Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 9732-8 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части разграничения административной и уголовной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект разработан и внесен в Государственную Думу в пакете с проектом федерального закона N 9712-8 "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Общая направленность этих законопроектов - повышение ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие причинение ущерба лесным насаждениям.
В настоящее время частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесных пожаров без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Также, в части первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена ответственность за противоправные деяния, повлекшие возникновение лесных пожаров, совершенные по неосторожности.
Следует отметить, что при совершении противоправных деяний в области нарушения правил безопасности в лесах, связанных с неосторожным обращением с огнем либо с поджогами, на практике зачастую возникает неопределенность в разграничении составов административных правонарушений и преступлений.
Вместе тем, для правильной квалификации видов ответственности при совершении названных противоправных деяний необходимо четкое разграничение области применения административного и уголовного наказания для виновных лиц, а также исключение возможности различного толкования и применения уполномоченными должностными лицами норм административного и уголовного законодательства.
В целях устранения данной правовой неопределенности следует применить критерий, который позволял бы четко разграничивать административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Один из таких критериев применяется в большинстве составов преступлений и он непосредственно связан с размером причиненного вреда в результате противоправных действий человека.
В этой связи, смежным проектом федерального закона N 9712-8 предлагается установить в качестве обязательного криминообразующего критерия причинение значительного ущерба.
Таким образом, принятие предлагаемых проектом федерального закона N 9732-8 изменений позволит скоррелировать действующий состав административного правонарушения и проектный состав уголовного преступления, устанавливающий новый критерий для привлечения к уголовной ответственности в виде значительного ущерба лесным и иным насаждениям.
В связи с изложенным предлагаем поддержать представленную законодательную инициативу.
Обращаем внимание на то, что поскольку законопроект внесен совместно с проектом федерального закона N 9712-8, предполагается их совместное рассмотрение. Также должны быть синхронизированы даты вступления в силу указанных проектов федерльных законов.
Комитет отмечает, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 9732-8 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.