Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Карачаевского муниципального района
от 11.11.2021 N 927
Муниципальная программа
"управление муниципальными финансами Карачаевского муниципального района на 2022 - 2024 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Карачаевского муниципального района на 2022 - 2024 годы" (далее - программа)
Наименование Программы |
"Управление муниципальными финансами Карачаевского муниципального района на 2022 - 2024 годы" |
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление администрации Карачаевского муниципального района |
Соисполнители Программы |
Отсутствуют |
Подпрограммы Программы |
1. "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов муниципальных образований Карачаевского муниципального района". 2. "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". |
Ведомственные целевые Программы |
Отсутствуют |
Цели Программы |
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Карачаевского муниципального района. 2. Повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами. |
Задачи Программы |
1. Обеспечение условий для устойчивого исполнения расходных обязательств Карачаевского муниципального района за счет координации стратегического и бюджетного планирования. 2. Нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в Карачаевском муниципальном районе, организация планирования и исполнения местного бюджета, кассового обслуживания исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности. 3. Обеспечение равных условий для устойчивого и эффективного исполнения расходных обязательств городских и сельских поселений Карачаевского муниципального района, обеспечение сбалансированности и повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов. 4. Обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере. 5. Укрепление собственной доходной базы бюджета Карачаевского муниципального района. 6. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышения эффективности расходов местного бюджета. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2022 - 2024 годы на постоянной основе, разделение Программы на этапы не предусматривается. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 159315,1 тыс. рублей, из них по годам: 2022 год - 53108,1 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 44628,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 8480,1 тыс. рублей; 2023 год - 53103,5 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 44628,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 8475,5 тыс. рублей; 2024 год - 53103,5 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 44628,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 8475,5 тыс. рублей. Объем финансового обеспечения реализации Программы в разрезе подпрограмм составляет: Подпрограмма 1 - 141996,3 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 133884,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 8112,3 тыс. рублей, из них по годам: 2022 год - 47332,1 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 44628,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 2704,1 тыс. рублей; 2023 год - 47332,1 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 44628,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 2704,1 тыс. рублей; 2024 год - 47332,1 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 44628,0 тыс. рублей; средства бюджета Карачаевского муниципального района - 2704,1 тыс. рублей. Подпрограмма 2 - 17318,8 тыс. рублей, источник финансирования подпрограммы 2 - средства бюджета Карачаевского муниципального района, в том числе: 2022 год - 5776,0 тыс. рублей; 2023 год - 5771,4 тыс. рублей; 2024 год - 5771,4 тыс. рублей. Источниками финансирования муниципальной программы являются налоговые и неналоговые доходы бюджета Карачаевского муниципального района и дотации с бюджета Карачаево-Черкесской Республики |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Обеспечение стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни; обеспечение долгосрочной сбалансированности местного бюджета, усиление взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований; улучшение качества прогнозирования основных параметров местного бюджета, соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации; рост объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета Карачаевского муниципального района; повышение эффективности использования средств местного бюджета; качественное управление муниципальными финансами; эффективная организация муниципального внутреннего финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств; перевод большей части расходов местного бюджета на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Охват бюджетных ассигнований местного бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования (%). 2. Наличие результатов качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Карачаевского муниципального района (да/нет). |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Данная программа разработана в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Карачаевского муниципального района от 24.06.2021 N 544 "Об утверждении перечня муниципальных программ Карачаевского муниципального района", постановлением администрации Карачаевского муниципального района от 02.12.2014 N 735 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности целевых программ Карачаевского муниципального района" и определяет концептуальную основу реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере управления муниципальными финансами, обеспечения качества и доступности муниципальных услуг на территории Карачаевского муниципального района.
Одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития Карачаевского муниципального района является проведение финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств Карачаевского муниципального района.
Бюджетно-финансовая система Карачаевского муниципального района развивается в условиях нестабильного социально-экономического положения, непрерывно меняющегося как федерального, так и республиканского законодательства, что приводит к неустойчивости системы и невозможности осуществления достоверных среднесрочных и долгосрочных финансовых прогнозов. В течение года неоднократно возникает необходимость пересматривать и корректировать показатели районного бюджета на текущий год.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации муниципальной социальной политики" утверждены планы мероприятий (дорожные карты) по повышению эффективности и качества услуг в сферах образования, социального обслуживания населения, культуры Карачаевского муниципального района.
В результате проводимой бюджетной реформы обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Карачаевского муниципального района, обоснованность планирования бюджетных расходов.
В Карачаевском муниципальном районе введена формализованная методика прогнозирования доходов районного бюджета по основным видам налогов. В целях выполнения бюджетных обязательств финансовое управление администрации Карачаевского муниципального района постоянно анализирует исполнение бюджета, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
На постоянной основе ведется работа с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов, а также жесткого контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.
В то же время, несмотря на поступательное развитие нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, в настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления городских и сельских поселений Карачаевского муниципального района при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий.
Переход к формированию бюджета муниципального района на основе муниципальных программ позволит создать прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов Карачаевского муниципального района на важнейших направлениях деятельности.
Современная система управления муниципальными финансами Карачаевского муниципального района сложилась в результате определенной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета в ходе реализации основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Карачаевского муниципального района, которые разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе Карачаевского муниципального района, утвержденным решением Совета Карачаевского муниципального района от 28.12.2015 N 03/82-2014.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Карачаевского муниципального района, устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств и достижения других стратегических целей социально-экономического развития территории.
Проводимые в последние годы мероприятия, направленные на достижение целей, определенных бюджетной реформой, приносят положительные результаты, формирующие современную систему управления муниципальными финансами.
Из основных результатов можно выделить следующие:
формирование и исполнение местного бюджета по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам;
внедрение в бюджетный процесс среднесрочного бюджетного планирования;
использование единого программного продукта для обеспечения бюджетного процесса;
применение программно-целевого метода бюджетного планирования и инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг;
переход на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений;
финансовое обеспечение реформы и развития местного самоуправления;
осуществление планирования и исполнения местного бюджета с применением электронного документооборота;
установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств местного бюджета.
На осуществление муниципальной программы влияет множество экономических и социальных факторов. Основным риском для муниципальной программы является изменение федерального законодательства. Это влияет на формирование межбюджетных отношений между Карачаево-Черкесской Республикой и Карачаевским муниципальным районом. Перераспределение расходных полномочий между Карачаевским муниципальным районом и бюджетами городских и сельских поселений района влечет за собой необходимость пересмотра распределения налоговых доходов, что не способствует построению стабильной и эффективной системы межбюджетных отношений.
Большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса.
На официальном сайте Карачаевского муниципального района публикуется информация о формировании и исполнении бюджета Карачаевского муниципального района. Это дает возможность информировать население о бюджете, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Публикуемая в открытых источниках информация позволяет гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и делать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств.
В рамках полномочий финансового органа финансовое управление администрации Карачаевского муниципального района осуществляет контроль за размещением муниципальными учреждениями информации на официальном сайте www.bus.gov.ru.
Обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Цель этой реформы - мотивация учреждений к повышению качества предоставления услуг населению.
2. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации муниципальной программы
Поставленные цели и задачи муниципальной программы соответствуют социально-экономическим приоритетам Карачаевского муниципального района.
Целью муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Карачаевского муниципального района, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами.
Реализация муниципальной программы направлена на решение следующих задач:
1. Обеспечение условий для устойчивого исполнения расходных обязательств Карачаевского муниципального района за счет координации стратегического и бюджетного планирования.
2. Нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в Карачаевском муниципальном районе, организация планирования и исполнения местного бюджета, кассового обслуживания исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
3. Обеспечение равных условий для устойчивого и эффективного исполнения расходных обязательств городских и сельских поселений Карачаевского муниципального района, обеспечение сбалансированности и повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов.
4. Обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере.
5. Укрепление собственной доходной базы бюджета Карачаевского муниципального района.
6. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышения эффективности расходов местного бюджета.
3. Обоснование выделения подпрограмм и обобщенная характеристика основных мероприятий
Подпрограммы муниципальной программы выделены исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для решения определенных задач.
Решение задач, связанных с развитием межбюджетных отношений будет осуществляться в рамках подпрограммы "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований Карачаевского муниципального района".
Решение задач, связанных с составлением и исполнением районного бюджета, контролем за его исполнением, осуществлением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности предусмотрено подпрограммой "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия".
Достижение цели и решение задач муниципальной программы обеспечивается реализацией основных мероприятий, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств Карачаевского муниципального района и городских и сельских поселений Карачаевского муниципального района.
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации муниципальной программы предусматриваются формирование и развитие нормативной правовой базы в сфере управления муниципальными финансами, состоящей из принимаемых и корректируемых ежегодно либо по необходимости нормативных правовых актов Карачаевского муниципального района.
4. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
рост объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета Карачаевского муниципального района;
отсутствие в местных бюджетах просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы и по исполнению обязательств перед гражданами;
сохранение объема муниципального долга Карачаевского муниципального района на уровне, не превышающем объем доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
отсутствие выплат из местного бюджета сумм, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств;
своевременное составление проекта бюджета Карачаевского муниципального района и отчета об исполнении районного бюджета;
не превышение размера дефицита бюджета к общему годовому объему доходов выше уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации;
поддержание рейтинга Карачаевского муниципального района по качеству управления местными финансами;
обеспечение исполнения расходных обязательств Карачаевского муниципального района;
качественное планирование доходов бюджета Карачаевского муниципального района;
повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
повышение квалификации муниципальных служащих, работающих в финансовом управлении администрации Карачаевского муниципального района;
рассмотрение на сессиях Совета Карачаевского муниципального района бюджета Карачаевского муниципального района, внесение в него изменений, а также отчета об исполнении районного бюджета.
Финансовое управление администрации Карачаевского муниципального района выполняет координирующую роль при реализации муниципальной программы.
5. Перечень подпрограмм муниципальной программы
В целях решения задач муниципальной программы в ее составе формируются и реализуются подпрограммы.
Подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов изложены в приложениях 1 - 2 к настоящей муниципальной программе.
6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Информация о распределении планируемых расходов на реализацию муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Карачаевского муниципального района на 2022 - 2024 годы" представлена в приложении 3 к настоящей муниципальной программе.
Информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы и прогнозной оценке расходов бюджета на реализацию муниципальной программы представлена в приложении 4 к настоящей муниципальной программе.
Финансирование мероприятий муниципальной программы за счет средств государственных внебюджетных фондов и юридических лиц не предусматривается.
7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
Основным финансовым риском реализации муниципальной программы является существенное ухудшение параметров экономической конъюнктуры Карачаевского муниципального района, что повлечет за собой образование дефицита районного бюджета и муниципального долга. Кроме того, имеются риски использования при формировании документов стратегического планирования (в том числе муниципальных программ) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов районного бюджета.
Наряду с финансовыми рисками, имеются риски снижения эффективности планируемых мер правового регулирования, требующие выработки и реализации согласованных решений органов местного самоуправления Карачаевского муниципального района, а также увязки с мерами правового регулирования в рамках других муниципальных программ Карачаевского муниципального района (прежде всего, в сфере стратегического планирования, экономического регулирования, управления муниципальным имуществом, муниципальных закупок).
На результат реализации программы может влиять изменение бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. В целях минимизации последствий риска будет осуществляться мониторинг изменений законодательства Российской Федерации на стадии разработки проектов правовых актов.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов районного бюджета, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а также органов местного самоуправления Карачаевского муниципального района, городских и сельских поселений Карачаевского муниципального района.
8. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы будет осуществляться путем ежегодного сопоставления:
1) фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых значений целевых индикаторов муниципальной программы (целевой параметр - 100%);
2) фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых объемов расходов районного бюджета на реализацию муниципальной программы и ее основных мероприятий (целевой параметр менее 100%).
9. Управление и контроль за реализацией муниципальной программы
Текущее управление реализацией муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем программы.
В процессе реализации муниципальной программы, ответственный исполнитель вправе, в установленном порядке, представить Главе администрации Карачаевского муниципального района предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.