Решение Приморского краевого суда от 23 августа 2021 г. по делу N 3а-295/2021
Приморский краевой суд
в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца адвоката Логинова А.П.,
представителя министерства имущественных и земельных отношений Ветровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: министерство экономического развития Приморского края, администрация Артемовского городского округа, министерство промышленности и торговли Приморского края, об оспаривании нормативного правового акта в части
установил:
административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что на основании сведений представленных администрацией Артемовского городского округа, направленных в адрес министерства минэкономразвития Приморского края, помещение с кадастровым номером N площадью 200,8 кв. м., собственником которого является ООО "ДВ ВНИИПТМАШ" было включено в перечень объектов, являющихся по своему назначению офисными, налогообложение которых производиться от кадастровой стоимости. Вместе с тем, при формировании данных списков работники администрации для осмотра помещения не выезжали, проверку фактического использования помещения не проводили. До включения данного помещения в перечень не проводили его осмотр и обследование и представители министерства имущественных и земельных отношений, чем нарушили процедуру определения фактического использования объекта недвижимости, утвержденную Постановлением Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций".
Включение нежилого помещения с кадастровым номером N в перечень объектов является незаконным, поскольку указанные помещения по своему назначению и фактическому использованию не обладают признаками объектов налогообложения в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Данные помещения являются производственными, так ООО "ДВ НИИПТМАШ" ведет деятельность в сфере проектирования и производства подъемных кранов, производства прочего грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования, ремонт машин и оборудования. В данных помещениях установлены металлорежущие станки и другое производственное оборудование.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы указанные в исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям изложенным в письменном отзыве, а также пояснил, что министерство включило объект в Перечень на 2020 год на основании Перечня офисных объектов представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края. Порядком определения вида фактического использования зданий не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень, кроме того, на момент формирования и утверждения Перечня, на 2020 год, министерство не располагало предложениями от членов Комиссии, собственника объекта, органов исполнительной власти Приморского края, органа местного самоуправления о проведении обследования объектов.
Представители заинтересованных лиц - министерства экономического развития Приморского края, администрации Артемовского городского округа, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены.
Представитель заинтересованного лица - министерства промышленности и торговли Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, представил письменный отзыв, из которого следует, что при формировании Перечня использовалась информация, предоставленная муниципальными образованиями Приморского края, которая в дальнейшем обрабатывалась сотрудниками департамента лицензирования и торговли Приморского края. Информация об объекте с кадастровым номером N от администрации Артемовского городского округа в адрес департамента лицензирования и торговли Приморского края не поступала. Спорный объект с указанным кадастровым номером департаментом лицензирования и торговли Приморского края в перечень не включался, так как не относится к торговым объектам. Спорный объект с кадастровым номером N направлялся департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (отзыв прилагается).
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 14, 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствие с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.2.44 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па (действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), департамент земельных и имущественных отношений Приморского края формирует и утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Текст Распоряжения N 1022-ри от 25.12.2019 г. был опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, "Приморская газета", спецвыпуск, N 1 (1735), 01.01.2020.
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 200,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, включено в перечень объектов на 2020 год под пунктом 3985.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества, в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для, размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечень объектов на 2020 год под пунктом "3985" на основании сведений представленных в адрес департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, министерством экономического развития Приморского края, имеет наименование "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования обсуждаются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края с учетом рекомендаций указанной комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего административному истцу объектов недвижимости в период включения их в оспариваемый Перечень не проводились.
Каких-либо допустимых доказательств того, что нежилое помещение имеет коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду не представлено.
Согласно представленных выписок из ЕГРН принадлежащий административному истцу объект недвижимости расположен на первом этаже двухэтажного здания.
Согласно технической документации (экспликации) на нежилое здание расположенное по <адрес> с кадастровым номером N, в котором расположено принадлежащее административному истцу объект недвижимости, на первом этаже имеются: склады, цех, тех отдел, коридоры, бытовка, кабинет., на втором этаже - вентиляционная, кабинет, коридор, хозотдел, склад, само здание имеет наименование "экспериментальный цех"
Согласно технической документации (экспликации) на нежилое помещение N 7, 20 на первом этаже здания имеются цех и бытовка.
Таким образом нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно указанной технической документации в составе указанного объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N, в котором расположен принадлежащее административному истцу объект недвижимости, расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, категория "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для иных целей", вместе с тем такой вид разрешенного использования также не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
При таких обстоятельствах до принятия Перечня объектов на 2020 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N.
Кроме того, согласно представленным актам обследования объектов недвижимости от 20 февраля 2021 КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" установлено, что помещения объекта используются для размещения производства, в связи с чем были исключены из перечня объектов в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 3985 Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения" об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать пункт 3985 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 23 августа 2021 г. по делу N 3а-295/2021
Текст решения опубликован не был