочных испытаний. |
|
|
|
|
|
|
174 |
35 |
6 104,23 |
|
|
|
3.5 |
Перевод Системы в промышленную эксплуатацию. Проведение аттестационных испытаний на соответствие требованиям безопасности информации. Организация работы службы поддержки (СП) |
|
|
|
|
|
|
174 |
294 |
51 221,08 |
|
|
|
4 |
Промышленная эксплуатация. Функционирование службы поддержки. Доумощнение и доработка Системы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 961 |
371 966,24 |
4.1 |
Обеспечение технической поддержки Системы, включая средства ИБ. Поддержка внутренних пользователей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181 |
584 |
105 927,50 |
4.2 |
Доработка Системы по результатам комплексной отладки в режиме ПЭ и корректировки НПА. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181 |
357 |
64 753,63 |
4.3 |
Доумощнение ПАК ФГИС ЛК по результатам эксплуатации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181 |
406 |
73 641,38 |
4.4 |
Организация и функционирование службы поддержки внешних пользователей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181 |
614 |
111 319,28 |
5 |
Управление реализацией проекта (проектный офис) |
161 |
100 |
16 124,86 |
168 |
110 |
18 446,84 |
174 |
110 |
19 184,71 |
181 |
90 |
16 324,44 |
Итого без управления реализацией проекта |
|
|
768 |
123 917,11 |
|
6 016 |
1 029 012,65 |
|
1 544 |
424 625,29 |
|
1 961 |
|
Итого |
|
|
868 |
140 041,96 |
|
6 126 |
1 047 459,49 |
|
1 654 |
443 810,00 |
|
90 |
|
В том числе на доработку УИС (ФОТ) |
|
|
41 798,60 |
|
|
43 470,54 |
|
|
0,00 |
|
|
0,00 |
Также при расчете использовался размер тарифа страхового взноса, определенный в соответствии с положениями части 2 статьи 12, части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Применены следующие тарифы взносов:
в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,0%;
в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.
С учетом тарифа страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% суммарно страховые взносы составляют 30,2% от объема затрат на оплату труда по всем работам и услугам.
При расчете накладных расходов включена норма затрат исполнителя контракта на стоимость аренды помещений, содержание вычислительной техники и оргтехники; стоимость телекоммуникационных расходов, а также транспортные расходы и расходы на содержание непроизводственного штата из расчета 40% от объема затрат на оплату труда по всем работам (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567).
Норматив сметной прибыли (Плановая рентабельность) рассчитывается исходя из планируемого минимального уровня рентабельности затрат организации-разработчика на основании данных по рентабельности за 2020 год по видам экономической деятельности (деятельность в области информации и связи), рассчитанных ФНС России на основании приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и указанных в Приложении N 4 к приказу ФНС. Законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, какие-либо ограничения уровня рентабельности исполнителя не установлены (за исключением случаев размещения государственного оборонного заказа). Плановая рентабельность учтена при расчете в размере 12% от объема затрат на оплату труда (с учетом накладных расходов и страховых взносов) по всем работам.
Ставка НДС в размере 20%.
Детальная информация расчета сметной стоимости работ затратным методом по статьям КОСГУ приведена в Таблице П7.
Таблица П7 Расчет сметной стоимости выполнения работ по созданию ФГИС ЛК в 2021-2023 годах и эксплуатации в 2024 г.
Наименование показателя |
Всего тыс. руб.: |
|||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2021-2024 гг. |
||
Зарплата основных специалистов по ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ФОТ) |
211 |
123 917 |
1 029 013 |
424 625 |
371 966 |
|
Затраты на оплату труда для работников, не принимающих непосредственного участия при оказании услуг (40% от фонда заработной платы), в том числе: |
211 |
82 611 |
686 008 |
283 084 |
247 977 |
|
- затраты по управлению реализацией проекта* |
16 125 |
18 447 |
19 185 |
16 324 |
|
|
Начисления на выплаты по оплате труда (30,2%) |
213 |
62 372 |
517 936 |
213 728 |
187 223 |
|
Увеличение стоимости основных средств |
310 |
40 400 |
728 000 |
865 280 |
93 589 |
|
Прочие услуги (накладные расходы по арендным платежам за комплекс СГК и инструментальное ПО, услуги связи, расходы на командировки, содержание служебного транспорта). |
226 |
3 200 |
3 328 |
3 461 |
3 600 |
|
Плановая рентабельность (12%) |
|
37 500 |
355 714 |
214 821 |
108 523 |
|
НДС 20% (за исключением работ/услуг, подпадающих под пп. 26 п. 2, пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) |
|
0 |
0 |
0 |
187 123 |
|
Итого расходов |
900 |
350 000 |
3 320 000 |
2 005 000 |
1 200 000 |
6 875 000 |
______________________________
* В соответствии с разъяснениями Минцифры России от 29.07.2020 N ОП-П8-070-20686, финансовое обеспечение реализации отдельных задач и функций управления проектами цифровой трансформации ведомственных программ цифровой трансформации должно осуществляться за счет средств субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Выводы и предложения
С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с созданием Системы, на приобретение материальных запасов, используемых при выполнении работ, общая расчетная сумма плановых затрат на создание программного обеспечения, внедрение, управление реализацией, доработку и техническую поддержку в 2024 году составила 6 875 000 тыс. руб.
Плановое выполнение работ по проектированию и разработке системы составляет 38 месяцев. Общий срок выполнения работ по созданию Системы - 48 месяцев, вводу в эксплуатацию - 10 месяцев, работы должны быть проведены в 3 этапа.
Итоговые затраты на создание и ввод Системы в эксплуатацию сведены в таблицу П8:
Таблица П8 Итоговые затраты на создание, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию ФГИС ЛК
Наименование |
Сумма (тыс. руб.) |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Итого |
|
Затраты на создание и ввод ФГИС ЛК в эксплуатацию |
350 000 |
3 320 000 |
2 005 000 |
1 200 000 |
6 875 000 |
в том числе в части доработки унаследованных систем (ФГИС "ЛесЕГАИС", "ИСДМ-Рослесхоз") |
145 000 |
83 200 |
0 |
0 |
228 200 |
После сдачи Системы в промышленную эксплуатацию потребуется обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в Системе, доступ к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Кроме того, в процессе эксплуатации возникают новые требования к Системе, обусловленные непрерывным развитием бизнес-процессов и все возрастающими общими требованиями к подсистемам. Продолжается работа над повышением производительности отдельных сервисов, исправлением обнаруженных ошибок, добавлением новых функций при внесении изменений в нормативную базу.
Таким образом, начиная с 2023 года необходимо учесть затраты на техническое сопровождение (обслуживание) Системы для обеспечения стабильной и бесперебойной работы, а также затраты на доработку и модернизацию Системы, вызванную исправлением обнаруженных ошибок и неизбежной корректировкой нормативно-правовой базы. Оценка затрат на сопровождение и доработку Системы в 2024 году приведена в таблице П6 настоящего расчета. Затраты на техническое сопровождение и модернизацию Системы, начиная с 2025 года, в данном расчете не учитываются и не приводятся.
В дополнение необходимо указать, что проблема оценки затрат на создание сложных территориально-распределенных информационных систем, связывающих в единый контур большое количество разнородных объектов, может быть решена только в рамках развернутого технико-экономического обоснования, которое может быть выполнено по результатам предпроектного обследования объекта автоматизации и получения достоверных исходных данных производственно-технического и финансово-экономического характера для проектирования Системы. В рамках же настоящей оценки финансовых, трудовых и материальных ресурсов создания ФГИС ЛК учтены только основные составляющие затрат на создание Системы, что позволяет сделать обоснованный выбор рациональных путей разработки и оценку социально-экономической эффективности принимаемых решений и способов их реализации.
_____________________________
* В случае успешного завершения эксперимента по переводу IT-систем госсектора на единую облачную платформу и ввода государственной единой облачной платформы (ГЕОП) в промышленную эксплуатацию возможен вариант построения Системы с использованием в качестве инфраструктурного решения ресурсов ГЕОП. В настоящий момент опираться на ГЕОП при выработке, принятии и обосновании решений по созданию Системы неприемлемо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.