Решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 г. по делу N 3а-291/2021
Приморский краевой суд
в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,
представителя административного истца Петрыга А.В.,
представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А.,
представителя КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" Ясинской Е.В.,
представителя министерства промышленности и торговли Приморского края Лукьянова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гусейновой Э.М. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: министерстве экономического развития Приморского края, администрация город; Владивостока, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", министерство промышленности и торговли, об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части,
установил:
Административный истец обратилась в суд с требованиями о признание пунктов N и N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношение, которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри недействующим со дня принятия указанного распоряжения, в обоснование заявленных требований указала, что является индивидуальные предпринимателем, в собственности имеет объекты недвижимости:
- нежилые помещения площадью 5 057,3 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый N. Данные о виде разрешенного использования помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, объект недвижимости с находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N площадью 35 116 кв. м., имеющего вид разрешенного использование "промышленные и коммунально-складские предприятия V класса вредности".
- нежилые помещения площадью 1 929,3 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый N. Данные о виде разрешенного использования помещения в Едином государственном реестре недвижимости, также отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Объект недвижимости находится в пределах гранит земельного участка с кадастровым номером N, площадью 34 694 кв м., имеющего вид разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений".
При включении указанных объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год обследование нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N не проводилось фактическое использование объектов недвижимости не выяснялось.
В судебном заседании представитель административного истце поддержала заявленные требования в полном объеме приведя доводы указанные в иске.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам и основаниям указанным в письменных возражениях, а также пояснила, что объекты включены в перечень на основании Перечня торговых объектов представленного департаментом лицензирования и торговли а также на основании Перечня офисных объектов, представленного департаментов экономики. Таким образом, объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год на основании информации, представленной уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края. Поскольку объекты включены уполномоченными органами в Перечень торговых и офисных объектов, т.е. предусматривают размещение торговых и офисных объектов, проведение обследования для определения вида их фактического использования, в целях включения в Перечень на 2020 год, в 2019 году не требовалось (отзыв прилагается).
Представитель министерства экономического развития Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие представил письменный отзыв, из которого следует, что на основание информации, представленной администрацией г. Владивостока в Перечень офисных объектов был включен объект недвижимого имущества с кадастровые номером N, расположенный по адресу: <адрес> Соответствующие сведения органы местного самоуправления формируют самостоятельно.
В представленном Перечне офисных объектов отсутствуют данные об объекте недвижимости с кадастровым номером N (отзыв прилагается).
Представитель Министерства промышленности и торговли в судебное заседании пояснил, что объект с кадастровым номером N министерством в перечень был включен на основании информации представленной администрацией города Владивостока. Сведения по объекту с кадастровым номером N, расположенному по адресу <адрес> в министерстве имущественных и земельных отношений не подавали (отзыв прилагается).
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в судебном заседании пояснила, что в связи с тем, что собственником объектов недвижимости не был предоставлен доступ к объектам недвижимости, специалисты, уполномоченные на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, руководствовались пунктом 3.4 постановления Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па, акты обследования были составлены с указанием выявленных признаков размещение офисов и (или) торговых объектов с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствующие доступу работников на указанный объект нежилого фонда (отзыв прилагается).
Представитель администрации города Владивостока в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласны, указав, что согласно предоставленной ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока информации, выявленные помещение торгового и административно-делового назначения принадлежали индивидуальным предпринимателям, которые использовали специальные налоговые режимы налогообложения и ранее не были включены в Перечни до 2019 года. Согласно пункту 1.2 Порядка определения правил осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па установлено, что мероприятия по определению вида фактической использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края.
Кроме того, в соответствии со справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на общедоступном ресурсе публичная кадастровая карта указано, что по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта недвижимости N), а также по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта недвижимости N) расположены именно "Помещения" (отзыв прилагается).
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворении заключение прилагается), суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковые заявлением о признании нормативного правового акта не действующий полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая баз; определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет т этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имуществе физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имуществе организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время министерство имущественных и земельных отношении Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которые налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношении Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Данное распоряжение размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет) (http://www.primorsky.ru).
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником следующих объектов недвижимости
- нежилые помещения площадью 5 057,3 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый N.
- нежилые помещения площадью 1 929,3 кв. м., адрес: <адрес> кадастровый N.
Административный истец является индивидуальным предпринимателем и как собственник объектов недвижимости, обязана платить налог на имуществе физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объекты недвижимости принадлежащие Гусейновой Э.М.-кызы. на праве собственности включены в перечень объектов на 2020 год под пунктами N и N.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налоговой кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центров признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещение в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для. использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого зданий (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Единое государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налоговой кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественной питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового административного или коммерческого назначения, так и в целях размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Единое государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживание признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
Вид использования объекта недвижимости - нежилые помещения с кадастровым номером 25:28:030018:13110. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, объект недвижимости с находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:13030 площадью 35 116 кв. м., имеющего вид разрешенного использование "промышленные и коммунально-складские предприятия V класса вредности".
Данные о виде разрешенного использования объекта недвижимости - нежилые помещения площадью 1 929,3 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый N. в Едином государственном реестре недвижимости также отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N площадью 34 694 кв. м., имеющего вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений".
Вид разрешенного использования земельных участков, "Для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений" и "промышленные и коммунально-складские предприятия V класса вредности", не предусматривает размещение именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чей установленный для земельных участков вид разрешенного использования не соответствует видам использования, предусмотренным пунктами 3 и 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Порядка определения вида фактической использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, мероприятия по определению вида фактической использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений <адрес>. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования обсуждаются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для) целей налогообложения.
Решения об определении вида фактического использования объекта нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений <адрес> с учетом рекомендаций указанной комиссии внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Судом установлено, что при включении объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, обследование нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N не проводилось, фактическое использование объектов недвижимости не выяснялось.
На основании информации, представленной администрацией г. Владивостока в Перечни офисных и торговых объектов были включены объекты недвижимого имущества с кадастровым номером N и с кадастровым номером N.
Из представленного в материалы дела акта обследования объекта недвижимости от 26.06.2020 следует, что осмотр помещений в здании по <адрес>, не был произведен в связи с отсутствуем доступа в помещения объекта, вместе с тем в акте обследования не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников в спорное нежилое здание и в его помещения.
Приложенная к акту фототаблица не внутренних помещений здания, а лишь общий вид здания, не дает объективных оснований для отнесения здания и находящихся в нем помещений к коммерческим объектах (торговым объектам) либо под размещение офисов, возможности определить вид фактического их использования.
Представленный акт не содержит какого-либо текстового описание результатов осмотра здания, равно как и указания на выявленные внешние признаки, на основании которых помещения, расположенные в объекте, отнесены к офисным.
На приложенной к акту фототаблице зафиксировано здание склада.
Согласно технической документации на нежилое одноэтажное здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, (объект недвижимости с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес>), в помещениях имеются: кабинеты, подсобные помещения, склады, коридоры, санузлы.
Согласно технической документации на нежилое двухэтажное здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, (объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>) имеются: кабинеты, подсобные помещения, цеха, коридоры, санузлы производственные помещения, столовая, кухня, туалет, сушилка, залы.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в технической документации не определены, в связи с чем нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведение предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведение встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Согласно указанной технической документации в составе указанных объектов недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центров или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведение встреч", "офисное оборудование", а также помещении с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытовой обслуживания.
При таких обстоятельствах до принятия Перечня объектов на 2020 года департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N
Кроме того, согласно представленным актам обследования объектов недвижимости от 23 апреля 2021 и 7 мая 2021 КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" установлено, что нежилых помещения находящиеся в собственности административного истца используются для размещения иных видов фактического использования, в связи с чем были исключены из перечня объектов в отношении которых налоговая баз; определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателе Гусейновой Э.М. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: министерстве экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", министерство промышленности и торговли, об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части - удовлетворить.
Признать пункт 7650 и пункт 8088 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 г. по делу N 3а-291/2021
Текст решения опубликован не был