Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Собинского района
от 17 ноября 2021 г. N 1276
Положение
об организации предоставления образования в Собинском районе в новой редакции
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Владимирской области от 12.08.2013 N 86-ОЗ "Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных законов Владимирской области в сфере образования", приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
1.2. Предметом регулирования настоящего Положения являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
1.3. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
1.4. Настоящее Положение устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Собинском районе, основные принципы в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
2. Организация предоставления общего образования в Собинском районе
2.1. Порядок организации предоставления общего образования.
2.1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
2.1.2. Общее образование состоит из четырех уровней:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
2.1.3. Муниципальные образовательные организации обеспечивают прием всех граждан, проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация, и имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня.
2.1.4. Руководители муниципальных образовательных организаций назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника управления образования по согласованию с главой администрации района. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность руководителя муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию.
2.1.5. Получение дошкольного образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
В случае отсутствия мест в муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в управление образования администрации Собинского района.
2.1.6. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
2.1.7. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Обучение в образовательных организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2.1.8. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.1.9. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
2.1.10. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) в связи с досрочным прекращением образовательных отношений.
Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
2.1.11. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
2.2. Организация предоставления дошкольного образования.
2.2.1. Муниципальная дошкольная образовательная организация (далее - дошкольная образовательная организация) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
2.2.2. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. На уровне дошкольного образования реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2.2.3. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
2.2.4. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
2.2.5. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
2.2.6. Основными задачами дошкольной образовательной организации являются:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
2.2.7. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
Освобождаются от оплаты на 100%:
- родители (законные представители) детей-инвалидов;
- родители (законные представители) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- родители (законные представители) детей с туберкулезной интоксикацией;
- семьи (неполные семьи - одинокие матери, вдовы, вдовцы), в которых оба родителя (один родитель в случае, если семья неполная) - педагогические работники сферы образования Собинского района.
Освобождаются от оплаты на 50%:
- многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, а при обучении детей в государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
- работающие родители со средним доходом на 1 члена семьи, не превышающим 0,5 минимального размера оплаты труда в месяц;
- семьи, в которых один из родителей погиб в локальных войнах и военных конфликтах;
- работники муниципальных дошкольных учреждений, а также воспитатели, младшие воспитатели и помощники воспитателей в группах дошкольного образования, открытых в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- семьи, в которых оба родителя студенты, обучающиеся на очной основе;
- семьи военнослужащих срочной службы.
2.2.8. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами Владимирской области, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Собинского района, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливается законодательством Владимирской области.
2.2.9. Комплектование муниципальной дошкольной образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, соответствующим положением, утверждаемым главой Собинского района, уставом организации.
В образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, принимаются дети в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий) до прекращения образовательных отношений.
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
2.2.10. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется в уставе. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Все указанные группы открываются организациями по согласованию с учредителем.
Взаимоотношения между образовательной организацией, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
2.2.11. Организация питания возлагается на дошкольную образовательную организацию.
2.2.12. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.2.13. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.
2.2.14. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольной образовательной организации только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2.2.15. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
2.3. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
2.3.1. Образование может быть получено в общеобразовательных организациях в очной, очно-заочной или заочной формах; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.3.2. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
2.3.3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.
2.3.4. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
2.3.5. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
2.3.6. Общеобразовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2.3.7. В муниципальных образовательных организациях Собинского района образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2.3.8. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание образовательной организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.3.8. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование получено обучающимся ранее.
2.3.9. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающихся, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
2.3.10. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
2.3.11. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
2.3.12. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
2.3.13. Обучающиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
2.3.14. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательной организации.
2.3.15. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
2.3.16. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей), с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
2.4. Организация образовательного процесса.
2.4.1. Учебный год в муниципальных общеобразовательных организациях Собинского района начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
2.4.2. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.
2.4.3. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.
2.4.4. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня.
2.4.5. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
2.4.6. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных образовательных организациях. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися.
2.4.7. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами.
2.4.8. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
2.4.9. В целях обеспечения системного развития образования муниципальные общеобразовательные организации осуществляют внедрение инновационных программ и участвуют в конкурсах образовательных организаций на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне.
2.4.10. Общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
2.4.11. В каникулярное время общеобразовательная организация может открывать в установленном порядке лагеря с дневным пребыванием.
3. Организация предоставления дополнительного образования детей в Собинском районе
3.1. Организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
3.2. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией дополнительного образования.
3.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование укрепления здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
3.6. Организация дополнительного образования организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
3.7. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации дополнительного образования.
3.8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией дополнительного образования самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом СанПиН.
3.10. Для получения ребенком дополнительного образования использует Сертификат дополнительного образования.
3.11. Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка в систему персонифицированного дополнительного образования.
3.12. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое согласно таблице 1.
Таблица 1
Максимальное количество услуг, получение которых предусматривается по образовательным программам, включенным в соответствующий реестр образовательных программ
Статус сертификата дополнительного образования |
Максимальное количество услуг, получение которых предусматривается по образовательным программам, включенным в соответствующий реестр образовательных программ |
||
Реестр предпрофессиональных программ |
Реестр значимых программ |
Реестр иных образовательных программ |
|
Дети в возрасте от 5 до 18 лет | |||
Сертификат учета |
2 |
2 |
1 |
Сертификат персонифицированного финансирования |
2 |
2 |
1 |
3.13. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
3.14. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816.
3.15. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
3.16. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
3.17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.18. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.19. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
3.20. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации дополнительного образования могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
3.21. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями.
3.22. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).
3.23. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
3.24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
3.25. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
3.26. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
3.27. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
4. Порядок организации учета детей, подлежащих обучению в муниципальных образовательных организациях
4.1. Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, осуществляется управлением образования администрации Собинского района на основании постановления администрации района о закреплении микрорайонов за образовательными организациями Собинского района.
4.2. Организацию работы по учету неорганизованных детей дошкольного возраста осуществляет заведующий ДОУ на основании приказа управления образования "О закреплении микрорайонов за муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями Собинского района".
4.3. Учет детей осуществляется 2 раза в год (на 1 сентября и 1 января) путем получения данных о детях на закрепленной территории от органов здравоохранения и в дальнейшем обхода закрепленного участка с целью проверки и сопоставления сведений о фактическом проживании и причине непосещения дошкольного учреждения.
4.4. Учет детей осуществляется дошкольной образовательной организацией путем формирования банка данных о детях.
4.5. Дети, желающие посещать дошкольные образовательные учреждения, обеспечиваются местом. Дети, не желающие посещать дошкольные образовательные учреждения, могут получать дошкольное образование в форме семейного образования, оформив заявление.
4.6. Организацию работы по учету детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляет управление образования.
4.7. Выявление и учет детей, подлежащих обучению по программам общего образования, осуществляется в рамках взаимодействия органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, органов внутренних дел, органов регистрационного учета, органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, предприятий и организаций жилищного (жилищно-коммунального) хозяйства, общественных организаций.
Выявление и учет детей, подлежащих обучению по программам общего образования, но не получающих общего образования, осуществляется в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с заинтересованными лицами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. В целях своевременного и полного учета детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет постановлением администрации Собинского района определяется территория (микрорайон), за которой закреплена общеобразовательная организация для проведения первичного учета детей.
4.9. Источниками сведений о детях, подлежащих обучению по программам общего образования, служат:
- данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания (карточки регистрации, поквартирные карточки, домовые (поквартирные) книги и т.д.), предоставляемые органами регистрационного учета по запросу управления образования, общеобразовательных учреждений;
- данные переписи детского населения, составленные участковыми педиатрами, предоставляемые органами и учреждениями здравоохранения по запросу управления образования, образовательных учреждений;
- списки детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, лечебно-профилактических и других детских учреждениях, предоставляемые органами и учреждениями социальной защиты населения, миграционной службой, другими соответствующими органами и учреждениями по запросу управления образования, общеобразовательных учреждений;
- списки детей, составленные в ходе проведения обходов территорий, закрепленных за общеобразовательными учреждениями (дворов, домов, квартир), работниками общеобразовательных учреждений совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций.
Первичный учет детей осуществляется образовательными организациями путем ежегодного одноразового (с 5 августа по 5 сентября) обхода участков территории, за которыми закреплены образовательные организации, с целью проверки и сопоставления сведений о фактическом проживании и обучении детей по месту жительства.
4.10. Учет детей, подлежащих обучению по программам общего образования и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, осуществляется в электронном виде посредством автоматизированной информационной системы "Информационный портал "Электронное образование Владимирской области" (https://образование33.рф), подсистема "Электронная школа" (далее - АИС), путем осуществления сбора, хранения, обработки, актуализации данных об обучающихся, информационного обмена между ведомственными информационными системами, формирования сводной аналитической и статистической информации в соответствии с унифицированными функционально-техническими требованиями, обеспечивающими следующие функциональные возможности:
- прием заявлений на зачисление в общеобразовательные учреждения;
- проведение комплектования классов;
- обеспечение учета детей в части приема и выбытия из общеобразовательных учреждений;
- ведение информации об общеобразовательных учреждениях в соответствии с требованиями законодательства об образовании в части информационной открытости и публичной отчетности;
- формирование соответствующей отчетности;
- обеспечение интеграции с Единым порталом государственных и муниципальных услуг;
- реализация механизма авторизации и аутентификации пользователей и администраторов информационной системы.
4.11. Общеобразовательная организация обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на территории (микрорайоне), за которой закреплена общеобразовательная организация, и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Не проживающим на территории (микрорайоне), за которой закреплена общеобразовательная организация, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в управление образования.
4.12. Образовательные организации ежегодно (до 20 января, до 20 июня, до 20 сентября) направляют в управление образования информацию:
- о детях, отчисленных из образовательных организаций, и местах дальнейшего получения образования;
- списки учащихся от 6 лет 6 месяцев до 18 лет, проживающих на территории микрорайона, за которой закреплена образовательная организация, и обучающихся по программам общего образования в других образовательных организациях;
- сведения о детях, переведенных на другую форму получения образования;
- сведения о детях инвалидах, не получающих образование;
- список обучающихся, не приступивших к учебным занятиям;
- список обучающихся, пропускающих занятия без уважительных причин;
- сведения о продолжении образования выпускниками образовательной организации.
5. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц
5.1. Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
5.2. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
5.3. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
5.4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Собинского района. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.
6. Социальная защита обучающихся, детей дошкольного возраста и работников муниципальных образовательных организаций
6.1. Социальная защита детей школьного возраста.
6.1.1. Детям школьного возраста из многодетных и малообеспеченных семей предоставляются следующие права и льготы:
- ежегодная денежная выплата в течение учебного года на питание для учащихся общеобразовательных школ;
- ежегодная денежная выплата на приобретение школьной формы, спортивной формы (через органы социальной защиты).
6.1.2. Отдельные категории обучающихся, определенные постановлением администрации района, имеют:
а) преимущественное право на приобретение льготных путевок в лагеря с дневным пребыванием детей;
б) право на бесплатную перевозку между сельскими поселениями до образовательной организации и обратно транспортным средством образовательной организации. Расходы на обеспечение бесплатного проезда обучающихся компенсируются за счет средств бюджета Собинского района;
в) право на предоставление бесплатного горячего питания.
6.2. Социальная защита воспитанников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
6.2.1. В целях социальной поддержки семьи освобождаются от оплаты за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также устанавливается 50-процентная оплата за присмотр и уход за детьми категориям граждан, определенным постановлением администрации Собинского района.
6.3. Социальная защита педагогических работников муниципальных образовательных организаций.
6.3.1. Педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, проживающим в другой местности, выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов по проезду на общественном транспорте (кроме такси) до места работы и обратно.
6.3.2. Педагогические работники образовательных организаций, работающие в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, имеют право на представление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение.
6.3.3. Педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций гарантируется право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
6.3.4. Молодым специалистам муниципальных образовательных организаций могут устанавливаться дополнительные льготы в размерах, определяемых постановлением администрации района.
6.3.5. В целях развития творческого потенциала педагогов, выявления и распространения передового опыта, повышения качества образования проводятся конкурсы профессионального мастерства в соответствии с утвержденными положениями.
7. Реализации образовательных программ с применением сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между вышеуказанными организациями.
7.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
7.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций
8.1. Образовательные организации реорганизуются или ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
8.2. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации принимает Совет народных депутатов Собинского района по представлению главы администрации района.
8.3. Принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
8.4. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
8.5. Образовательная организация регистрируется в качестве юридического лица налоговым органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Заключительные положения
9.1. Детальная регламентация вопросов организации образования определяется нормативными правовыми актами администрации Собинского района и распорядительными документами управления образования администрации Собинского района в пределах своей компетенции.
9.2. При внесении изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации и Владимирской области, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления настоящее Положение продолжает действовать в части, не противоречащей этим актам.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Собинского района Владимирской области от 17 ноября 2021 г. N 1276 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.