Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2021 г. N 03-07-11/105038
Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прошу дать письменные разъяснения по вопросу правомерного применения автономным учреждением (далее - Учреждение) налоговой льготы предусмотренной подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в части оказания услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
По условиям подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере на основании пункта 1 статьи 56 НК РФ.
Согласно подпункту 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, НК РФ не предусмотрены.
Пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой.
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 указанного закона физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Следует учесть, что понятие физкультурно-оздоровительные мероприятия в Федеральном законе от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не установлено.
Наше Учреждение имеет в своем ведении физкультурно-оздоровительные комплексы, в которых путем заключения договоров возмездного оказания услуг оказываются населению платные физкультурно-оздоровительные услуги на посещение бассейна, тренажерного зала и групповых программ.
Клиенты физкультурно-оздоровительных комплексов заключившие вышеуказанный договор на оказание услуг самостоятельно занимаются на тренажерах и посещают бассейн, включая обязательное проведение инструктором вводного инструктажа.
Инструктор и медицинский персонал обеспечивает безопасное пребывание клиентов самостоятельно занимающихся на тренажерах и посещают бассейн, т.е. осуществляет контроль за тренировочным процессом с точки зрения его эффективности и правильности чтоб в последующем не допустить травматизма лицами, занимающихся физической культурой и спортом.
Учреждение является физкультурно-спортивной организацией и осуществляет свою деятельность в области физической культуры и спорта, согласно основному виду экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) код 93.11 "Деятельность спортивных объектов", и дополнительным видам экономической деятельности код ОКВЭД 93.12 "Деятельность в области спорта прочая", код ОКВЭД 9319 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая", код ОКВЭД 96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная".
На основании изложенного, прошу предоставить разъяснение, соответствует ли наше Учреждение обязательным критериям, позволяющим воспользоваться правом на налоговую льготу, предусмотренной подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части оказания услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Ответ: В связи с обращением по вопросу правомерности применения организацией освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, Кодексом не предусмотрены.
В то же время пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой.
Кроме того, в соответствии с пунктом 26 статьи 2 указанного закона физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Учитывая изложенное, услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории физкультурно-оздоровительного комплекса как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории физкультурно-оздоровительного комплекса как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2021 г. N 03-07-11/105038
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 21 февраля 2022 г. N 4