Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 января 2022 г. N 03-07-11/2092
Вопрос: В соответствии с нормами ст. 21 и 34.2 НК РФ просим дать письменные разъяснения по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах:
Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 года Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, публичным акционерным обществом и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Во исполнение указанного поручения постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил догазификация представляет собой осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (в ред. Приказа ФАС России от 16.07.2021 N 690/21) средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных в установленном порядке (далее - программы газификации), в том числе на компенсацию экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации в пределах установленного размера специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям.
Таким образом, расходы газораспределительной организации на проведение работ по догазификации (прокладке газовых сетей до границ негазифицированных домовладений) осуществляемые без взимания платы с физических лиц будут возмещаться газораспределительной организации либо в составе спецнадбавки к тарифу на транспортировку газа (по п. 5 Приказа ФСТ России от 21.06.2011 N 154-э/4), либо по соответствующим договорам с единым оператором газификации или региональным оператором газификации (по п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 N 1550).
И, соответственно, работы по догазификации, осуществляемые без взимания платы с физических лиц, по нашему мнению, не могут быть классифицированы для целей налогообложения как безвозмездно выполненные работы, безвозмездно оказанные услуги, подлежащие налогообложению НДС (на основании п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и не учитываемые в расходах по налогу на прибыль (на основании п. 16 ст. 270 НК РФ).
На основании изложенной выше информации просим дать письменные разъяснения по следующим вопросам, касающимся формирования налоговой базы по НДС и налогу на прибыль:
1) Вправе ли газораспределительная организация не признавать в качестве безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг) стоимость работ по догазификации, осуществляемых без взимания платы с физических лиц, и, соответственно, не включать их рыночную стоимость в налоговую базу по НДС?
2) Вправе ли газораспределительная организация учитывать расходы по догазификации, осуществляемые без взимания платы с физических лиц, в составе расходов по налогу на прибыль (в том числе часть расходов, напрямую не связанных с созданием амортизируемого имущества, учитывать в составе текущих расходов, а расходы на создание амортизируемого имущества признавать путем начисления амортизации)?
Кроме того, в связи с возможными рисками в правоприменительной практике в целях безусловного освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость указанных работ, полагаем целесообразным законодательно закрепить такое освобождение путем внесения соответствующих изменений в п. 2 статьи 146 НК РФ, а также закрепить в ст. 264 НК РФ возможность признания расходов по догазификации в составе расходов по налогу на прибыль, так как наш Президент публикуя своё Послание Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 года вряд ли предполагал, что возложение на газораспределительные организации обязанности по догазификации (прокладке газовых сетей до границ негазифицированных домовладений) без взимания платы с физических лиц, должно еще и повлечь увеличение налоговой нагрузки для таких газораспределительных организаций.
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении планируемой деятельности, связанной с выполнением работ (оказанием услуг) при заключении организацией различных видов договоров, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, независимо от источника их оплаты.
При этом пунктами 4 и 5 статьи 38 Кодекса установлено, что для целей налогообложения работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок формирования первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налога на прибыль организаций установлен статьей 257 Кодекса.
На основании положений пункта 1 данной статьи Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Таким образом, если организация осуществляет расходы по созданию основного средства, которое будет использоваться в деятельности приносящей доход, или осуществляет расходы, поименованные в пункте 2 статьи 257 Кодекса, то первоначальная стоимость такого основного средства, независимо от источника финансирования, определяется (изменяется) в порядке, предусмотренном статьей 257 Кодекса. В дальнейшем произведенные расходы признаются для целей налога на прибыль организаций через механизм начисления амортизации в общеустановленном порядке. Исключение составляет только имущество, созданное с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Первоначальная стоимость такого имущества формируется без учета расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Что касается признания для целей налога на прибыль организаций расходов, не связанных с созданием амортизируемого имущества, но произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то такие затраты также учитываются для целей налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил порядок налогообложения прибыли при создании основного средства с использованием бюджетных средств целевого финансирования.
Расходы, не связанные с созданием амортизируемого имущества, но произведенные для получения дохода, учитываются для целей налога на прибыль в общем порядке.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 января 2022 г. N 03-07-11/2092
Текст письма опубликован не был