Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1245543-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за правонарушения, связанные с загрязнением территорий отходами производства и потребления), внесенный Московской областной Думой и Московской городской Думой.
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый проектом федерального закона предлагается усилить административную ответственность за отдельные правонарушения, связанные с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В частности, авторами законодательной инициативы предлагается:
- установить ответственность за сброс (выгрузку) из транспортного средства отходов производства и потребления вне объектов накопления и размещения отходов (проектируемая часть 3.1 статьи 8.2 Кодекса) и за повторное совершение указанных правонарушений (часть 3.2 статьи 8.2 Кодекса) с назначением штрафов для граждан от 10 до 30 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 20 до 60 тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 до 100 тысяч рублей;
- предусмотреть усиленную ответственность за те же действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин (проектируемые части 3.3 и 3.4 статьи 8.2 Кодекса) с назначением штрафов для граждан от 40 до 70 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 60 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей. Также предусматривается возможность конфискации транспортных средств;
- повысить действующие размеры административных штрафов по составам, предусмотренным частями 1 - 3 статьи 8.2 Кодекса (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в том числе повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде).
При этом законопроектом также предусматривается возможность фиксации рассматриваемых административных правонарушений с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. В этой связи вносятся корреспондирующие изменения в статьи 1.5, 2.6.1, 3.5, 8.31, 28.6, 29.5 Кодекса, также определяется перечень субъектов административной юрисдикции, которые будут рассматривать дела о выгрузке мусора с транспортных средств (органы исполнительной власти, осуществляющие лесной надзор).
Внесение данных изменений, как следует из текста пояснительной записки к законопроекту, обусловлено огромным ущербом, причиняемым окружающей среде при совершении указанных правонарушений, низким уровнем взыскания административных штрафов и несоразмерностью размеров штрафов и наносимым ущербом окружающей среде.
Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что вопрос охраны окружающей среды является одним из основополагающих в действующем развитии законодательства Российской Федерации, а реализации предлагаемых изменений будет способствовать соблюдению гражданами требований законодательства об охране окружающей среды и общему развитию правовой культуры, в связи с чем концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению, представляется необходимым дополнительно проработать предлагаемые размеры административных штрафов на предмет их соразмерности вредности общественного правонарушения, в том числе с учетом действующих штрафов, установленных за однородные правонарушения. При этом проектируемыми составами не предусматривается административная ответственность должностных лиц, что по нашему мнению, также требует корректировки в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
Комитет также отмечает, что применение специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области охраны окружающей среды с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 25.06.2019 N 20, потребует установление общих требований, предъявляемых к специальным техническим средствам, а также предусмотренный порядок их применения. Указанные требования, по нашему мнению, могут быть урегулированы актами Правительства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1245543-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.