Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 19878-8 "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 19878-8 "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается, что при согласии гражданина может производиться предварительная оценка уровня его доходов, а также имущественного обеспечения с целью проактивного информирования гражданина о возникновении у него права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания, иных социальных гарантий и выплат.
В соответствии с законопроектом выявление потенциальных получателей мер социальной защиты (поддержки) на основании обработки сведений о доходах и имуществе будет осуществляться по критериям нуждаемости для предоставления конкретной меры социальной защиты (поддержки), установленной нормативными правовыми актами соответствующего уровня власти, независимо от категории, к которой относится гражданин, и от получения им других мер социальной защиты (поддержки).
Для выявления и учета граждан, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, предлагается реализовать механизм, при котором процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи и оценка имущественной обеспеченности в целях определения нуждаемости будет формироваться посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), содержащей сведения, обрабатываемые Пенсионным фондом Российской Федерации, как оператора ЕГИССО, на основе данных Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, социальных гарантий и выплат, а также учет и использование сведений о таких гражданах будет определен в Положении о ЕГИССО, что потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения".
Согласно пояснительной записке к законопроекту получение сведений о движимом, недвижимом имуществе будет осуществляться только по семьям (одиноким физическим лицам), у которых среднедушевой доход ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации.
В сопроводительных документах к проекту федерального закона отмечается, что его принятие позволит информировать граждан о возможности получения ими мер социальной поддержки в соответствии с их жизненной ситуацией; существенно сократить сроки предоставления гражданам мер социальной поддержки за счет оптимизации межведомственного взаимодействия; принимать эффективные решения на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях при введении новых мер социальной поддержки, в том числе размеров, категорий и условий предоставления, за счет наличия необходимой информации; обеспечивать реализацию мер социальной поддержки в целях недопущения снижения в реальном выражении доходов низкодоходных групп граждан и обеспечения их роста.
В целях реализации рассматриваемого проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу для рассмотрения внесены проект федерального закона N 20712-8 "О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривается распространение режима налоговой тайны на сведения, передаваемые налоговыми органами в Пенсионный фонд Российской Федерации по его запросу в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки), а также проект федерального закона N 19899-8 "О внесении изменения в статью 7 2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", уточняющий порядок передачи налоговыми органами отдельных сведений.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на законопроект высказало мнение о том, что сбор сведений о доходах, о движимом, недвижимом имуществе, о состоящих на учете транспортных средствах и выявление таких сведений не входят в задачи и функции ЕГИССО и должны регулироваться законодательством о налогах и сборах. Кроме того, обратило внимание, что употребляемые термины "проактивное информировние", "имущественное обеспечение" не применяются в федеральных законах, а в законопроекте их значение не раскрывается. Комитет полагает, что данные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации по данному законопроекту замечаний и предложений не имеет.
На законопроект поступили отзывы от 47 законодательных (представительных) органов государственной власти и 55 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, все поддерживают законопроект.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 19878-8 "О внесении изменений в статьи 5.2 и 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.