Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Основные мероприятия программы
Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) вызывает необходимость выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий:
1) повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальной инфраструктуре;
2) повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
3) повышение энергоэффективности в учреждениях бюджетной сферы и сферы услуг;
4) повышение энергоэффективности на основе использования возобновляемых источников энергии;
5) нормативное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
С учётом сведений для расчета целевых показателей энергоэффективности города Набережные Челны (приложение N 1) для каждого из направлений сформирована система целевых индикаторов повышения энергоэффективности с выделением этапов реализации программы к 2026 году (приложение N 2).
Повышение эффективности производства и потребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий
8.1. Энергосбережение в ТЭК города
Основные программные мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре города, направленные на сокращение потерь и затрат энергоносителей при транспортировке и передаче энергоресурсов потребителям, сокращения затрат на собственные нужды, осуществляются предприятиями на основании собственных Программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом финансирование мероприятий Программ предусматривается за счет собственных средств данных предприятий. Решение конкретных задач развития коммунальных инфраструктур города планируется с привлечением средств различных источников.
Филиал ОАО "Генерирующая компания" "Набережночелнинские тепловые сети"
1. Сокращение потерь и затрат энергоносителей при транспортировке и передаче энергоресурсов потребителям:
а) Применение при капитальном ремонте, строительстве и реконструкции тепловых сетей предварительно изолированных трубопроводов с пенополиуретановой (далее - ППУ) изоляцией в защитной (полиэтиленовой либо оцинкованной) оболочке и трубопроводов.
Данные технологии позволяют снизить технологические потери тепловой энергии в тепловых сетях, защищают трубопроводы от внешней коррозии и позволяют осуществлять контроль за состоянием тепловой изоляции при использовании системы оперативно-диспетчерского контроля (далее - ОДК).
В таблице N 8.1 представлен перечень мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции трубопроводов запланированных Филиалом ОАО "Генерирующая компания" "Набережночелнинские тепловые сети" на период 2022-2027 гг.
Таблица N 8.1
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объем финансирования, тыс. руб. |
1 |
Замена магистральных тепловодов в связи с окончанием срока службы (1 этап) |
2024 |
139122,60 |
2 |
Замена магистральных тепловодов в связи с окончанием срока службы (2 этап) |
2025 |
160022,08 |
3 |
Замена магистральных тепловодов в связи с окончанием срока службы (3 этап) |
2026 |
127302,20 |
4 |
Замена магистральных тепловодов в связи с окончанием срока службы (4 этап) |
2027 |
231179,39 |
|
Итого |
|
657626,27 |
б) Автоматизация перекачивающих насосных станций с установкой частотно-регулируемых приводов.
Изменение расходов сетевой воды с наименьшими расходами электрической энергии можно осуществить, применяя на электродвигателях насосов частотные регулируемые приводы. Модернизация проводится и для приведения в соответствии с требованиями п. 15.21 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" - об обеспечении работы насосных станций без постоянного обслуживающего персонала.
Модернизацией предусматривается автоматизация насосной станции с передачей информации о работе насосной станции в диспетчерскую службу, дистанционное управление насосами из диспетчерской, пожарно-охранная сигнализация.
В таблице N 8.2 представлен перечень мероприятий по автоматизации насосных станций, запланированных Филиалом ОАО "Генерирующая компания" "Набережночелнинские тепловые сети" на период 2021-2027 гг.
Таблица N 8.2
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объем финансирования, тыс. руб. |
1 |
Реконструкция электротехнической части ПНС-5 с заменой ЧРП и схемы управления насосными агрегатами |
2022 год |
1417,00 |
2 |
Реконструкция электротехнической части ПНС-5 с заменой ЧРП и схемы управления насосными агрегатами |
2023 год |
38052,00 |
Филиал ОАО "Генерирующая компания" "Набережночелнинская ТЭЦ"
Мероприятия Филиал ОАО "Генерирующая компания" "Набережночелнинская ТЭЦ" направлены на снижение удельных затрат топлива и электрической энергии на выработку тепловой энергии.
В таблице N 8.4 представлен перечень мероприятий, запланированных Филиал ОАО "Генерирующая компания" "Набережночелнинская ТЭЦ" на период 2022-2027 гг.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица N 8.4
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объем финансирования, тыс. руб. |
1 |
Модернизация автоматизированной системы регулирования и учета тепла собственных и хозяйственных нужд, оборудования ОВК и ОМХ |
2022 год |
7000 |
2 |
Техническое перевооружение к/а ст. N 4 с заменой водяного экономайзера |
2022 год |
95523 |
3 |
Модернизация трубопроводов восточных выводов, ОВК-оборудования в части перевода трубопроводов хозпитьевой воды подпитки теплосети на техническую воду |
2022 год |
12500 |
4 |
Реконструкция теплофикационной установки ТГ-10, 11 с заменой 6-ти насосов сетевой воды СЭ-5000 |
2023-2024 года |
64619,1 |
5 |
Модернизация турбины Т-100/120-130-2 ст. N 4 с заменой ПСГ-1 и оснащением системой СШО ПСГ-1 |
2023-2024 года |
66328,5 |
6 |
Модернизация турбины Т-100/120-130-3 ст. N 6 с заменой ПСГ-1 |
2024-2025 года |
50578,5 |
7 |
Техническое перевооружение с заменой экранных поверхностей нагрева КА ТГМ-84 "Б" ст. N 5 |
2025-2026 года |
112028,759 |
8 |
Реконструкция теплофикационной установки ТГ-4 с заменой 4-х насосов сетевой воды СЭ-2500 |
2025-2026 года |
25552,8 |
9 |
Реконструкция теплофикационной установки ТГ-5 с заменой 4-х насосов сетевой воды СЭ-2500 |
2026-2027 года |
25552,8 |
10 |
Модернизация турбины Т-100/120-130-3 ст. N 7 с заменой ПСГ-1 и оснащением системой СШО ПСГ-1 |
2026-2027 года |
66328,5 |
|
Итого: |
|
526011,96 |
Филиал ОАО "Сетевая компания" Набережночелнинские ЭС
Мероприятия Филиал ОАО "Сетевая компания" Набережночелнинские ЭС направлены на снижение технических потерь электроэнергии.
В таблице N 8.5 представлен перечень мероприятий, запланированных Филиал ОАО "Сетевая компания" Набережночелнинские ЭС на период 2022-2027 гг.
Таблица N 8.5
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объем финансирования, млн. руб. |
Плановые значения экономии, тыс. кВт х ч |
Плановые значения экономии, млн. руб. |
1 |
Оптимизация рабочих напряжений в центрах питания радиальных сетей (НН, СН2, СН1) |
2022 год |
- |
6147,625 |
12,009631 |
2 |
Отключение трансформаторов с сезонной нагрузкой (СН2) |
- |
110,160 |
0,215202 |
|
3 |
Выравнивание нагрузок фаз в электрических сетях 0,38 кВ (НН) |
|
- |
258,750 |
0,505478 |
4 |
Отключение в режимах малых нагрузок трансформаторов на ПС с 2-мя и более трансформаторами (СН2, СН1, ВН) |
- |
1216.690 |
2,376853 |
|
5 |
Снижение расхода электроэнергии на собственные нужды ПС (НН, ВН) |
- |
821,760 |
1,605341 |
|
|
Итого |
- |
|
8554,985 |
16,713 |
ООО "Челныводоканал"
Согласно инвестиционной программе "Развитие, реконструкция и модернизация систем коммунального водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Набережные Челны", разработанной ООО "Челныводоканал" на период 2020-2024 года, можно выделить мероприятия, указанные в таблице N 8.6.
В таблице N 8.6 представлен перечень мероприятий, запланированных ООО "Челныводоканал"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Экономический эффект, тыс. руб./год |
|
2022 |
2023 |
||||
1 |
Реконструкция дренажных систем фильтров очистных сооружений системы водоснабжения |
11964,89 |
7976,59 |
19941,48 |
10241,47 |
2 |
Модернизация насосного оборудования в иловой насосной станции |
4205,34 |
|
4205,34 |
965,8 |
|
Итого |
16170,23 |
7976,59 |
24146,82 |
11207,27 |
Цели программы по показателям энергоэффективности использования ресурсов:
1. Снижение доли потерь питьевой воды в центральных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть - 6,55%
2. Снижение удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема питьевой воды, отпускаемой в сеть - 0,48 кВт х ч/м3.
3. Снижение удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой питьевой воды - 0,0068 кВт х ч/м3.
4. Снижение удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод - 0,34 кВт х ч/м3.
5. Снижение удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемой сточных вод - 0,104 кВт х ч/м3.
8.2. Энергосбережение в бюджетных учреждениях
Для включения в Программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Набережные Челны, в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 и требованиями Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ, а также на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий, предложен типовой перечень технических энергосберегающих мероприятий для бюджетных учреждений.
8.2.1. Организационные мероприятия в бюджетных учреждениях города Набережные Челны
1) ранжирование зданий, строений, сооружений по удельному энергопотреблению и установление очередности проведения мероприятий - срок выполнения 2022 год;
2) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосберегающих мероприятий и достижением целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности - срок 2022 год;
3) разработать технико-экономические обоснования энергосберегающих мероприятий и технологий внедряемых на объектах бюджетных учреждений для привлечения внебюджетного финансирования - срок 2022 год.
Наибольший удельный расход тепловой и электрической энергии на 1 м2 отапливаемой площади имеют муниципальные унитарные предприятия, наибольшие удельные расходы воды питьевого качества имеют образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта.
В связи с различным потреблением энергетических ресурсов бюджетных учреждений выполним ранжирование по удельному потреблению тепловой энергии на 1 м2 общей площади для каждого управления Исполнительного комитета отдельно.
На рисунках NN 8.1-8.6 представлены данные по ранжированию зданий бюджетных учреждений по удельному потреблению тепловой энергии на 1 м2 общей площади.
Учреждения образования
"Рисунок N 8.1. Ранжирование зданий учебных учреждении г. Набережные Челны по удельным расходам тепловой энергии на 1 м2 общей площади"
Дошкольные образовательные учреждения
"Рисунок N 8.2. Ранжирование дошкольных образовательных учреждений г. Набережные Челны по удельным расходам тепловой энергии на 1 м2 общей площади"
Управление культуры
"Рисунок N 8.3. Ранжирование зданий Управления культуры г. Набережные Челны по удельным расходам тепловой энергии на 1м2 общей площади"
Учреждение дополнительного образования
"Рисунок N 8.4. Ранжирование зданий дополнительных образовательных учреждений г. Набережные Челны по удельным расходам тепловой энергии на 1 м2 общей площади"
Спортивные учреждения
"Рисунок N 8.5. Ранжирование зданий спортивных учреждений г. Набережные Челны по удельным расходам тепловой энергии на 1 м2 общей площади"
Учреждения здравоохранения
"Рисунок N 8.6. Ранжирование зданий учреждений здравоохранения г. Набережные Челны по удельным расходам тепловой энергии на 1 м2 общей площади"
В соответствии с данными на рисунках NN 8.2-8.7 можно выделить объекты, на которых требуется первоочередное проведение энергосберегающих мероприятий (выделены красным цветом).
8.2.2. Технические мероприятия для бюджетных учреждений города.
1. Утепление ограждающих конструкций бюджетных учреждений.
Выполненная согласно правильной технологии наружная теплоизоляция повышает среднюю температуру внутри здания на 4-5 градусов, так как стены зимой не промерзают, и не передают холод воздуху внутри, что позволяет существенно снизить финансовые затраты на отопление помещения.
Количество бюджетных учреждений |
Экономия тепловой энергии, Гкал/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
145 |
11006,5 |
18543,5 |
166894,5 |
9 |
"Финансовый профиль проекта"
2. Замена однокамерного стеклопакета на двухкамерный.
Подобная модернизация окон позволяла сократить утечку тепла. Ведь больше всего энергии теряется именно через световые проемы.
Количество бюджетных учреждений |
Экономия тепловой энергии, Гкал/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
145 |
4402,6 |
7417,4 |
42279,75 |
5,9 |
"Финансовый профиль проекта"
3. Установка частотного регулирования в приводах электродвигателях на вентиляционные установки.
Автоматизация управления вентиляционной установкой продлевает срок службы механизма в два раза, увеличивает его работоспособность. Потенциал экономии энергопотребления вентиляционными системами составляет около 60%.
Количество бюджетных учреждений |
Экономия электрической энергии, тыс. кВт/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
145 |
221,750 |
871,47 |
2788,704 |
3,2 |
"Финансовый профиль проекта"
4. Замена теплового, холодильного и технологического оборудования, используемого в бюджетных учреждениях.
Замена устаревшего оборудования, применяемого в бюджетных учреждениях, на современные модели с высоким классом энергоэффективности.
Количество бюджетных учреждений |
Экономия электрической энергии, тыс. кВт/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
145 |
1330,503 |
5228,876 |
32216,57 |
7,5 |
"Финансовый профиль проекта"
Объем потребности финансовых средств для бюджетных учреждений приведен в таблице N 8.7.
Таблица N 8.7
Отрасли энергетического хозяйства города |
Итого, тыс. руб. |
В том числе по годам |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||
Теплоснабжение |
209174,25 |
0,00 |
41834,85 |
41834,85 |
41834,85 |
41834,85 |
41834,85 |
Электроснабжение |
35005,27 |
0,00 |
7001,1 |
7001,1 |
7001,1 |
7001,1 |
7001,1 |
Всего |
244179,6 |
0,00 |
48835,92 |
48835,92 |
48835,92 |
48835,92 |
48835,92 |
8.3. Энергосбережение в жилищном фонде.
"Рисунок N 8.7. Ранжирование по удельному потреблению тепловой энергии на 1 м2 общей площади многоквартирных жилых домов самых крупных управляющих компаний г. Набережные Челны"
Самый низкий удельный расход тепловой энергии у ООО УК "Комфортные дома" - 0,068 Гкал/м2, причина тому - относительно новые жилые дома. Остальные управляющие компании имеют в обслуживание относительно одинаковые по типу и серии многоквартирные жилые дома. Стоит также отметить, что данный удельный расход по городу составляет 0,101 Гкал/м2.
8.3.1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда города Набережные Челны.
1. Установить целевые показатели повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая удельные расходы тепловой и электрической энергии, холодной и горячей воды для каждого многоквартирного жилого дома, разместить на фасадах многоквартирных домов указатели класса энергетической эффективности - срок исполнения 2022 год.
2. Обеспечить распространение информации среди собственников помещений многоквартирного дома об установленных законодательством об энергосбережении требованиях предъявляемых к собственникам жилых домов, информации о возможных типовых решениях направленных на снижение потребления энергоресурсов - регулярно (не реже чем один раз в год) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости - срок исполнения 2022 год.
3. Разработать технико-экономические обоснования на внедрение энергосберегающих мероприятий и содействовать привлечению частных инвестиций в рамках реализации энергосервисных договоров - срок с 2022.
8.3.2. Технические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда города Набережные Челны.
В соответствии с принципами, изложенными в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", технические мероприятия для жилищного фонда города условно разделены на две категории - мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и мероприятия по энергосбережению в отношении помещений в многоквартирном доме.
При реализации первой категории мероприятий предусматривается государственная поддержка их реализации, вторая категория носит необязательный характер для собственников помещений многоквартирного дома.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
1. Повышение уровня тепловой защиты ограждающих конструкций многоквартирных жилых домов.
Чем выше уровень тепловой защиты наружных ограждающих конструкций, тем меньшими оказываются потери тепла через них и тем меньше требуется подводить к зданию тепловой энергии для компенсации теплопотерь. Таким образом, повысив уровень тепловой защиты (теплоизоляции) наружных ограждающих конструкций можно добиться сокращения потерь тепловой энергии и как следствие, уменьшить затраты на эксплуатацию здания. На этом принципе основан один из путей энергосбережения и повышения энергетической эффективности существующих зданий. Большинство эксплуатируемых на территории Российской Федерации жилых объектов не соответствуют нормативным требованиям по уровню тепловой защиты ограждающих конструкций. С 2000 года введением изменений N 3 в СНиП II-3-79 и последующим утверждением на основании этих изменений СНиП 23-02-2003 требования к уровню тепловой защиты ограждающих конструкций зданий значительно возросли. Эго означает, что все здания постройки до 2000-го года не удовлетворяют современным требованиям к уровню тепловой защиты, т.е. они морально устарели и требуют реконструкции (утепления фасадов и кровли, замены наружных входных дверей и светопрозрачных ограждающих конструкций на более энергоэффективные).
В таблице приведен расчет затрат и экономического эффекта от внедрения данного мероприятия.
Количество жилых домов |
Экономия тепловой энергии, Гкал/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
176 |
10567,00 |
40780,00 |
359523,00 |
8,8 |
"Финансовый профиль проекта"
2. Установка балансировочных клапанов в систему отопления.
Установка балансировочных клапанов в систему отопления, помимо поддержания одинаковой температуры батарей, позволяет устанавливать ее значение в зависимости от назначения помещения. Изменение потока теплоносителя с помощью балансового вентильного регулятора в зависимости от назначения помещений приносит существенный экономический эффект, позволяя экономить на потреблении тепловой энергии.
Экономия тепловой энергии, Гкал/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
1158 |
2205,7 |
21552,00 |
9,7 |
"Финансовый профиль проекта"
3. Замена лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы.
Предлагается заменить лифтовое оборудование, отработавшее нормативный срок службы, на современные модели с экономным режимом потребления электрической энергии.
В таблице приведен расчет затрат и экономического эффекта от внедрения данного мероприятия.
Количество лифтов |
Экономия электрической энергии, тыс. кВт х ч/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб./год |
Срок окупаемости, лет |
318 |
10541,9 |
42800,4 |
239682,4 |
5,6 |
"Финансовый профиль проекта"
4. Установка частотно-регулируемых приводов (ЧРП) на электродвигателях насосов водоснабжения.
Одним из источников уменьшения экономических затрат и установки оптимальных режимов работы системы водоснабжения в многоэтажных домах является внедрение автоматизированных систем подкачки воды с использованием частотных преобразователей. Практика использования частотных преобразователей показывает, что срок окупаемости их внедрения составляет менее одного года. Реализация данного проекта позволяет достичь двух основных целей: снизить расход электроэнергии, воды и тепла и значительно снизить вероятность аварий в системах холодной и горячей воды у потребителей, а также на сетях.
В таблице приведен расчет затрат и экономического эффекта от внедрения данного мероприятия.
Экономия электрической энергии, тыс. кВт х ч/год |
Экономия в денежном выражении, тыс. руб./год |
Затраты на внедрение, тыс. руб./год |
Срок окупаемости, лет |
3740,8 |
15187,85 |
14388,0 |
0,9 |
"Финансовый профиль проекта"
Объем потребности финансовых средств в жилищном фонде приведен в таблице N 8.8.
Таблице N 8.8
Отрасли энергетического хозяйства города |
Итого, тыс. руб. |
В том числе по годам |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
||
Теплоснабжение |
381075,00 |
63512,5 |
63512,5 |
63512,5 |
63512,5 |
63512,5 |
63512,5 |
Электроснабжение |
245070,60 |
42345,1 |
42345,1 |
42345,1 |
42345,1 |
42345,1 |
42345,1 |
Всего |
635145,6 |
620711,00 |
620711,00 |
620711,00 |
620711,00 |
620711,00 |
620711,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.