Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
по проекту федерального закона N 6598-8 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (о наделении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации полномочиями по обеспечению порядка свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы в договорах)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 6598-8 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле отмечает следующее.
Законопроектом предлагается закрепить за Торгово-промышленной палатой Российской Федерации полномочия по определению торгово-промышленных палат, которые вправе свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы, возникшие при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, возникших в рамках правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), а также установлению прядка выдачи такими торгово-промышленными палатами соответствующих заключений (пункт 1 законопроекта).
Под обстоятельствами непреодолимой силы могут пониматься чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в процессе исполнения договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть в ходе его исполнения, находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
Новая коронавирусная инфекция и принимаемые органами власти ограничительные меры в целях противодействия пандемии признаются обстоятельствами непреодолимой силы, которые, в свою очередь, оказали негативное влияние на исполнение обязательств по договорам, заключенным между российскими субъектами предпринимательской деятельности.
Предлагаемое пунктом 1 законопроекта право получения заключения об обстоятельствах непреодолимой силы дает возможность субъектам предпринимательской деятельности использовать его в качестве аргумента как при переговорах с бизнес-партнерами, так и в суде, в том числе в целях предотвращения штрафных санкций.
По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в настоящее время в деятельности по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы в отношении договоров, заключенных в рамках внутрироссийской экономической деятельности, принимают участие 87 палат, из них - 78 торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и 9 торгово-промышленных палат муниципальных образований. В 2021 году в уполномоченные торгово-промышленные палаты поступило около 3400 обращений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, оформлено более 1200 заключений.
В настоящее время полномочия торгово-промышленных палат по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, фактически закреплены решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (пункт 1 раздела IV протокола от 20 марта 2020 года N 3). Законопроектом предлагается установить эти полномочия на законодательном уровне.
Подпунктом "а" пункта 2 законопроекта закрепляется за Торгово-промышленной палатой Российской Федерации право прекращать или приостанавливать полномочия торгово-промышленных палат о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы, возникших при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности, в случае выявления неоднократных грубых нарушений.
Согласно пояснительной записке по результатам выборочной проверки Торгово-промышленной палатой Российской Федерации копий заключений, выданных торгово-промышленными палатами, и в ходе рассмотрения жалоб, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности на действия (бездействие) торгово-промышленных палат, в рамках свидетельствования форс-мажора было выявлено около 30 нарушений, допущенных торгово-промышленными палатами, которые в основном связаны с длительным рассмотрением обращений заявителей, а также необоснованной выдачей заключений или отказом в их выдаче.
Комитет отмечает, что в отсутствие правового регулирования юридических последствий допущенных торгово-промышленными палатами нарушений пресечение таких действий представляется затруднительным, что, в свою очередь, и обуславливает необходимость закрепления законопроектом наказательных мер.
Подпунктом "б" пункта 2 законопроекта предусматривается опубликование на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решений Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о прекращении и приостановлении указанных в пункте 1 законопроекта полномочий торгово-промышленных палат.
Поддерживая принцип доступности и открытости информации для субъектов предпринимательской деятельности, представляется возможным дополнить законопроект положением, предусматривающим опубликование перечня торгово-промышленных палат, в отношении которых принято решение о предоставлении права осуществления соответствующих полномочий.
Комитет отмечает, что положения законопроекта являются действенными мерами для поддержки российских предпринимателей в условиях возникновения пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19. Реализация этих мер позволит обеспечить защиту интересов хозяйствующих субъектов по принятым ранее договорным обязательствам в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле поддерживает концепцию проекта федерального закона N 6598-8 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.