Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу
Минобрнауки РС (Я)
Концепция
проведения Года Чтения под эгидой Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные направления проведения Года Чтения под эгидой Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2022 году с целью формирования читательской грамотности и приобщения подрастающего поколения к чтению.
Правовую основу Концепции составляют Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"; Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007 - 2020 годы; Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017 г.)
II. Актуальность проблемы чтения в Республике Саха (Якутия)
Необходимость комплексной поддержки и развития чтения в республике обусловлена целью успешной конкуренции Якутии с другими странами и конструктивного взаимодействия с ними.
В Республике Саха (Якутия) проживают представители свыше 130 национальностей, в том числе коренные народы: саха - 466 492 человек (49,9%), эвенки - 21 008 человек (2,2%), эвены - 15 071 человек (1,6%), долганы - 1 906 человек (0,2%), юкагиры - 1 281 человек (0,2%), чукчи 670 человек (0,1%). Из них владеют русским языком: саха - 89,3%; русские - 99,9%; эвенки - 90,3%; эвены - 90,8%; юкагиры - 96,7% долганы - 85,9%; чукчи - 100%.
В региональной оценке по модели PISA в 2019 году в Республике Саха (Якутия) приняли участие 122 образовательные организации (ОО), в итоговых расчетах учитывались данные 3 132 учащихся. По читательской грамотности результаты республики ниже среднероссийских (449 / 488). В рейтинге стран Якутия занимает 44 место.
Итоги ЕГЭ 2021 года обучающихся Республики Саха (Якутия) показали сформированность читательских, литературоведческих, коммуникативных компетенций у большинства участников, кроме лиц, не преодолевших минимальный балл.
Между тем, констатируется снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело обучающиеся (электронные носители, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается школьниками.
В Российской Федерации принят комплекс мер для привлечения обучающихся к чтению: введение итогового сочинения и в форме допуска к ГИА, ОГЭ и ЕГЭ по литературе, проведение национальных исследований качества образования (НИКО), функциональной грамотности.
Решению проблемы с чтением, которое лежит в основе функциональной и читательской грамотности обучающихся, сегодня уделяется большое внимание во всем образовательном мировом пространстве.
Для повышения функциональной и читательской грамотности обучающихся необходимы совместные усилия всех участников образовательных отношений. Работа всех педагогов, включая педагогов начального образования, должна быть нацелена на формирование у обучающихся ряда умений, среди которых: находить разного рода информацию в текстах разной природы, анализировать ее, систематизировать, обобщать, делать выводы; извлекать из текста информацию и строить на ее основе свои суждения; на основе прочитанного текста формулировать собственные речевые высказывания в устной и письменной формах; реконструировать на основе прочитанного авторский замысел; выстраивать собственную творческую деятельность, связанную с написанием текстов разных стилей и жанров.
Работа с текстом (устным или письменным) должна стать основополагающей во всех видах образовательной деятельности: урочной и внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
III. Цель и задачи
Основная цель Концепции - это повышение качества и статуса чтения, развитие культурной, читательской компетентности и формирование у подрастающего поколения гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Приоритетными задачами Концепции являются:
1. Развитие и поддержка чтения в сфере образования, науки и культуры.
2. Совершенствование инфраструктуры чтения.
3. Популяризация чтения в республике.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V. Основные направления реализации Концепции
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1. Поддержка чтения в сфере образования, науки и культуры:
1.1. создание условий для развития деятельности и реализации проектов по поддержке и развитию чтения во всех видах учреждений культуры, образования и науки;
1.2. обеспечение информационно-методического сопровождения мероприятий в сфере поддержки чтения;
1.3. поддержка исследовательской деятельности жителей республики, в том числе обучающихся и молодежи, в области литературного краеведения;
1.4. выявление и поддержка одаренных обучающихся в области литературы и художественного слова;
1.5. выпуск пособий, обзоров, брошюр, методических материалов, направленных на сопровождение деятельности по поддержке и развитию чтения;
1.6. осуществление непрерывного образования педагогов по вопросам поддержки чтения.
2. Деятельность в медиасфере, направленная на поддержку и развитие чтения:
2.1. популяризация чтения печатными и телекоммуникационными средствами массовой информации;
2.2. вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции.
3. Деятельность, направленная на популяризацию чтения в республике:
3.1. повышение интереса к чтению на национальных языках народов, населяющих республику;
3.2. проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение книги и чтения.
VI. Рекомендуемые формы работы в течение года на поселенческом, муниципальном и республиканском уровнях
Повысить интерес обучающихся к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы работы: На поселенческом уровне:
- Литературный утренник для детей дошкольного возраста - праздник, где ребенок может поиграть во множество игр и встретиться с героями сказок.
- Литературный праздник - комплексное мероприятие. Праздник состоит из музыкальных фрагментов, инсценировок, художественных номеров, конкурсов, объединенных общей темой.
- Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общение ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, происходящих в небольших уютных гостиных.
- Библиокафе. Игровой вариант информационной работы с обучающимися старших классов. В меню - духовная пища фактов: "Новости свежие" из газет и журналов, ассорти "Путь к успеху", десерт "Бестселлер по (ФИО автора)". В меню Каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
На муниципальном уровне:
- Читательские конференции (активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания участников высказать свое мнение, услышать отзывы других и т.д. Такие конференции дискуссионные, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
- Книжный аукцион. Каждый участник представляет одну ранее прочитанную книгу так, чтобы у присутствующих появилось желание ее прочесть.
- Выставка (одного жанра, раритет
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 27 января 2022 г. N 01-03/132 "Об утверждении Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.