Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2022 г. N 82-р
Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5880; 2014, N 26, ст. 3599; N 44, ст. 6101; 2015, N 1, ст. 441; N 2, ст. 535; N 4, ст. 670; N 44, ст. 6146; 2017, N 29, ст. 4409);
паспорт инвестиционного проекта "Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 января 2022 г. N 82-р
Изменения,
которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
Дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"
".
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 января 2022 г. N 82-р
Паспорт
инвестиционного проекта "Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния"
1. Наименование инвестиционного проекта - "Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния" (далее - Программа).
2. Краткое описание инвестиционного проекта - предоставление инициатором инвестиционного проекта - государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет средств, полученных из Фонда национального благосостояния, финансирования на реализацию проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, на основе решения президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
3. Участники инвестиционного проекта:
а) юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект, - государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданная на основании Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", целями деятельности и функциями которой являются:
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий;
осуществление информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
б) юридические лица, реализующие проекты строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы, получающие от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства целевое финансирование по договорам займа либо по договорам приобретения их облигаций, владеющие объектами инфраструктуры на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на основе договора аренды или концессионного соглашения, а также организации, создаваемые при участии государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - заемщики);
в) субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, участвующие в финансировании проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
г) кредитные организации, институты развития, участвующие совместно с государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в финансировании проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры в рамках реализации Программы;
д) ключевые руководители юридического лица, имеющие отношение к непосредственной реализации инвестиционного проекта:
генеральный директор - председатель правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - Цицин Константин Георгиевич;
первый заместитель генерального директора - Рурин Олег Станиславович;
заместитель генерального директора - Сердюк Ольга Владимировна;
заместитель генерального директора - Шелковый Андрей Николаевич.
4. Цели инвестиционного проекта:
а) создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования, в том числе развитие градостроительного потенциала, обеспечение нового строительства и комплексного развития территорий путем снижения дефицита и (или) оптимизации производительности систем коммунальной инфраструктуры и обеспечения возможности подключения новых абонентов;
б) предотвращение деградации городской инфраструктуры, повышение комфортности и качества городской среды, в том числе качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижение экологического ущерба.
5. Инвестиционный проект направлен на достижение целей, указанных в рамках:
а) Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
б) Стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года;
в) стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации;
г) стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
д) программ развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики субъектов Российской Федерации.
6. Услуги и функции жилищно-коммунального хозяйства носят всеобщий, неотложный, незаменимый характер, относятся к услугам первой необходимости. Отрасль является одной из важнейших социально-экономических систем, влияет на качество и уровень жизни каждого жителя государства. Критическая степень физического износа сетей и инженерных сооружений тепло-, водоснабжения и водоотведения, высокая аварийность, применение устаревших и неэффективных технологий приводят к ухудшению качества коммунальных услуг. Указанные факторы делают коммунальные услуги для потребителей нестабильными и неудовлетворительного качества.
Реализация инвестиционного проекта, в том числе каждого проекта строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы, будет способствовать снижению аварийности, чрезвычайных ситуаций на объектах коммунальных систем, снижению износа таких объектов и уровня потерь коммунальных ресурсов, увеличению темпов замены сетевой инфраструктуры тепло-, водоснабжения и водоотведения, снижению объема неочищенных стоков, сбрасываемых в водоемы.
Кроме того, инвестиции в строительство, реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры, являющиеся неотъемлемой частью сбалансированного и комплексного подхода к планированию застройки городских территорий, позволят полноценно реализовать градостроительный потенциал городов и населенных пунктов и будут способствовать достижению к 2030 году объема ввода жилья не менее чем 120 млн. кв. метров ежегодно, улучшая при этом доступность и качество коммунальной инфраструктуры для удобства и комфорта жителей.
7. Срок реализации инвестиционного проекта - предоставление целевого заемного финансирования заемщикам на срок до 25 лет.
Детальный план мероприятий реализации инвестиционного проекта не предоставляется.
8. Объем капитальных вложений в ценах соответствующих лет не менее 187,5 млрд. рублей.
9. Объемы и источники финансирования инвестиционного проекта:
а) заемное финансирование отсутствует;
б) собственный капитал отсутствует;
в) средства участников инвестиционного проекта не менее 37,5 млрд. рублей;
г) бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта отсутствуют;
д) средства Фонда национального благосостояния не более 150 млрд. рублей в виде долгового финансирования, предоставляемого путем приобретения облигаций государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по ставке 3 процента годовых (уплата процентов по каждому из траншей осуществляется каждые 3 либо 6 месяцев (определяется в отношении каждого транша решением о размещении облигаций) в течение 25 лет, погашение основного долга - начиная с 5-го года с даты предоставления каждого транша). Доля Фонда национального благосостояния составит не более 80 процентов объема финансирования Программы.
Вид ценных бумаг - облигации государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства неконвертируемые процентные бездокументарные с централизованным учетом прав, беззалоговые, размещаемые по закрытой подписке, предназначенные для квалифицированных инвесторов, номинированные в российских рублях, с осуществлением расчетов по привлечению и погашению средств Фонда национального благосостояния, а также по выплате купонного дохода в российских рублях.
График отбора проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры:
в 2022 году - 105 млрд. рублей;
в 2023 году - 45 млрд. рублей.
План-график выборки средств Фонда национального благосостояния:
в 2022 году - 20 млрд. рублей;
в 2023 году - 55 млрд. рублей;
в 2024 году - 55 млрд. рублей;
в 2025 году - 20 млрд. рублей.
В случае если в календарном году сумма средств выбрана не в полном объеме, оставшаяся часть средств может быть выбрана в течение последующих лет, но не позднее 31 декабря 2025 г.
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет осуществлять необходимые мероприятия для представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующей информации об использовании средств Фонда национального благосостояния в форме ежеквартального сводного отчета по результатам осуществления мониторинга и контроля с приложением реестра проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы, содержащего информацию о ходе реализации таких проектов и об использовании средств Фонда национального благосостояния при их финансировании;
е) средства пенсионных накоплений отсутствуют;
ж) средства институтов развития и государственных корпораций - при необходимости;
з) налоговые льготы и таможенные преференции отсутствуют.
10. Рейтинг долгосрочной кредитоспособности инициатора инвестиционного проекта не применяется.
11. Показатель финансовой эффективности инвестиционного проекта (с учетом мер поддержки) - общий объем инвестиций в инвестиционный проект до 2025 года включительно - 187,5 млрд. рублей.
12. Бюджетная эффективность инвестиционного проекта характеризуется увеличением объема налоговых поступлений в бюджетную систему. Планируемая эффективность реализации Программы рассчитывается на основании информации, указанной заемщиками при направлении в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства заявки на предоставление финансирования проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы.
13. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта:
а) сильные стороны:
защищенная структура сделки для Фонда национального благосостояния в связи с высоким уровнем надежности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
уникальный накопленный государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства опыт в оказании финансовой поддержки реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
система мониторинга и контроля, в том числе выездного, осуществляемая специальным структурным подразделением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
поддержка и обязательства по утверждению долгосрочных параметров тарифного регулирования субъекта Российской Федерации;
обязательства субъекта Российской Федерации в случае дефолта инициатора проекта строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
б) возможности:
увеличение доли привлекаемых в коммунальную сферу средств из внебюджетных источников;
развитие инновационных и энергоэффективных технологий, применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве;
в) слабые стороны - длительные сроки строительства при реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры стоимостью более 1 млрд. рублей;
г) угрозы - повышение цен на энергоресурсы, строительные материалы, оборудование.
14. Риски реализации инвестиционного проекта приведены в приложении.
15. Ответственный исполнитель и его контактные данные - государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Шарикоподшипниковская ул., дом 5, г. Москва, 115088, тел. (495) 651-65-46, факс (495) 651-65-30.
Приложение
к паспорту инвестиционного проекта
"Программа финансирования
строительства, реконструкции
и модернизации объектов
инфраструктуры за счет средств
государственной корпорации - Фонда
содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства,
полученных из средств Фонда
национального благосостояния"
Риски
реализации инвестиционного проекта "Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния"
Риск |
Уровень риска (высокий, средний, низкий) |
Комментарии |
Риск невозврата займов |
средний |
риск отклонения величины фактического инвестиционного дохода по займам от величины ожидаемого средний, минимизируется принятием субъектом Российской Федерации обязательств перед государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) по обеспечению утверждения юридическому лицу, реализующему проекты строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния (далее соответственно - заемщик, проект), долгосрочных параметров тарифного регулирования в рамках соглашения о реализации проекта, обеспечивающих необходимый объем денежного потока, а также по возврату средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из Фонда национального благосостояния |
Риск сырьевой базы |
низкий |
финансовое моделирование проектов учитывает различные сценарии при определении ключевых показателей проекта, что позволяет минимизировать риски, связанные с приобретением энергоносителей до приемлемого уровня |
Контрактные риски на инвестиционной фазе |
средний |
минимизируется существующей системой мониторинга и контроля реализации проектов, осуществляемой структурным подразделением Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая позволяет своевременно выявлять риск-факторы на всех стадиях реализации проекта и принимать меры по их устранению |
Риск недофинансирования |
средний |
риск недофинансирования проекта средний, относится к доле собственных средств участников проектов. Минимизируется анализом источников и состава собственных средств участников на этапе рассмотрения заявки |
Акционерный риск |
низкий |
риск возникновения в рамках проекта конфликта интересов между совладельцами ресурсоснабжающей организации минимален |
Технологические и инфраструктурные риски |
низкий |
факторы, минимизирующие риски, связанные с технологиями и технологическими процессами, связаны с проведением федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" технологического и ценового аудита проекта |
Риски государственного регулирования |
низкий |
снижение негативного воздействия этой категории рисков достигается за счет отслеживания и своевременного реагирования на изменения, вносимые в акты различных отраслей законодательства, а также путем активного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и общественными организациями по вопросам интерпретации, правильного применения и совершенствования норм законодательства |
Административные риски |
низкий |
риск неполучения (непродления) задержек в получении лицензий, допусков, разрешений и прочих государственных регулирующих и надзорных органов снижается за счет заключения соглашения с субъектом Российской Федерации о реализации проекта |
Риски команды проекта |
низкий |
эта категория рисков снижается за счет применения требований к заемщикам, установленных Правительством Российской Федерации, в части показателей финансовой устойчивости заемщика |
Экологические, социальные и репутационные риски |
низкий |
проекты направлены на снижение негативного воздействия на окружающую среду, применение энергоэффективных технологий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство РФ дополнило перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной УК, на возвратной основе.
Включена Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, полученных из ФНБ. Одна из целей проекта - предотвращение деградации городской инфраструктуры, повышение комфортности и качества городской среды, в т. ч. качества и надежности коммунальных услуг за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижение экологического ущерба. Приведен паспорт проекта.
Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2022 г. N 82-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 января 2022 г. N 0001202201310024, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2022 г. N 6 ст. 908
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2023 г. N 2841-р
Изменения вступают в силу с 14 октября 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2022 г. N 2203-р
Изменения вступают в силу с 10 августа 2022 г.
Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2022 г. N 665-р
Изменения вступают в силу с 30 марта 2022 г.