Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 28.10.2021 N 35
Основные направления
налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Общие положения
Основные направления налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - основные направления) разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2013 N 100-РЗ "О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике".
При подготовке основных направлений учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239.
Меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Карачаево-Черкесской Республики, привели к резкому изменению финансового положения не только населения и бизнеса, но и бюджетов всех уровней.
Основные направления сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.
Основные направления политики направлены на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, выполнение которых планируется осуществлять с учетом обязательств, установленных соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Главой Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основные направления устанавливают на среднесрочный период приоритеты в сфере управления общественными финансами на республиканском уровне, определяют условия, используемые при составлении проекта республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - республиканский бюджет), нацеливают органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики на концентрацию ресурсов при решении важнейших задач социально-экономического развития республики.
2. Налоговая политика
Основные направления налоговой политики республики сформированы с учетом основных подходов, реализованных в предыдущие годы, в целях обоснованного распределения налоговой нагрузки между секторами экономики и категориями налогоплательщиков и сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов региональной налоговой политики. Совершенствование налоговой системы республики должно обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом особенностей экономической ситуации в регионе, изменений федерального бюджетного и налогового законодательства и необходимости достижения национальных целей развития, при условии выполнения обязательств, установленных соглашением по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов. Основные направления налоговой политики учитываются при планировании республиканского и местных бюджетов и являются базой для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах.
1. Итоги реализации налоговой политики в 2019 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года.
Основными задачами налоговой политики республики последних лет являются создание условий для наращивания собственных доходов в целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета и активизации предпринимательской и инвестиционной активности, поддержка социально незащищенных граждан, недопущение неэффективных налоговых льгот. При этом реальная экономическая ситуация диктует необходимость создания условий для стабильного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях восстановления деятельности после введения ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции.
Так, в связи с ухудшением ситуации в экономике по причине распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году на федеральном и региональном уровнях приняты меры налоговой поддержки пострадавших субъектов предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Во исполнение Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2020 года N 74 "О первоочередных мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Карачаево-Черкесской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" принят Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15.06.2020 N 29-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики", устанавливающий налоговые льготы по налогу на имущество организаций, упрощенной и патентной системам налогообложения, транспортному налогу. Также были снижены размеры арендных платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства - арендаторов государственного или муниципального имущества.
При этом, как субъект, получающий дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, в соответствии с ежегодным соглашением, заключаемым между Министерством финансов Российской Федерации и Главой Карачаево-Черкесской Республики, республика обязалась обеспечить прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2020 году не менее чем на 1,4%. Несмотря на значительное снижение налоговых поступлений в середине прошлого года, в результате предпринятых мер по погашению задолженности и улучшению администрирования, а также реализации масштабного пакета поддержки экономики и граждан, по итогам 2020 года фактически достигнут уровень - 102,5%.
В 2021 году продолжается работа по сохранению и наращиванию налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. Плановый темп роста, установленный аналогичным соглашением, составляет 103,7%.
В целях увеличения собственных доходов бюджета в республике проводятся мероприятия, направленные на расширение налоговой базы и повышение эффективности налогообложения. Функционирует Комиссия по мобилизации доходов при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики, работа которой способствует улучшению взаимодействия органов исполнительной власти республики и местного самоуправления с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти в части повышения качества администрирования доходных источников бюджета, обеспечения полноты вовлечения в налогообложение объектов недвижимости, повышения уровня собираемости доходов, минимизации способов уклонения от налогообложения. Реализуются мероприятий, направленные на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики за счет повышения эффективности налогообложения имущества и погашения задолженности, в соответствии с распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.09.2018 N 460-р "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Карачаево-Черкесской Республики на 2018 - 2024 годы" и постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.03.2019 N 73 "О мерах по мобилизации доходов в бюджет Карачаево-Черкесской Республики".
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" Карачаево-Черкесским республиканским государственным бюджетным учреждением "Республиканский кадастровый центр" на территории Карачаево-Черкесской Республики своевременно актуализируются данные о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Налоговая нагрузка на плательщиков местных имущественных налогов в связи с изменениями кадастровой стоимости регулируется корректировкой ставок в соответствии с решениями органов местного самоуправления.
В соответствии с условиями соглашения с Министерством финансов Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности налоговых расходов, включенных в Перечень налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики. С 2020 года оценка проводится по новой методике, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.2019 N 330 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики и оценки налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796.
Оценка эффективности налоговых расходов состоит из оценки целесообразности и востребованности, а также расчета совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов. Оценка эффективности налоговых расходов направлена на пересмотр льгот, в отношении которых по результатам проведения оценки выявлены несоответствие целям госпрограмм, низкая востребованность, отрицательный бюджетный эффект.
В соответствии с региональным законодательством налоговые льготы в 2020 году были предоставлены 17 категориям налогоплательщиков, из них 11 категорий воспользовались предоставленными льготами на общую сумму 200431 тыс. рублей 2,3% от налоговых доходов консолидированного бюджета КЧР, в 2019 году - 1,5%, в 2018 году - 2,1%).
Динамика изменения объема выпадающих доходов по льготам и пониженным ставкам, установленным республиканским законодательством, с учетом уточнения данных Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике за предыдущие годы, выглядит следующим образом:
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Налог на имущество организаций |
180066 |
147848 |
73053 |
38015 |
36276 |
39469 |
95604 |
20259 |
16780 |
Транспортный налог |
24000 |
27504 |
21670 |
14099 |
22117 |
33228 |
65168 |
91282 |
103264 |
Налог на прибыль |
85515 |
40463 |
3237 |
10 |
376 |
430 |
470 |
152 |
584 |
Упрощенная система налогообложения |
30553 |
35415 |
6500 |
7387 |
7174 |
9304 |
12378 |
15863 |
79803 |
Патентная система налогообложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
41 |
0 |
0 |
Итого: |
320134 |
251230 |
104460 |
59511 |
65943 |
82435 |
173661 |
127556 |
200431 |
Изменение структуры налоговых расходов представлено в следующей таблице (%):
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Налог на имущество организаций |
56,2 |
58,8 |
69,9 |
63,9 |
55,0 |
47,9 |
55,1 |
15,9 |
8,4 |
Транспортный налог |
7,5 |
10,9 |
20,7 |
23,7 |
33,5 |
40,3 |
37,5 |
71,6 |
51,5 |
Налог на прибыль |
26,7 |
16,1 |
3,1 |
0,02 |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
Упрощенная система налогообложения |
9,5 |
14,1 |
6,2 |
12,4 |
10,9 |
11,3 |
7,1 |
12,4 |
39,8 |
Патентная система налогообложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,01 |
0,02 |
0,0 |
0,0 |
Итого: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Структура налоговых расходов консолидированного бюджета существенно изменилась с учетом отмены неэффективных льгот: занимавшая наибольший удельный вес на протяжении ряда лет группа технических льгот (поддержка государственных и муниципальных организаций) поэтапно упразднена. Второй год подряд (с 2019 года) наибольший объем государственной налоговой поддержки приходится на льготы по транспортному налогу, имеющие социальную направленность.
В 2020 году налоговые расходы (льготы), предоставленные на республиканском уровне, по их отраслевой направленности можно разделить на четыре группы (с распределением по принадлежности к государственным программам Карачаево-Черкесской Республики):
1. Поддержка инвестиционной деятельности и субъектов малого и среднего предпринимательства (46,6% или 93345,0 тыс. рублей от общей суммы выпадающих доходов) - государственная программа "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 10.
2. Поддержка организаций, оказывающих социальные услуги, а также социально незащищенных категорий граждан (51,5% или 103264,0 тыс. рублей) - государственная программа "Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 27.
3. Поддержка сельхозтоваропроизводителей (1,9% или 3822,0 тыс. рублей) - государственная программа "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13.
4. Поддержка промышленных производств (0%) - государственная программа "Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 14.
Перечень льгот, с указанием объемов выпадающих доходов за 2020 год, выглядит следующим образом (тыс. рублей):
Содержание льготы |
2020 |
1 |
2 |
Налог на имущество организаций | |
Пониженная налоговая ставка (1,5%) - организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в мясной (производство мяса, продуктов из мяса и мяса птицы), молочной (производство молочных продуктов) и мукомольной (производство муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста для выпечки) отраслях пищевой промышленности, а также осуществляющие производство хлеба и хлебобулочных изделий, за исключением организаций, которые в дальнейшем реализуют потребителям и частично используют в производстве подакцизную продукцию, с последующей ее реализацией |
941,0 |
Пониженная налоговая ставка (1,1%) - организации, осуществляющие разведение крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, лошадей, ослов, мулов, и лошаков, сельскохозяйственной птицы, а также выращивание зерновых, масличных, кормовых культур, сахарной свеклы |
2881,0 |
Пониженная ставка (1,2% - в 2017, 1,4% - в 2018, 0,3% и 0,5% - в 2019) для организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость |
12274,0 |
Освобождение от уплаты организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов, в отношении имущества, образованного в результате реализации проекта, - с момента возникновения обязанности по уплате налога и на период не более пяти лет |
684,0 |
Итого по налогу |
16780,0 |
Транспортный налог | |
Освобождены от уплаты граждане: подвергшиеся радиации вследствие Чернобыльской катастрофы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Герои Советского Союза; Герои Российской Федерации; награжденные орденами Славы трех степеней; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; инвалиды всех категорий, имеющие в собственности мотоциклы, мотороллеры и автомобили легковые с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил включительно, а также грузовые автомобили с мощностью двигателя до 300 лошадиных сил включительно, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу |
103264,0 |
освобождение от уплаты граждан, подвергшихся радиации вследствие Чернобыльской катастрофы в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Героев Советского Союза; Героев Российской Федерации; граждан, награжденных орденами Славы трех степеней; инвалидов всех категорий; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в отношении одного имеющегося в собственности налогоплательщика транспортного средства | |
пониженная ставка (20%) для пенсионеров, а также лиц, достигших возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), имеющих в собственности мотоциклы, мотороллеры и автомобили легковые, за мощность до 250 лошадиных сил включительно | |
освобождение от уплаты собственников автомобилей, оснащенных электродвигателями, в отношении указанных транспортных средств |
0,0 |
освобождение от уплаты общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности |
0,0 |
Итого по налогу |
103264,0 |
Налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта | |
Пониженная (13,5%; 12,5% - в 2017 - 2020 гг.) ставка по налогу на прибыль для организаций, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям |
0,0 |
пониженная налоговая ставка (13,5%; 12,5% - в 2017 - 2020 гг.) организациям, осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов, - с момента возникновения обязанности по уплате налога и на период не более трех лет, при условии, что доля выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной от осуществления приоритетного инвестиционного проекта в Карачаево-Черкесской Республике составляет не менее 70 процентов от общего объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
437,0 |
пониженная налоговая ставка (13,5%; 12,5% - в 2017 - 2020 гг.) организациям - резидентам туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны |
147,0 |
пониженная налоговая ставка (13,5%; 12,5% - в 2017 - 2020 гг.) для некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, включенных в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг в соответствии со статьей 31.4 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
0,0 |
пониженная налоговая ставка (0%) для указанных в пункте 2 статьи 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных при участии Карачаево-Черкесской Республики в качестве стороны специального инвестиционного контракта, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно |
0,0 |
Итого по налогу |
584,0 |
Упрощенная система налогообложения | |
Пониженная ставка (9%) если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для отдельных категорий налогоплательщиков: |
13598,0 |
для резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики | |
для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области: образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг; обрабатывающих производств | |
Пониженная ставка (4%), если объектом налогообложения являются доходы, для отдельных категорий налогоплательщиков: |
62759,0 |
для резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики | |
для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области: образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг; обрабатывающих производств | |
Пониженная налоговая ставка (0%) для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории Карачаево-Черкесской Республики с 01.08.2015 и осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности: 1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 2) рыболовство, рыбоводство; 3) обрабатывающие производства; 4) деятельность в области образования; 5) предоставление социальных услуг с обеспечением проживания; 6) предоставление социальных услуг без обеспечения проживания; 7) услуги по организации работы театров, художественных галерей и выставок произведений искусства; 8) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа; 9) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий; 10) деятельность детских лагерей на время каникул; 11) деятельность спортивных объектов; 12) физкультурно-оздоровительная деятельность; 13) разработка программного обеспечения и консультирование в этой области; 14) научные исследования и разработки |
3446,0 |
Итого по налогу |
79803,0 |
Патентная система налогообложения | |
Пониженная налоговая ставка (0%) для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории Карачаево-Черкесской Республики с 01.08.2015 и осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности: 1) пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; 2) пошив обуви; 3) изготовление металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц; 4) изготовление металлоизделий; 5) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству; 6) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; 7) изготовление изделий народных художественных промыслов; 8) прочие услуги производственного характера; 9) производство и реставрация ковров и ковровых изделий; 10) чеканка и гравировка ювелирных изделий; 11) проведение занятий по физической культуре и спорту; 12) экскурсионные услуги; 13) ритуальные услуги. 14) оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота; 15) производство кожи и изделий из кожи; 16) сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений; 17) сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей; 18) производство молочной продукции; 19) производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав; 20) товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; 21) лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность; 22) деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; 23) сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья; 24) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации; 25) ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования |
0,0 |
Итого по налогу |
0,0 |
Итого по региональным льготам: |
200431,0 |
В целях преодоления последствий экономического кризиса важнейшую роль играют налоговые льготы для инвесторов, производителей импортозамещающих товаров, а также малых и средних предприятий. В Карачаево-Черкесской Республике действуют пониженные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения ("доходы-расходы" - 9% и "доходы" - 4%), установлен расширенный перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы, а также установлены понижающие коэффициенты в зависимости от места осуществления деятельности.
Действуют пониженные до 13,5% ставки по налогу на прибыль организаций для приоритетных инвесторов республики, резидентов особой экономической зоны, общественных объединений инвалидов, некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, а также пониженная до 0% ставка налога на прибыль для участников федеральных специальных инвестиционных контрактов.
В целях расширения налоговой базы и вовлечения в налоговый оборот большего количества объектов делового, административного или коммерческого назначения с 01.01.2019 установлен минимальный размер площади объектов, включаемых в ежегодно формируемый перечень, - 550 кв. метров. При этом действуют пониженные налоговые ставки в зависимости от площади объекта налогообложения для плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения республики, организациям, оказывающим социальные услуги, и имеющие исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности, являются одной из значимых форм господдержки малообеспеченных и социально-незащищенных категорий граждан, роль которой возросла в период кризисной ситуации в экономике и снижения уровня реальных доходов населения.
В 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:
до 2024 года продлено действие "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и патентной систем налогообложения в производственной, социальной и научной сферах, в виде установления на двухлетний налоговый период нулевой ставки;
с 1 сентября 2020 года на территории Карачаево-Черкесской Республики введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
расширено применение патентной системы налогообложения на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов индивидуальных предпринимателей на патентной системе налогообложения;
расширено применение упрощенной системы налогообложения за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 млн. рублей) и занятости (со 100 работников для 130).
2. Основные цели и задачи налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Условия функционирования экономики в настоящее время диктуют новые задачи налоговой политики, преимущественно ориентированной на переход субъектов предпринимательства от этапа восстановления деятельности после пандемии к дальнейшему развитию.
Основными приоритетами региональной налоговой политики в трехлетней перспективе 2022 - 2024 годов будут являться: создание благоприятной налоговой среды для стимулирования восстановления и развития экономики республики, привлечения инвестиций, содействие занятости населения и легализации доходов.
Приостановление деятельности и сокращение выручки бизнеса в течение 2020 года привело к снижению инвестиционной активности, в связи с этим, в субъекте будут приниматься меры, стимулирующие вложение инвестиций, такие как введение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, создание нормативной базы для заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, привлечение денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов нового типа, участие республики в инфраструктурных проектах.
Планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, упрощению административных процедур, оптимизации налоговой нагрузки на отдельные категории налогоплательщиков, изменению и упрощению фискальной системы для малого бизнеса. Необходимо создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан.
В целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
При определении общих параметров доходной части консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2022 - 2024 годы должны быть учтены следующие изменения, вступающие в силу, а также планируемые к принятию в предстоящий трехлетний период:
1. Налог на прибыль организаций
Сохранение до 2024 года ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, в размере 17%.
Введение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
Возможность учета безвозмездно полученного налогоплательщиком имущества (имущественных прав) по полной стоимости, надлежащей к применению в налоговом учете, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Изменение условий учета расходов на добровольное страхование: переход от закрытого перечня видов страхования к критериям соответствия расходов на такое страхование.
Определение порядка налогообложения доходов и расходов по операциям с цифровыми финансовыми активами в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Налог на доходы физических лиц
Сохранение на 2021 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, в размере 1,6, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Увеличение предельного возраста детей налогоплательщика до 24 лет в целях возможности предоставления социального налогового вычета в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарственных препаратов для детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.
Наделение букмекерских контор и тотализаторов функциями налоговых агентов при выплате выигрышей в сумме до 15 тыс. рублей.
Распространение возможности уменьшения суммы налогооблагаемого дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета.
Установление в целях освобождения от налогообложения предельных величин (нормативов) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.
Наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории Российской Федерации, в том числе в области информационных технологий, с использованием сети "Интернет".
3. Имущественные платежи
Отмена с 2021 года налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам.
Отмена деклараций по налогу на имущество организаций по объектам, облагаемым от кадастровой стоимости.
Введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам.
Постепенный переход на налогообложение всего недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости.
Установление единых сроков уплаты налога на имущество организаций - до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовых платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Определение критериев дифференциации налоговых ставок, позволяющих разграничить налоговые ставки и налоговые льготы, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, в целях улучшения администрирования налога на имущество организаций в связи с отменой декларации по отдельным объектам недвижимости, а также в целях повышения качества оценки налоговых расходов.
Определение моментом начала применения повышающих коэффициентов по земельному налогу в отношении земельных участков для жилищного строительства не с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок, а с даты установления вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство.
Ограничение применения коэффициента 1,1 при исчислении земельного налога в налоговом периоде, в котором установлены факты:
неиспользования для сельскохозяйственного производства земельных участков сельскохозяйственного назначения;
использования в предпринимательской деятельности земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства;
изменения категории земельного участка или разрешенного использования.
Ограничение применения коэффициента 1,1 при исчислении налога на имущество физических лиц в налоговом периоде, в котором изменены характеристики объекта недвижимости, влияющие на кадастровую стоимость (площадь, вид разрешенного использования, степень готовности объекта и т.п.).
4. Акцизы
Индексация ставок акцизов.
Закрепление на 2022 - 2024 годы норматива распределения в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты на уровне 2021 года - 74,9%, взамен ранее установленных на 2022 год - 83,3%, на 2023 год - 91,6%, с 2024 года - 100%.
5. Специальные налоговые режимы
Отмена налоговой декларации для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, использующих контрольно-кассовую технику.
Запуск нового налогового режима упрощенной системы налогообложения-онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (аналогично режиму в виде налога на профессиональный доход администрирование будет осуществляться в без декларационном формате через удобный интерфейс).
Включение дополнительных позиций в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Внесение изменений в патентную систему налогообложения, предусматривающих ежегодную индексацию размера потенциального возможного к получению дохода на коэффициент-дефлятор, утверждаемый на федеральном уровне.
6. Налог на добычу полезных ископаемых
Установление норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде, - в размере 17% в бюджет субъекта.
7. Совершенствование налогового администрирования
Введение института "единого налогового платежа", предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств.
Развитие системы налогового мониторинга с целью расширения перечня его потенциальных участников, улучшения информационного взаимодействия налоговых органов с участниками налогового мониторинга и снижения административной нагрузки на них.
Поэтапный переход к направлению налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика без дублирования по почте на бумажном носителе (за исключением инвалидов, малоимущих граждан, несовершеннолетних, пенсионеров, граждан предпенсионного возраста и некоторых других категорий граждан).
Автоматическое предоставление физическим лицам, имеющим личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг, доступа к личному кабинету налогоплательщика. Это позволит упростить взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
Расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля/надзора.
Совершенствование порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере, в частности, путем расширения способов подачи заявления о постановке на учет в налоговые органы и унификации документов, подтверждающих постановку на учет.
В рамках создания единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы планируется завершить формирование методологий оценки эффективности по всем налоговым расходам и обеспечить проведение соответствующей оценки. В целях полноценного представления информации о финансовом обеспечении госпрограмм обеспечить отражение в них соответствующих налоговых расходов.
Планируется обеспечить проведение регулярной оценки на основе единых методологических подходов с последующей их донастройкой в целях повышения эффективности, а также определить специальные условия и порядок оценки эффективности инвестиционных налоговых расходов, в том числе на основе сведений финансовой отчетности получателей льгот, оценки инвестиционной активности и создаваемой добавленной стоимости налогоплательщиком, применяющим льготы. Предоставление новых инвестиционных налоговых льгот (расходов) должно осуществляться только под инвестиционные обязательства с возвратом полной суммы льготы за весь период в случае их неисполнения.
Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать восстановлению и развитию собственной налоговой базы, росту платежей в бюджет, удобству и эффективности налогового администрирования.
3. Бюджетная политика
1. Итоги реализации бюджетной политики в 2020 году и в первой половине 2021 года.
Итогами реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в 2020 году и в начале 2021 года являлись:
направление средств на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Карачаево-Черкесской Республики. Нагрузка республиканского бюджета была особенно чувствительна на начальном этапе борьбы с пандемией, когда значительные средства требовалось направить на меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, в том числе выплаты стимулирующего характера, создание дополнительного коечного фонда, переоснащение медицинских организаций и приобретение лекарств. Перемещение части бюджетных ассигнований позволило без промедления обеспечивать ресурсами антивирусные мероприятия;
безусловное выполнение социальных обязательств Карачаево-Черкесской Республики;
участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части сохранения достигнутого соотношения оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;
совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Карачаево-Черкесской Республики;
соблюдение нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления;
формирование бюджета в программном формате;
обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики при безусловном соблюдении условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении Карачаево-Черкесской Республике бюджетных кредитов из федерального бюджета;
внедрение государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет" с целью расширения функциональных возможностей единой системы управления бюджетным процессом.
Крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются образование, здравоохранение и социальная политика.
2. Цели и задачи бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Карачаево-Черкесской Республике при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики в среднесрочной перспективе являются:
обеспечение финансовой устойчивости и долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета;
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;
реализация мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, на период до 2024 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
привлечение средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики;
предоставление мер социальной поддержки с учетом установленного объема льгот, размера социальных выплат и прогнозируемой численности получателей;
повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;
неукоснительное выполнение условий соглашений по реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;
обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета и бюджетного процесса для общества.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики, являются:
изменения норм федерального и республиканского законодательства, влекущие за собой снижение доходов республиканского бюджета и (или) увеличение расходов республиканского бюджета;
ухудшение общеэкономической ситуации в стране в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
3. Основные подходы к формированию расходов республиканского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Бюджетная политика на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирована исходя из текущей экономической ситуации и определяет среднесрочные цели, направленные, прежде всего, на проведение и в дальнейшем ответственной бюджетной политики для наращивания устойчивости всей системы государственных финансов. Результатом проводимой бюджетной политики должно стать сбалансированное развитие экономики и социальной сферы, способствующее достижению достойного уровня жизни населения Карачаево-Черкесской Республики.
Бюджетная политика в 2022 - 2024 годах в Карачаево-Черкесской Республике будет ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств.
Достижение этого в условиях ограниченности бюджетных возможностей предполагает перераспределение бюджетных средств в пользу приоритетных направлений. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются необходимостью достижения целевых показателей "майских" указов Президента Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также целей и целевых показателей государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, сформированных в соответствии с указами.
Основные параметры республиканского бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по уровню государственного долга, установленных Дополнительными соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Формирование объема и структуры расходов республиканского бюджета на 2022 - 2024 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:
в качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2022 - 2024 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные Законом Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2020 N 113-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон о республиканском бюджете) в первоначальной редакции. В основу бюджетных проектировок по расходам на 2024 год будут положены проектировки 2023 года.
При формировании проектировок расходов республиканского бюджета на 2022 - 2024 годы учтены следующие факторы:
повышение с 1 января 2022 года оплаты труда работников бюджетного сектора экономики на 4%;
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17 марта 2022 г. N 71 "Об увеличении за счет средств республиканского бюджета оплаты труда работников казенных, бюджетных, автономных учреждений, органов государственной власти и государственных органов Карачаево-Черкесской Республики"
индексация оплаты труда отдельных категорий работников республиканских государственных учреждений здравоохранения, социального обеспечения населения, образования культуры и науки на прогнозный темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций;
достижение уровня оплаты труда с учетом положений Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
достижение целевых показателей национальных проектов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
индексация стипендий, регулируемых тарифов (цен) для расчета расходов на оплату коммунальных услуг государственными учреждениями и предоставления отдельных мер социальной поддержки на 2022 год на 4%;
завершение финансирования расходных обязательств ограниченного срока действия;
финансирование мероприятий "длящегося" характера, возникшим в ходе исполнения республиканского бюджета в 2021 году;
уточнение контингента получателей;
уточнение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга.
В 2022 году в составе условно утверждаемых расходов учитываются бюджетные ассигнования на реализацию следующих мероприятий:
реализация положений указов Президента Российской Федерации от 2012 и 2018 годов;
предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям в виде дотации на стимулирование.
При распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и непрограммных направлений деятельности исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики должны обеспечить бюджетное планирование исходя из минимизации затрат в целях полного финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств.
4. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений.
Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в 2022 - 2024 годах будет основываться на Бюджетном кодексе Российской Федерации и Законе Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2019 N 64-РЗ "О межбюджетных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике".
Правительством Карачаево-Черкесской Республики принимаются все возможные меры по обеспечению органов местного самоуправления муниципальных образований республики средствами, необходимыми для эффективного исполнения возложенных на них полномочий.
Основной задачей бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, а также повышение прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики.
Приоритетными направлениями будут являться:
реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
осуществление мониторинга соблюдения условий соглашений, заключенных муниципальными образованиями, предусматривающих показатели социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов;
содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;
реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.
Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также повышение эффективности и результативности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
При предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований основная роль, как и прежде, отводится дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 октября 2021 г. N 35 "Об одобрении основных направлений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.