Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 19 января 2022 г. N 2/13
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 44740-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (по вопросу начисления процентов за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете) (внесен Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета законопроект N 44740-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Банковское сопровождение отдельных счетов для проведения расчетов по гособоронзаказу (далее - ГОЗ) осуществляется уполномоченным банком. При этом в настоящее время у головного исполнителя (исполнителя) ГОЗа есть право размещать денежные средства на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.
При этом уполномоченный банк начисляет проценты за пользование денежными средствами, находящимися на таком отдельном счете.
Проектируемыми нормами предлагается установить:
1. запрет на начисление и выплату процентов за пользование денежными средствами, которые находятся на отдельном счете или депозите, в уполномоченном банке;
2. обязанность уполномоченного банка предоставлять льготное финансирование головным исполнителям (исполнителям) ГОЗа на условиях, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.
Комитет поддерживает законопроект, так как проектируемые нормы существенно снизят затраты федерального бюджета на субсидирование этих процентных ставок. Кроме того, принятие и дальнейшая реализация проектируемых норм будет стимулировать использование денежных средств, предназначенных для выполнения потребностей ГОЗа, на более эффективных началах, поскольку стимул размещения (удержания) указанных денежных средств на депозитах в уполномоченном банке будет исключен, а также повысит оперативность исполнения обязательств по оплате ГОЗа.
Вместе с тем Комитет считает важным обратить внимание на следующее.
1. Кредитование заемщиков является операционной деятельностью, которой присущ определенный уровень риска, зависящий, в том числе от качества самого заемщика (его финансовой стабильности), параметров предоставления кредита (займа).
В связи с этим, Комитет обращает внимание на необходимость тщательной проработки Правительством Российской Федерации условий льготного финансирования, на которых уполномоченный банк будет обязан предоставлять такое финансирование головному исполнителю (исполнителю) ГОЗа.
2. Статьей 2 законопроекта установлено, что Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. В связи с этим дополнительной проработки требует механизм оперативного выведения денежных средств, находящихся на депозитах в уполномоченном банке.
Комитет считает целесообразным провести указанную работу заблаговременно (до момента вступления в силу проектируемого запрета на размещение денежных средств, предназначенных для финансирования ГОЗа).
3. Также, по мнению Комитета, представляется целесообразным заранее предусмотреть порядок действий каждой из сторон договора на размещение денежных средств на депозите в уполномоченном банке в случае одностороннего отказа одной из сторон такого договора в проектируемые частью 2 статьи 2 сроки (90 дней) привести заключенные ранее соглашения в соответствие с Федеральным законом.
4. Дополнительно Комитет считает возможным обратить внимание на следующее.
Предусмотренное законопроектом льготное финансирование, осуществляемое уполномоченным банком, на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в целях исполнения контрактов по государственному оборонному заказу, не соответствует принципам, характерным для сферы гражданско-правовых отношений. В связи с этим представляется, что предлагаемое законопроектом регулирование не должно выходить за пределы отношений по государственному оборонному заказу.
С учетом всего вышесказанного, Комитет поддерживает принятие концепции законопроекта N 44740-8 в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.