Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 января 2022 г. N 03-07-11/3512
Вопрос: Просим подтвердить правомерность не исчисления НДС ссудодателем - Банком России при безвозмездной передаче в пользование автономной некоммерческой организации офисных помещений согласно действующему законодательству.
Ответ: В связи с обращением по вопросам правомерности неисчисления Банком России налога на добавленную стоимость при предоставлении офисных помещений в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации, а также правомерности действий автономной некоммерческой организации по компенсации затрат Банка России по уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость в связи с предоставлением офисных помещений в безвозмездное пользование, осуществляемых за счет целевых средств согласно смете расходов на содержание автономной некоммерческой организации, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение экспертизы договора безвозмездного пользования, заключенного Банком России и автономной некоммерческой организацией, а также документов, служащих основанием для компенсации затрат Банка России по уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость в связи с предоставлением офисных помещений в безвозмездное пользование.
В то же время на основании пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом пунктом 2 данной статьи Гражданского кодекса предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные Гражданским кодексом РФ в отношении договора аренды.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией.
Пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом услуги по передаче объектов основных средств в безвозмездное пользование автономным некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации налогоплательщиком услуг на безвозмездной основе налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, без включения в них налога.
Таким образом, услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование автономной некоммерческой организации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость и налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пункту 2 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, поименованных в данном пункте. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
В связи с этим для целей налогообложения прибыли организаций полученные налогоплательщиком средства целевых поступлений, при выполнении условий, установленных пунктом 2 статьи 251 Кодекса, не учитываются у него в составе доходов, а расходы, произведенные за счет этих средств, не уменьшают налоговую базу.
При этом если полученные средства целевых поступлений использованы не по целевому назначению, то они признаются внереализационными доходами на основании нормы пункта 14 статьи 250 Кодекса.
В силу нормы статьи 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо (организации и (или) физические лица) должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Таким образом, в нормах Кодекса установлен принцип обязательности уплаты законно установленных налогов организациями и физическими лицами.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, если в рамках осуществления уставной некоммерческой деятельности у некоммерческой организации возникают обязательства по уплате налогов, то целевые поступления, израсходованные данной некоммерческой организацией на уплату налогов, не могут рассматриваться, как использованные не по целевому назначению.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России предоставляет офисные помещения в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации. Отвечая на вопросы налогообложения, Минфин разъяснил следующее.
Услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование автономной некоммерческой организации облагаются НДС, и налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика.
Если в рамках уставной некоммерческой деятельности у НКО возникают обязательства по уплате налогов, то целевые поступления, израсходованные на их уплату, не могут рассматриваться как использованные не по целевому назначению.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 января 2022 г. N 03-07-11/3512
Текст письма опубликован не был