Решение Калининградского областного суда от 25 ноября 2021 г. N 3а-257/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Калининградской области в интересах П.Л.С., Х.Н.В., Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части, установил:
Первый заместитель прокурора Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что П.Л.С. и Х.Н.В. являются арендаторами земельных участков, расположенных по адресу: г. Калининград, СНТ "Р.": П.Л.С. - N, Х.Н.В. - N
Согласно документам территориального планирования, эти земельные участки полностью расположены в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения. По результатам рассмотрения обращений П.Л.С. и Х.Н.В. администрацией ГО "Город Калининград" в предоставлении этих земельных участков в собственность отказано по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ. В соответствии с п.п. 1.6 и 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Зона с особыми условиями использования территории Н-3 обозначена в границах земельных участков N, N на Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласован, органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-3 с включением в нее земельных участков N, N нарушает права П.Л.С. и Х.Н.В., поскольку препятствует получению земельных участков ими в собственность. Просит признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения на Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Прокурор М.Г.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Лица, в чьих интересах заявлен административный иск, П.Л.С, Х.Н.В., будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили. В предварительном судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области И.В.С. относительно заявленных административных исковых требований возражала и пояснила, что в настоящее время подготовлен проект изменений в Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", в соответствии с которыми участки N, N попадают в зону санитарной охраны источников водоснабжения, III пояс, а потому удовлетворение заявленных административных исковых требований в настоящее время нецелесообразно. Согласно письменному отзыву Агентства, в соответствии с п. 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны от выполнения требований, предъявляемых этими СанПин. Соблюдение же таких ограничений предусматривает отсутствие нарушений прав истца независимо от обозначения оспариваемых зон в документах территориального планирования и градостроительного зонирования. С учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории задача уполномоченных органов при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения баланса между публичными и частными интересами. При таких обстоятельствах отображение в оспариваемых нормативных актах отображение зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, является мерой по защите территорий от возникновения негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимой для устойчивого развития территорий и обеспечения благоприятного проживания граждан.
Представители заинтересованного лица администрации ГО "Город Калининград" Г.Ю.С., А.Э.Л. возражали против удовлетворения административного иска прокурора, поддержав позицию Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Представители административных ответчиков окружного Совета депутатов города Калининграда, Правительства Калининградской области, заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, ГП КО "В." в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
Заслушав пояснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 1 от 9 января 2019 года.
Пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, правила определения размеров территорий в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории могут выделяться две или более территории, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, в том числе для достижения различных целей установления такой зоны, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 настоящего Федерального закона (далее также - подзоны), а также перечень ограничений использования земельных участков, водных объектов, которые могут быть установлены в границах указанных территорий (за исключением случаев, если перечень этих ограничений в отношении каждой территории установлен федеральным законом).
В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. В соответствии ч. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Частью 2 этой же статьи определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством РФ.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Законность процедуры принятия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, являлась предметом оценки Калининградским областным судом ранее по иным делам (решения от 29.07.2021 по делу N 3а-159/2021, от 12.08.2021 по делу N 3а-201/2021).
Судом установлено, что П.Л.С. является арендатором муниципального земельного участка N, площадью 480 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, СНТ "Р.", на основании договора аренды от 5 июня 2013 года N 011730. Х.Н.В. является арендатором муниципального земельного участка N, площадью 738 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, СНТ "Р.", на основании договора аренды от 5 июня 2013 года N 011747 и соглашения к нему.
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, оба земельных участка находятся в зоне санитарной охраны источников водоснабжения II пояса.
Х.Н.В. 27 ноября 2020 года обратилась в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка N. В ответе Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" исх. Nиз-КМИ-09/7338 от 23 декабря 2020 года указано, что в связи с тем, что земельный участок N, согласно данным ЕГРН, находится в границах зон с особыми условиями использования территорий - зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - скважин, сделан запрос о местоположении I и II поясов вышеуказанных зон санитарной охраны. Согласно ответу этого же органа от 30 декабря 2020 Nиз-КМИ-09/7509, земельный участок N располагается в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс (Н-3), в связи с чем ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность по основанию, изложенному в п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с Картой ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа, являющейся составной часть материалов по обоснованию Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, после внесения изменений в него Постановлением Правительством Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 земельные участки N, N не располагаются в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия, являющейся частью Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельные участки N, N находятся в зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса".
Из ответа ГП КО "В." на запрос прокурора г. Калининграда исх. N 5278 от 30 марта 2021 года следует, что в районе земельного участка N отсутствуют источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ГП КО "В.". Источник, для которого установлена зона санитарной охраны, располагается на земельном участке N, на территории Калининградского вагоностроительного завода.
Согласно приведенным выше положениям Закона N 52-ФЗ установление границ ЗСО источников водоснабжения II пояса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.
Зона санитарной охраны источника водоснабжения в районе земельных участков N, N не установлена, в связи с чем ее отображение в оспариваемом документе градостроительного зонирования ГО "Город Калининград" произведено без законных оснований.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность (часть 2, пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ).
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N N к зоне с особыми условиями использования территории Н-3 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права П.Л.С., Х.Н.В. на приобретение их в собственность, в данной части они подлежат отмене. Доводы заинтересованных лиц о подготовке изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку предметом рассмотрения данного дела является действующий нормативный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Калининградской области в интересах П.Л.С., Х.Н.В. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения на Карте зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 25 ноября 2021 г. N 3а-257/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании