В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Алтай от 23 января 2018 г. N 16 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2018, N 151 (157).
Исполняющий обязанности Главы |
Э.А. Ялбаков |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 28 января 2022 г. N 15
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
3. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования (далее - объект контроля).
4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Инспекцией по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай (далее - Инспекция).
5. Должностными лицами Инспекции, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица), являются:
начальник Инспекции (далее - начальник);
заместитель начальника;
главный специалист 1 разряда.
6. Должностные лица в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ.
7. Должностные лица, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) исполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Инспекция относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) низкий риск.
Отнесение деятельности объектов контроля к определенной категории риска осуществляется должностными лицами в соответствии с нижеприведенными критериями отнесения объектов контроля к категории риска (далее - критерии риска).
9. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному контролю (надзору), разделяется на группы тяжести (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в оперативном управлении или пользовании которых находятся объекты археологического наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), объекты культурного наследия регионального значения.
К группе тяжести "Б" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, за исключением отнесенных к группе тяжести "А" и группе тяжести "В".
К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся выявленные объекты культурного наследия.
10. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности "1", "2" и "3" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда по уголовным преступлениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 243-243.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, объектом преступлений в которых выступал принадлежащий им на праве собственности, оперативного управления или пользования объект культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленный объект культурного наследия (далее - объект культурного наследия), либо земельный участок с расположенным на нем объектом археологического значения, включенным в реестр.
К группе вероятности "2" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, у которых в течение 5 предшествующих календарных лет при проведении контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения обязательных требований, не повлекшие привлечения их к уголовной ответственности.
К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при отсутствии информации, указанной в абзацах втором и третьем настоящего пункта.
11. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице:
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
1 |
2 |
3 |
Высокий риск |
А |
1 |
Б |
1 |
|
Значительный риск |
А |
2 |
Б |
2 |
|
В |
1 |
|
В |
2 |
|
Низкий риск |
А |
3 |
Б |
3 |
12. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).
13. Ключевые показатели государственного контроля (надзора), отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) объектам культурного наследия, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба), по которым устанавливаются целевые (плановые) значения:
(процентов)
Ключевой показатель |
Целевые значения ключевого показателя |
||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год (и далее) |
|
Доля объектов культурного наследия <1>, которым причинен вред за отчетный период <2> |
не более 20 |
не более 18 |
не более 16 |
не более 14 |
не более 12 |
Доля объектов культурного наследия <1>, которым создана угроза причинения вреда за отчетный период <2> |
не более 30 |
не более 26 |
не более 22 |
не более 18 |
не более 14 |
<1> Доля объектов культурного наследия, которым причинен вред или создана угроза причинения вреда за отчетный период (), рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- отчетный период;
- объекты культурного наследия, которым причинен вред или создана угроза причинения вреда;
- общее количество объектов культурного наследия.
<2> Под отчетным периодом понимается календарный год.
14. В целях оценки риска причинения вреда при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Инспекцией применяются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
наличие в зоне охраны объекта культурного наследия, на территории объекта культурного наследия строительной техники, в случае отсутствия разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
15. В рамках регионального государственного контроля (надзора) Инспекция проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование.
Информирование по вопросу осуществления регионального государственного контроля (надзора) осуществляется Инспекцией в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ;
б) обобщение правоприменительной практики.
Инспекция ежегодно в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ по итогам обобщения правоприменительной практики утверждает правовым актом Инспекции доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Инспекции и размещает его на сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;
в) объявление предостережения.
Объявление предостережения осуществляется Инспекцией в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемые лица вправе после получения предостережения подать в Инспекцию возражения (далее - возражение) в отношении указанного предостережения в течение 15 календарных дней, следующих со дня получения ими предостережения.
Возражение должно содержать:
а) наименование контролируемого лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
б) дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
в) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением.
Возражение направляется контролируемым лицом в Инспекцию в бумажном виде посредством простого почтового отправления через организацию федеральной почтовой связи (далее - почтовое отправление), либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ на указанный в предостережении адрес электронной почты.
Инспекция в день поступления возражения регистрирует его посредством системы электронного документооборота и делопроизводства, и в течение 30 календарных дней, следующих со дня регистрации возражения, рассматривает и направляет контролируемому лицу, направившему возражение, ответ в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Инспекцию уведомление об исполнении предостережения. Уведомление об исполнении предостережения представляется контролируемым лицом в Инспекцию непосредственно, либо направляется в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты.
Инспекция осуществляет учет объявленных предостережений и использует соответствующие сведения для проведения иных профилактических мероприятий и контрольно (надзорных) мероприятий;
г) консультирование.
Должностные лица Инспекции осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемых лиц и их представителей по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме у должностного лица, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев письменных обращений контролируемых лиц и их представителей о предоставлении письменного ответа по вопросу обжалования решений Инспекции, действия (бездействия) должностных лиц и порядка подачи возражений на предостережение.
При консультировании должностные лица предоставляют информацию по следующим вопросам:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора);
о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
о составе и порядке осуществления профилактических мероприятий;
о порядке подачи возражений по предостережению;
о месте нахождения и графике работы Инспекции;
об адресе официального сайта, а также электронной почты в сети "Интернет".
Консультирование по однотипным обращениям (5 и более раз) контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на сайте письменного разъяснения, подписанного начальником;
д) профилактический визит.
Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение обязательного профилактического визита должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, в течение одного года с момента начала такой деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях снижения категории риска и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо в соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
IV. Порядок формирования и изменения программы проверок
16. Программа проверок формируется Инспекцией на основании:
разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного Инспекцией;
истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
17. Программа проверок должна содержать следующие сведения:
а) наименование объекта культурного наследия в соответствии с учетной записью в реестре, регистрационный номер объекта культурного наследия в реестре;
б) сведения о месте нахождения объекта культурного наследия (адрес или при его отсутствии - описание местоположения), сведения о виде объекта культурного наследия;
в) сведения о правообладателе (правообладателях) объекта культурного наследия:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица;
основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
адрес места нахождения и осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, адрес места жительства физического лица (для правообладателей объекта культурного наследия);
г) сведения о контролируемых лицах, осуществляющих работы по сохранению объекта культурного наследия, включая осуществление авторского и технического надзора, а также научное руководство работами по сохранению объекта культурного наследия;
д) периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
е) вид контрольных (надзорных) мероприятий;
ж) должностные лица, уполномоченные на проведение проверок, номер и дата выдачи его служебного удостоверения, сведения о лицах, привлекаемых к проведению проверок.
18. В случае если в отношении объекта культурного наследия ранее Инспекцией уже утверждалась программа проверок и Инспекцией выдано разрешение на проведение работ по сохранению указанного объекта лицу, ранее в программе проверки не указанному, в программу проверки вносится соответствующее изменение в течение 1 рабочего дня, следующего со дня выдачи разрешения на проведение работ по сохранению указанного объекта, в части указания сведений об этом лице.
19. На основании выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
На основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством, может проводиться как контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка), так и контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).
20. Изменения в программу проверок утверждаются начальником Инспекции. В течение одного рабочего дня, следующего со дня утверждения программы проверок, она подлежит размещению на сайте. Копия документа об утверждении программы проверок с приложением самой программы, а также о внесении изменений в программу проверок в течение 3 рабочих дней, следующих со дня утверждения, подлежат направлению контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения такого документа.
V. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
21. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
22. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать 1 рабочий день.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
б) рейдовый осмотр осуществляется в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
в) документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
г) выездная проверка.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
Выездная проверка осуществляется в сроки, установленные частью 7 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
23. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ;
б) выездное обследование без информирования контролируемого лица проводится в соответствии с частью 3 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
24. Результатом осуществления регионального государственного контроля (надзора) является установление факта соблюдения (несоблюдения) контролируемым лицом обязательных требований в процессе осуществления его деятельности.
25. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется должностными лицами посредством составления акта контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) согласно требованиям, установленным статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
26. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должностными лицами указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативно-правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения документарной проверки в акте указывается факт его устранения.
27. Ознакомление контролируемых лиц с актом производится в соответствии со статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
28. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований осуществляются действия, предусмотренные частью 1 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и настоящим положением.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, обязано выполнить действия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
VII. Обжалование решений Инспекции, действий (бездействия) должностных лиц
29. Обжалование решений Инспекции, действий (бездействия) должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
31. При обжаловании решений Инспекции, действий (бездействия) должностных лиц (за исключением начальника), жалоба рассматривается начальником.
32. При обжаловании действий (бездействия) начальника, жалоба рассматривается комиссией Инспекции, созданной для рассмотрения жалоб в соответствии с федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 28 января 2022 г. N 15 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Алтай от 23 января 2018 г. N 16"
Вступает в силу с 28 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 28 января 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 января 2022 г. N 0400202201310004, в Сборнике законодательства Республики Алтай, январь-февраль 2022 г. N 195 (201), с.59