Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
на проект федерального закона N 6622-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (в части уточнения понятия резидента Арктической зоны Российской Федерации), внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
(восьмого созыва)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 6622-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (в части уточнения понятия резидента Арктической зоны Российской Федерации), внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается включить в число лиц, имеющих право получить статус резидента Арктической зоны, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сельскохозяйственные кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организации потребительской кооперации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в целях получения ими преференций, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ).
Как следует из пояснительной записки, указанные некоммерческие организации несут серьёзную социальную, культурную нагрузку, реализуют инвестиционные мероприятия, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг и их доступности для населения. Общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации реализуют инвестиционные проекты, направленные на сохранение и развитие традиционных видов деятельности, прежде всего оленеводства. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, данные организации, являясь формально некоммерческими, полностью соответствуют критериям отбора резидентов Арктической зоны, установленным статьей 9 Федерального закона N 193-ФЗ.
Комитет обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 2 и части 6 статьи 9 Федерального закона N 193-ФЗ резидентами Арктической зоны могут являться лишь лица, планирующие осуществлять в Арктической зоне инвестиционную деятельность, под которой в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" следует понимать вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Указанные в законопроекте общины коренных малочисленных народов, равно как и потребительские кооперативы отнесены статьей 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к некоммерческим корпоративным организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В соответствии со статьей 50 ГК РФ такие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Вместе с тем Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на законопроект обращает внимание на то, что организации потребительской кооперации в случае, если они созданы в организационно-правовой форме хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы (статья 2 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), и организации сельскохозяйственной кооперации при создании их в организационно-правовой форме сельскохозяйственного производственного кооператива (статья 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации") могут, являясь коммерческими организациями, приобрести статус резидента Арктической зоны в установленном Федеральным законом N 193-ФЗ порядке.
Также и лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, вправе на основании пункта 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) создавать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов, которые не лишены возможности приобрести статус резидентов Арктической зоны.
При этом льготы и преференции, предоставляемые коренным малочисленным народам, а также общинам таких народов Федеральным законом N 82-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации, по своей сути аналогичны льготам, установленным Федеральным законом N 193-ФЗ для резидентов Арктической зоны.
В этой связи, предложенное изменение в статью 2 Федерального закона N 193-ФЗ в части уточнения понятия резидента Арктической зоны Российской Федерации, по мнению Комитета, не в полной мере соответствует целям создания данных организаций и характеру их деятельности, а также противоречит целям Федерального закона от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", которыми являются экономическое развитие, стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также создание экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в Арктической зоне Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 193-ФЗ).
Кроме того, Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с программой государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 978-р, реализуются мероприятия, направленные в том числе на развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, продвижение на внутренний и внешний рынки производимых в рамках такой деятельности товаров, работ и услуг, включая субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей с участием лиц из числа коренных малочисленных народов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация решений, предлагаемых проектом федерального закона, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. При этом, Комитет полагает, что расширение круга лиц, в отношении которых могут применяться налоговые льготы и преференции при уплате страховых взносов, приведет к рискам возникновения выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако, источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в материалах к законопроекту не определены. По мнению Комитета, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержат достаточных пояснений и расчетов, доказывающих экономический эффект и целесообразность предлагаемых изменений.
На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают проект федерального закона.
На законопроект поступило 68 отзывов от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, только 5 субъектов Российской Федерации выразили свое мнение о поддержке законопроекта. Остальные субъекты Российской Федерации свое отношение к законопроекту в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" не выразили или высказались против принятия данного проекта федерального закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 6622-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и рекомендует его отклонить.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.