Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 января 2022 г. N 03-07-11/3812
Вопрос: Департамент городского имущества города (далее - Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции по выполнению полномочий собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города.
Департаментом заключено соглашение с АО о компенсации городу в связи с ликвидацией объектов инженерно-коммунального хозяйства (недвижимое имущество), находящихся в собственности города, осуществляемой в процессе строительства объектов капитального строительства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
В целях корректного определения налоговой базы НДС Департамент просит дать разъяснения о принадлежности вышеуказанной компенсации к объекту налогообложения НДС и возможности АО выступить в роли налогового агента Департамента в случае необходимости налогообложения НДС компенсации.
Ответ: В связи с обращением о применении налога на добавленную стоимость в отношении сумм денежных средств, выплачиваемых застройщиком в бюджет города на основании соглашения о компенсации городу в связи с ликвидацией объектов инженерно-коммунального хозяйства (недвижимого имущества), находящихся в собственности города и в имущественной казне города, осуществляемой в процессе строительства объектов капитального строительства, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение экспертизы соглашения, заключенного Департаментом городского имущества города и застройщиком.
В то же время на основании пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т.п.). Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения.
Таким образом, если между собственником объектов недвижимого имущества и налогоплательщиком, осуществляющим строительство на территории, на которой расположены данные объекты, заключается соглашение, предусматривающее компенсацию убытков собственника объектов недвижимого имущества, связанных с ликвидацией этих объектов в зоне строительства, а не договор об оказании услуг по освобождению участка для строительства или договор об отчуждении (передаче) права собственности на объекты собственника в целях их последующей ликвидации, то есть налогоплательщик, осуществляющий строительство, не получает право собственности на подлежащие ликвидации объекты недвижимого имущества, то получение собственником объектов недвижимого имущества денежных средств в качестве компенсации убытков, связанных с их ликвидацией, не является реализацией в значении, придаваемом статьей 39 Кодекса, и, следовательно, не образует объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если между собственником объектов недвижимости и застройщиком, осуществляющим строительство на территории, на которой они расположены, заключается соглашение, предусматривающее компенсацию убытков собственника, связанных с ликвидацией объектов в зоне строительства, а не договор об оказании услуг по освобождению участка для строительства или договор об отчуждении (передаче) права собственности на объекты собственника, то есть застройщик не получает право собственности на подлежащие ликвидации объекты, то получение собственником компенсации убытков, связанных с ликвидацией объектов, не является реализацией и не облагается НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 января 2022 г. N 03-07-11/3812
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", март 2022 г., N 3