Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 января 2022 г. N 5.1-01/111
по проекту федерального закона N 6599-8 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", принятому Государственной Думой 20 января 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 6599-8) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 22 октября 2021 года, принят Государственной Думой в первом чтении 15 декабря 2021 года, во втором и третьем чтениях - 20 января 2022 года.
При рассмотрении проекта Федерального закона Государственной Думой во втором чтении изменено наименование Федерального закона, а в его текст внесены поправки, подготовленные Правительством Российской Федерации в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации о проведении индексации размера страховой пенсии (на 8,6 процента) в 2022 году выше уровня фактической инфляции. В настоящее время с 1 января 2022 года размеры страховых пенсий были проиндексированы на 5,9 процента.
Статьей 2 Федерального закона, которая вступит в силу со дня его официального опубликования, устанавливается увеличение стоимости одного пенсионного коэффициента и корректировка размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2022 - 2024 годах с учётом их индексации на 8,6 процента. Так, в 2022 году стоимость одного пенсионного коэффициента составит 107 рублей 36 копеек, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости - 6 564 рубля 31 копейку (в настоящее время в 2022 году - 104 рубля 69 копеек и 6 401 рубль 10 копеек соответственно). Корректировка страховых пенсий с учётом указанных размеров будет производиться с 1 января 2022 года.
Реализация Федерального закона в части увеличения с 1 января 2022 года размеров стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости потребует в текущем финансовом году увеличения бюджетных ассигнований из федерального бюджета, направляемых согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также Федеральным законом предусматривается возможность установления социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, который формируется Федеральным агентством по делам национальностей. Гражданин, сведения о котором не содержатся в указанном списке, при обращении за установлением пенсии вправе представить документы, подтверждающие его принадлежность к малочисленным народам. Начиная с 7 февраля 2022 года, в целях реализации прав граждан из числа малочисленных народов Севера на назначение социальной пенсии по старости Пенсионный фонд Российской Федерации вправе запрашивать сведения, содержащиеся в таком списке, у Федерального агентства по делам национальностей посредством системы межведомственного информационного взаимодействия.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 3 вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 Федерального закона, вступающей в силу с 7 февраля 2022 года. При этом действие положений статьи 2 Федерального закона, предусматривающих повышение размера страховых пенсий, распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2022 года.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 3 февраля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.